2Vtzqv4Hz9U

Нехрупкие перспективы. Как развивается фарфоровое производство в России?

Российским производителям фарфора не до кризиса. В условиях, когда их западные и европейские конкуренты покинули наш рынок, надо не только заполнить освободившиеся на внутреннем рынке ниши качественной продукцией, но и удержать свои экспортные позиции. Ради этого предприятия делают ставку на повышение производительности труда.

Нехрупкие перспективы. Как развивается фарфоровое производство в России? | Фото автора

Фото автора

Вектор на Восток

В августе 2022 года общее производство фарфоровой посуды и других изделий из фарфора в нашей стране выросло на 4,2 % к уровню августа прошлого года. В итоге, по данным компании TK Solutions, среднегодовой прирост производства за период 2017 – 2021 гг. составил более 4 %. Лидеры российского рынка — Центральный федеральный округ (59,9 % производства) и СЗФО (22 %).

В списке известных производителей Императорский фарфоровый завод (Петербург), Гжельский фарфоровый завод, «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках», «Дулевский фарфор» (Московская область), «Кубаньфарфор» (Краснодар), Кисловодский фарфоровый завод (Ставропольский край), «Фарфор Сысерти» (Свердловская область) и другие. За последние годы многие предприятия провели модернизацию, перешли с импортного сырья на отечественное, оптимизировали ассортиментную политику.

Буквально на днях успешными результатами участия в нацпроекте «Производительность труда» поделился коллектив петербургского Императорского фарфорового завода (ИФЗ). Благодаря поддержке экспертов Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (РЦК) на предприятии были налажены бизнес-процессы для увеличения выпуска продукции популярной марки завода — изделий с рисунком «кобальтовая сетка». В результате срок производственного цикла сократился с 38 до 30 дней, а производительность труда сотрудников выросла почти на 50 %. Если раньше в смену один человек производил 61 изделие, то сейчас — 93.

Останавливаться на достигнутом коллектив не собирается, тем более что такие ударные показатели помогут предприятию частично занять место ушедших с нашего рынка западноевропейских производителей и расширить географию экспорта. В ближайшей перспективе продукция завода появится на новых рынках Азии и стран Ближнего Востока. Вектор экспортного развития обращен на Индию, Южную Корею и страны Персидского залива.

«На данный момент продукция завода, как и прежде, разлетается не только во все концы нашей страны, но и за ее пределы, — рассказала гендиректор ИФЗ Татьяна Тылевич. — Даже в нынешних условиях мы экспортируем продукцию более чем в 30 стран».

К слову, в 2021 году импорт фарфоровой посуды в нашу страну составил 127 млн долларов. На первом месте импортеров Китай, на втором Белоруссия, на третьем — Турция. В нынешнем году структура импорта и экспорта находится в процессе трансформации — внешнеторговые потоки переориентируются в сторону Азии и Востока.

Три рецепта красоты

Императорский фарфоровый завод специализируется на выпус­ке изделий из трех видов фарфора: самого распространенного — твердого, тонкостенного кос­тяного и мягкого скульптурного фарфора. Изделия декорируются надглазурной и подглазурной ­росписью ручным, механизированным и комбинированным способами нанесения рисунка на фарфоровую поверхность. В первом случае на изделие сначала наносят краски, а затем окрашенный слой покрывают прозрачной глазурью, которая придает изделиям блеск, защищает от микротрещин, ультрафиолета, воздействия щелочей. При надглазурной технике изделие сначала покрывают глазурью и уже на нее наносят краску. Подглазурные краски долговечнее, но в отличие от надглазурных имеют ограниченную палитру.

Фарфоровые изделия премиум-класса — штучный товар. Мас­тера расписывают их вручную, декорируя золотом и серебром в отделе высокохудожественных изделий.

«В ассортименте предприятия есть и чайно-столовый фарфор, и декоративные вазы, и анималис­тическая и жанровая скульптура, — перечисляет Татьяна Тылевич. — Все эти направления деятельнос­ти предприятия важны в равной степени. Если завод утратит даже одну из своих компетенций, восполнить ее будет практически невозможно. Поэтому мы поддерживаем их все, иногда даже в ущерб экономике».

Соответственно, завод разделен на несколько цехов: механизированной росписи, высокохудожественных изделий (ручной росписи), костяного фарфора, скульптурной анималистики.

Проект «Производительность труда» был реализован на участке механизированной росписи, где декор в том числе наносят по технике деколи. По сути, деколь — это печатная картинка, которая переводится на белый полуфабрикат и затем впекается в глазурь. Для создания таких переводных картинок на заводе есть собственная мини-типография. Алгоритм простой. Художники придумывают рисунок, дизайнеры переводят его в электронный вид. Сначала рисунок печатают на специальной бумаге и наклеивают на фарфоровый полуфабрикат (чашку или тарелку). Далее следует процедура обжига. В зависимости от рисунка в печи настраивается температура и время прохождения изделия по «горячему» конвейеру. При обжиге бумажная основа картинки выгорает, краски спекаются с глазурью и на поверхности фарфорового изделия остается рисунок.

Краски в основном используются отечественного производства, но есть и импортные позиции, например, золото. С ним были небольшие сложности, но они тоже решаемые.

«Проблем с сырьем мы не испытываем. Предприятие обеспечено необходимыми материалами на 90 %. Никаких сбоев не ожидается, — заверил директор по производству ИФЗ Артем Пухов. — Основное сырье, с которым работает наш завод, глина. Карьеры, с которыми мы сотрудничаем, расположены в горных регионах РФ. Кроме того, сейчас прорабатываются вопрос сотрудничества с несколькими поставщиками из Китая».

Тенденцию перехода на отечест­венное сырье подхватили даже те предприятия, которые традиционно работали на импортном. Можно привести в пример Дулевский фарфоровый завод, который с начала этого года проводит мероприятия по замещению импортных материалов на оте­чественные ингредиенты. В результате доля импортного сырья в массе дулевского фарфора снизилась до 15 %. При этом завод активно наращивает объемы производства, на котором ежемесячно изготавливается уже более миллиона изделий.

Фарфор приглашают на кухню

Изготовление фарфоровых изделий — сложный многоступенчатый процесс. К примеру, чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить около 80 технологических операций. Этим во многом объясняется высокая стоимость. В итоге сегодня в очередь за фарфоровой продукцией люди не стоят и относятся к ней как к роскоши. Современный потребитель качественного фарфора — это человек среднего возраста с хорошим образованием и достатком, интересующийся культурой, обычно любитель классики.

Чтобы изменить сложившееся общественное мнение, производители стараются делать свою продукцию не только доступнее, но и более функциональной в домашнем обиходе. Например, на Гжельском фарфоровом заводе, который пару лет назад провел масштабную модернизацию производства, с недавних пор создаются вещи, востребованные в современном быту. Это и фарфоровые стаканы для «кофе с собой», и плоские тарелки для итальянской пасты. Также предприятие старается разными способами популяризировать свою деятельность.

«Сегодня многие ассоциируют гжель с привычной сине-белой цветовой гаммой, которую она приобрела только после Великой Отечественной войны. Такой минимализм был вынужденной мерой с экономической точки зрения, — рассказывает директор по связям с обществен­ностью Гжельского фарфорового завода Анастасия Праведнова. — При этом многие не знают, что традиционная гжель XVIII века была многоцветной. Сегодня завод успешно эту художественную традицию возрождает».

«Мы стремимся к тому, чтобы наша продукция была доступна не только президенту РФ, но и простой домохозяйке. Стараемся привлечь к нашей продукции внимание молодежи, — объясняет Татьяна Тылевич. — В том числе и для этого мы активно развиваем модное направление арт-фарфор, отражающее наше время. Помимо того что у нас работают штатные живописцы, мы сотрудничаем со сторонними художниками. Есть проекты с Михаилом Шемякиным, Анатолием Белкиным, Александром Васильевым, Васей Ложкиным. Есть даже проект, когда в роли художника выступает искусственный интеллект. В портфолио Николая Иронова (так зовут искусственный интеллект. — Авт.) десятки успешных коммерческих проектов для блогеров, кафе, приложений, продуктов массового потребления. Только что совместно с кинокомпанией «СТВ» завод выпус­тил лимитированную коллекцию бокалов, посвященных 25‑летию культовой картины Алексея Балабанова «Брат». Кроме того, у нас появляются изделия, которые можно использовать в посудомоечных машинах и микроволновых печах. В этом нам помогают современные технологии, которые мы активно используем в производстве».

С помощью одной из таких технологий — 3D-моделирования — реализуется совместный проект с «Эрмитажем» по воссозданию музейных копий. Дело в том, что фарфор имеет усадку 13 %, да и краски в этом случае подбирать очень сложно. А современная технология позволяет получать оптимально точный результат, максимально соответствующий оригиналам.

В заключение остается напомнить, что если сегодня в России работает менее двух десятков полноценных фарфоровых производств, то во времена СССР их было 59. На советских фарфоровых заводах, по данным 1989 года, выпускалось 864 миллиона единиц фарфоровой продукции в год. Так что перспективы у нашей фарфоровой отрасли не такие уж хрупкие.


#фарфор #производство #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7289) от 02.11.2022 под заголовком «Нехрупкие перспективы».


Комментарии