Обходились без высоких метафор. В Петербурге прошел форум «Космостарт»

Анну Кикину лучше не называть «космонавткой» — это ей немного режет слух. Конкретный выход в открытый космос на несколько часов прорабатывают два-три года. Даже если не берут в космонавты, потом можно стать командиром МКС… На VII всероссийском форуме «Космостарт» Государственного университета аэрокосмического приборостроения полтора десятка представителей отрасли вдохновляли, отрезвляли и вновь вдохновляли.

Обходились без высоких метафор. В Петербурге прошел форум «Космостарт» | ФОТО предоставлено Пресс-службой ГУАП

ФОТО предоставлено Пресс-службой ГУАП

Курс на «Восточный»

ГУАП проводит форум вместе с ­«Роскосмосом» и Северо-Западной федерацией космонавтики. Пандемия в свое время вынудила развивать онлайн-формат — и вот, в этом году трансляции и запись с форума набрали около 370 тысяч просмотров уже за пару дней. В очных встречах участвовали больше 1200 студентов и школьников. Как говорит ректор ГУАП Юлия Антохина, «проведение форума в смешанном формате дает уникальную возможность представить результаты космической отрасли на огромную ­аудиторию».

В российской космической отрасли работают около 200 тысяч человек, — говорит Дмитрий Шишкин, директор департамента «Рос­космоса».

Но причастных куда больше. По новой российской программе «Спейс пи» (space — космос, «пи» — число «пи») школьники учатся разрабатывать наноспутники — маленькие аппараты весом до 10 кг. ГУАП и «Роскосмос» открыли в Петербурге первый «Космический класс» в школе № 18 с углубленным изучением математики. При гендиректоре корпорации появился совет молодых ученых и специалистов, чтобы напрямую предлагать решения. Если в совет не попал, а идея есть — можно показать на форуме «Роскосмоса» «Команда будущего». Северо-Западная федерация космонавтики объединяет и просто любителей, говорит координатор программ федерации Ирина Исаева. Один из проектов — Летняя космическая школа: девятидневные интенсивы по орбитальной механике, космической технике, космической медицине и так далее.

Приобщиться «к космическому» может хоть воспитатель, хоть повар, если поедет работать в городок Циолковский Амурской области. Там живут сотрудники первого российского гражданского космодрома «Восточный». К 2025 году планируют достроить второй стартовый комплекс «Ангара», а с первого стартового, «Союза», уже сделано 12 успешных пусков (можно подгадать и приехать на экскурсию).

Через тернии к терниям, а потом к звездам

Пути в космонавтику не самые прямые. 39‑летний космонавт Денис Матвеев (вернулся с МКС в сентябре) о космосе вообще‑то не мечтал. Родился в Ленинграде, но с малолетства жил в Звездном городке (папа был врачом экипажа), так что насмотрелся на космонавтов. Тянуло в инженерию — по первой профессии инженером и стал.

38‑летний Сергей Корсаков (тоже вернулся в сентябре) хотел в Нахимовское. Не прошел по какой‑то административной причине. Но, говорит, «тяга к кораблям переросла в страсть к космическим кораблям». И напоминает, что «космонавт» в переводе — вообще‑то «космоплаватель». В первый открытый набор космонавтов Корсаков рванул с поста гендиректора коммерческой фирмы.

Герой России петербуржец Андрей Борисенко (сейчас ему 58) захотел стать космонавтом во втором классе: впечатлился фильмом «Укрощение огня» про Королева. При отборе в отряд космонавтов не прошел медкомиссию. Сказали: занимайтесь чем‑то другим.

Было ощущение, что небо свалилось на голову. Но вопрос о том, что надо искать в жизни что‑то другое, мучил меня всего дня два.

Борисенко годами участвовал в медико-биологических экспериментах и доказал, что организм справляется с нагрузками. Вспоминает добрым словом того единственного члена комиссии, который взял на себя ответственность и написал «здоров». Но до сих пор хранит документ с первой резолюцией — «не годен». С тех пор он совершил два полета, был командиром МКС.

Андрей Иванович и сравнил космонавтику с рыбалкой (это его хобби). Долго ждешь — и без гарантий:

30 – 35 % космонавтов, отобранных в отряд и даже назначенных в основные экипажи в космос так и не полетели. Причем по независящим от них причинам.

Сейчас на МКС — 47‑летний Сергей Прокопьев (второй раз), 39‑летний Дмитрий Петелин и единственная на сегодня женщина в отряде космонавтов Анна Кикина. Ее в октябре доставил американский многоразовый корабль Crew Dragon. Анна всего лишь шестая женщина-космонавт из Советского Союза/России. Притом что в космосе побывала уже 71 «девочка». У Кикиной, ставшей прототипом для куклы Барби в костюме космонавта, с куклой ничего общего кроме красоты. На вопросы о семье — сдержанное «это приватная тема», феминитив «космонавтка» ей не по душе: «Как тогда говорить, «отряд космонавтов и космонавток?»).

Нет такой профессии «женщина-космонавт», — констатирует Елена Серова, Герой России (полет — в 2014 году). — Человек просто должен обладать определенными характеристиками.

Перегрузка не спрашивает, мужчина ты или женщина: будь добр, не теряй сознание. И на тренировках при прыжке с высоты 4 тыс. метров что мужчинам, что женщинам нужно в падении решить задачи одного типа.

С собой космонавтам разрешено взять не больше 1 кг личного груза, — Серова набрала новогодних подарков для членов экипажа. А костюм для МКС подбирала, исходя не из своих цветовых предпочтений:

Надо, чтобы тех, кто тебя постоянно видит, цвет не раздражал.

Ближе, чем кажется

Вообще‑то МКС — это научная лаборатория. Просто размером с футбольное поле. Денис Прудник, организатор проекта «Мы верим в космос» для школьников и абитуриентов, напоминает, что пришло в наш быт из космоса. Теплоизоляционные материалы; датчики электричества; системы очистки воздуха и воды; сублимированные продукты; беспроводные инструменты — от наушников до пылесосов; цифровые камеры.

Говорят, «космос ближе, чем кажется» — это буквально. Не так далеко мы и забрались, рассуждает Сергей Самбуров, главный специалист по автономным средствам связи РКК «Энергия» (и правнук Циолковского):

Мы пока летаем низенько, 400 км над Землей, при диаметре земного шара 14 тысяч километров. Пуповиной связаны с Землей: возим на орбиту воду, кислород, одежду. И топчемся на месте. Из пунктов, когда‑то намеченных Циолковским, выполнили пока самые простые.

В ближайшее время очень активно будут использовать Луну. Это считается уже дальним космосом. Четыре месяца назад завершился международный эксперимент «Сириус-21»: имитация полета на Луну и обратно плюс работы на окололунной орбите. Участвовали представители США, России, Арабских Эмиратов: трое мужчин, три женщины (одну пришлось вывести из эксперимента из‑за травмы). 240 дней в замкнутом пространстве.

Участник проекта Олег Блинов, начальник одной из лабораторий Центра подготовки космонавтов, рассказывает: понимали друг друга уже с полувзгляда (вообще в международных космических коллективах говорят на таком «русинглише» — все владеют русским и английским, а в разговоре выбирают то слово, которое короче). Температура воздуха одна — но кому‑то жарко, кому‑то зябко; остро не хватает звуков, попросили даже прислать файлы с шумом дождя. Почти нет запахов. Спустя какое‑то время благодаря виар-технологиям, имитирующим вид на Луну, забывается, что ты вообще‑то на Земле, в Институте медико-биологических проблем.

Сейчас российская космическая отрасль живет по федеральной космической программе 2016 – 2025. Следующая начнется в 2026 году. Выполнять ее будут и те, кто сейчас студентом был на «Космостарте».


#космос #форум #ГУАП

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7331) от 19.12.2022 под заголовком «Космонавтика как рыбалка ».


Комментарии