Ничья в пользу Эрдогана? Что показал первый тур президентских выборов в Турции

После подсчета всех голосов принявших участие в президентских выборах избирателей оказалось, что ни один из главных претендентов не сумел набрать более 50 % голосов, которые необходимы, чтобы быть избранным в первом туре. А значит, двум победившим кандидатам предстоит второй раунд, он намечен на 28 мая. На этом этапе победитель будет выбран простым большинством.

Ничья в пользу Эрдогана? Что показал первый тур президентских выборов в Турции | ФОТО: Pixabay

ФОТО: Pixabay

За президентское кресло уже через десять дней поборются действующий глава государства Реджеп Тайип Эрдоган, получивший 49,5 % голосов избирателей, и кандидат от оппозиционного «Национального альянса» Кемаль Кылычдароглу, отставший от победителя на четыре с лишним пункта. Третьим финишировал кандидат от альянса «АТА» Синан Оган с 5,17 %. Большинство турецких избирателей за рубежом (57,2 %) отдали голоса за Эрдогана, а за Кылычдароглу — немногим более трети (39,85 %). Действующий президент победил в четырех из семи регионов. В Черноморском регионе, третьем по площади в стране, все 18 провинций проголосовали за Эрдогана (всего в стране 81 провинция), в других были провинции, где предпочтения распределились практически поровну. Однако в крупных городах президент проиграл. Столица Анкара, мегаполис Стамбул, Измир и Анталья выбрали Кылычдар­оглу. Все эти населенные пункты после муниципальных выборов 2019 года оказались в руках у оппозиции, мэры Стамбула и Анкары Экрем Имамоглу и Мансур Яваш, соответственно, в случае победы Кылычдароглу могут стать вице-президентами.

Характерно, что «Республиканский альянс» во главе с Партией справедливости и развития (ПСР) действующего президента Эрдогана уверенно победил на парламентских выборах, которые проходили параллельно с президентскими. Он набрал 49,3 % и получает порядка 322 из 600 мест в парламенте; оппозиционный «Национальный альянс» во главе с Народно-республиканской партией (НРП) Кылычдароглу — 35,19 %, или около 212 мест. Интересно, что на парламентских выборах в отличие от президентских и Стамбул, и Анкара отдали голоса за ПСР.

Еще одна характерная черта выборов — 9 из 11 провинций, пострадавших во время разрушительного землетрясения в феврале, вопреки всем предсказаниям и надеждам оппозиции, проголосовали за Эрдогана, включая Адану, Газиантеп, Адыяман, Кахраманмараш и Шанлыурфу, где счет погибших идет на тысячи. Правда, граничащие с Сирией провинции Хатай, которая сильнее всех пострадала от землетрясения (более 30 тыс. погибших), и Диярбакыр выбрали Кылычдароглу. Как отмечает Al Jazeera, добиться такого высокого результата в пострадавших провинциях действующий президент смог, несмотря на промедление с оказанием помощи в первые дни после бедствия и то, что возведение нового жилья для пострадавших так и не началось. Это показывает: обещания Эрдогана об оказании помощи принесли свои плоды и он смог удержать электорат в провинциях, которые традиционно являлись его опорой. Голоса курдов, национального меньшинства, составляющего около 20 % населения страны, были отданы оппозиционному кандидату, указывает Al Jazeera.

Следует отметить, что выборы в Турции прошли при рекордной для республики явке — она, по последней информации высшей избирательной комиссии, достигла 88,9 %. На предыдущих президентских выборах этот показатель составлял 86,2 %.

«Победителем на выборах вне зависимости от показателей стала Турция и ее народ. Голосование 14 мая — одно из самых рекордных по явке в истории выборных процессов нашей страны. В течение всей политической карьеры мы проявляли уважение к воле народа. Выражаем уважение к мнению избирателей — и на текущих выборах, и на всех последующих», — сказал действующий турецкий лидер, чьи слова приводит агентство Anadolu. Кылычдароглу в свою очередь упрекнул оппонента за то, что тот выступил с речью, не дождавшись итогов подсчета голосов. «Эрдоган, несмотря на все свои кощунства, наверняка не набрал желаемых результатов… Выборы на балконах не выигрываются», — цитирует лидера оппозиции РИА «Новости».

Второй раунд президентской гонки сыграет на руку Эрдогану, считают его сторонники и независимые эксперты. В числе преимуществ главы Партии справедливости и развития — психологическая атмосфера, сложившаяся после успеха соратников действующего руководителя республики в парламентской гонке, и открытость третьего кандидата в президенты националиста Синана Огана к прагматичному торгу.

Турецкий политолог Керим Хас полагает, что электорат Огана (кстати, этнического азербайджанца, защищавшего кандидатскую диссертацию в МГИМО), за которого проголосовали свыше 2,8 млн избирателей (около 5,2 % поддержки), будет основным предметом борьбы между Эрдоганом и Кылычдароглу в эти дни. «Оган как‑то в прямом эфире сказал, что если выборы выйдут во второй тур, то он готов к торгу с Эрдоганом и Кылычдароглу. Он очень прагматичный националист. Купить лояльность таких людей легко. И у Эрдогана больше возможностей: например, предложить ему какой‑то пост», — обратил внимание Хас.

Другим важным фактором эксперт считает последствия парламентских выборов, по итогам которых ПСР и ее союзники получили большинство мандатов. «На этом фоне Эрдогану легче пропагандировать то, что его победа в президентской гонке будет ключом к решению экономических проблем», — рассуждает Хас. По его словам, «никто вдобавок к экономическому кризису не захочет кризиса политического. А в случае победы Кылычдароглу могут возникнуть проблемы между парламентом и президентом». При этом эксперт делает оговорку: сложившаяся после первого раунда ситуация не означает, что в Турции не было манипуляций с голосами. «Оппозиционный блок просто не смог себя эффективно проявить. Его альтернативная система подсчета не сработала», — полагает Хас.

А вот заведующий отделом Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН Владимир Аватков предупреждает, что победа оппозиции для Москвы нежелательна. «Если Эрдоган пытается строить для страны евразийское будущее, то Кылычдароглу ориентируется только на Запад. Возможно, перед вторым туром оппозиция станет разжигать страс­ти, опираясь на поддержку США и Евросоюза. Большинство турок хотят в ЕС, но при условии соблюдения Брюсселем интересов Анкары, а этого не случится», — объясняет эксперт. Не исключены, по его мнению, и уличные беспорядки. «Второй тур для оппозиции — единственный шанс развернуть страну на Запад — по крайне мере в обозримой перспективе. Другой такой возможности не представится еще очень долго. Как известно, правящему «Респуб­ликанскому альянсу» достались 322 места в парламенте из 600. Это означает, что Кылычдар­оглу будет очень непросто выполнить свое главное предвыборное обещание и превратить Турцию из президентской республики в парламентскую», — резюмирует эксперт.


#Турция #выборы #президент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (7416) от 17.05.2023 под заголовком «Ничья в пользу Эрдогана? ».


Комментарии