Не в игрушки играть. Как организовать уроки робототехники в школе?

С этого учебного года уроки робототехники в школах стали обязательными. При этом из России ушли датский «Лего» и американский VEX. Именно они поставляли до 90 % робототехнических наборов кружкам и школьным факультативам. Драматичная борьба за то, чтобы занять место ушедших, обнажила другие проблемы школьного технического образования. В том числе из‑за них, надо думать, некоторые вузы страны в этом году не могли набрать студентов на технические специальности.

Не в игрушки играть. Как организовать уроки робототехники в школе? | На пятидневном «РобоФинисте» были 1200 участников-людей, а участников-роботов еще больше: футболисты, сумоисты, машины, корабли…/Фото автора

На пятидневном «РобоФинисте» были 1200 участников-людей, а участников-роботов еще больше: футболисты, сумоисты, машины, корабли…/Фото автора

Место пусто не бывает

Раньше мы конкурировали с импортными производителями, а сейчас придется конкурировать с одним отечественным. Но он имеет карт-бланш от государства, — констатирует Михаил Киселев, гендиректор петербургской компании, производящей кибернетический конструктор «Трик».

Этот продукт в числе прочих используют на занятиях, например, в Президентском физматлицее № 239 и петербургской Академии цифровых технологий.

Российские компании объединяются в АПОРРИ — Альянс производителей образовательных решений по робототехнике и инженерии. Среди участников — создатели «Трика», R:ED, МГБота, «Роботрека», «Океаники», «Омеги». К ним примк­нула группа компаний «Геоскан», чьи беспилотные самолеты и коптеры используются в разведке полезных ископаемых, кадастровых работах, картографии и многом другом. Сплотиться, в том числе с конкурентами, заставило то, что на государственном уровне особо поддержан один игрок.

В июле на форуме «Сильные идеи для нового времени» основатель петербургской компании «Роббо» Павел Фролов обратился напрямую к президенту Путину:

Мы разработали общероссийскую суверенную платформу образовательной робототехники. Обучаем юных инженеров с пяти лет, снимаем зависимость от зарубежных технологий и софта.

Как говорит Фролов, все оборудование создается в Петербурге: робоконструкторы, 3D-принтеры, квадрокоптеры, нейроинтерфейсы. «Мы мечтаем оснастить все школы России инженерными робоклассами».

Если бы Павел выступил от лица индустрии, мы бы все хлопали в ладоши, — рассуждает Надежда Бабенкова, гендиректор компании, производящей учебно-методический комплекс «Роботрек». — Но прозвучало так, что обеспечить суверенитет берется одна конкретная компания.

В августе президент дал поручение правительству рассмотреть возможность оснащения техникой «Роббо» школьных кабинетов информатики. А при необходимости — вузов и институтов повышения квалификации учителей.

Компания «Роббо» известная. Шесть лет назад в интервью нашей газете Павел Фролов досадовал, что обучение робототехнике в России — скорее имитация:

Детей учат использовать готовые блоки и готовые программы, не объясняя, что находится внутри них. Когда эти дети вырастут и пойдут в производство или бизнес, они будут полностью зависимы от зарубежных поставок.

Это правда, — согласен Михаил Киселев. — Школы закупали для занятий то оборудование, которое позволяет быстро что‑то сделать. В начале урока учитель ставил коробочку на стол, в конце урока убирал. Конечно, ни в одной робототехнической лаборатории вы такого не увидите, там всегда творческий беспорядок.

По мысли Павла Фролова, настоящее обучение — это когда ребенок способен сам «выбрать в магазине детали, изготовить печатную плату, самостоятельно ее выпаять, лазером или 3D-принтером изготовить корпус — и собрать робота».

Фролов и единомышленники больше десяти лет продвигали в России свой проект, тогда конструктор назывался «СкретчДуино». Соединение американской разработки (языка программирования для детей «скретч») и итальянской (электронной платформы с открытым кодом Arduino) стало отечественным продуктом. Иностранные корни не должны смущать. В том и суть так называемого open source, свободного прог­раммного обеспечения: хозяина у него фактически нет, исходный код открыт, и любой может адаптировать это ПО под свои нужды.

Но и другим отечественным производителям есть чем гордиться. R:ED поставляет свои продукты в семь стран; проект «Трик» в 2020 году победил в одной из номинаций конкурсного отбора лучшего отечественного оборудования (организаторы — Агентство стратегических инициатив и Ассоциация участников рынка ­артиндустрии); продукт «Роботрек» используют в 150 детских клубах нескольких стран.

Что важно: продукты разные

Если бы, например, весь рынок достался мне, я бы просто его не переварил, — говорит Михаил Киселев. — У Павла хороший продукт, но это ниша, мобильная робототехника. А рынок слишком большой, слишком разнообразный. Решить такую широкую задачу один производитель не сможет.

Оборудование под задачи или задачи под оборудование?

Меня давно угнетает зависимость России от зарубежных технологий, — произнес Павел Фролов на форуме с участием президента.

Но, по мнению участников ­АПОРРИ, технологический суверенитет «в результате монополизации рынка станет недостижимой задачей, так как не позволит подготовить достаточно квалифицированные кадры на уровне школ».

Михаил Киселев поясняет: на уроках робототехники в кадетских училищах — одни задачи, в школах «Росатома» другие, в школах РЖД третьи, в обычных школах четвертые. Например, в кружках Краснодарского края бум дронов, потому что в сельском хозяйстве региона все активнее используются квадрокоптеры.

Соглашение участников альянса было подписано на прошедшем в Петербурге фестивале робототехники «РобоФинист». 1200 школьников из разных городов России и стран СНГ состязались в 30 дисциплинах. Использовали летающих роботов — от одних производителей, роботов-футболистов — от других, плавающих — от третьих и так далее.

В тех же Президентском лицее и Академии цифровых технологий робототехнику изучают на продуктах разных производителей.

Казалось бы, школа может купить тот конструктор, который больше всего подходит под ее направленность. Но, как утверждает исполнительный директор компании — производителя конструкторов R:ED Максим Сушков, лишь 10 % российских школ могут себе позволить такую вольность: заказать то, что считают нужным. Это школы сильные, с довольно независимыми директорами, ну и с пониманием особенностей того или иного робототехнического оборудования.

Остальные 39 тысяч школ страны покупают то, что им рекомендовано сверху, — констатирует Максим Сушков. — Они понимают, что в противном случае проверяющие органы спросят, почему куплено не то оборудование, которое прописано в методических рекомендациях.

Госзакупки — давняя боль производителей робототехнического учебного оборудования. Государственные школы и кружки закупают все через тендер и должны опираться на так называемые инфраструктурные листы от Минпросвещения. В этих листах прописано, какими характеристиками должен обладать продукт.

Я, например, вообще не могу участвовать в этих торгах, потому что в техзадании написано, что изделие должно быть из пластика. А у меня металл, — говорит Михаил Киселев. — Техзадание было прописано под конкретного поставщика.

Другие производители тоже отмечали, что характеристики в техническом задании изначально делались с таким расчетом, чтобы в них идеально вписывались лидеры рынка — «Лего» и VEX. Сейчас, опасаются, тоже впишется кто‑то определенный.

Есть общая проблема российских школ, — заявляет Михаил Киселев. — Не оборудование закупается под задачи, которые школа перед собой поставила в обучении, а сначала закупается оборудование, а под него придумываются образовательные задачи. В результате часть купленного так и оседает на полках. Потому что у школ особенно не спрашивали, что им нужно на самом деле. У них нет возможности выбора, нет возможности сформировать свой собственный запрос. Пользуются тем, что дали.

Открытый вопрос по открытому коду

У производителей учебной робототехники есть и некоторые «философские» расхождения.

Например, не все считают, что робототехнике надо учить с малолетства. «Когда школьник дорастает до настоящей робототехники, он привык «играть», а к решению серьезных задач остается равнодушен», — говорит один из производителей.

Не все с доверием относятся к open source, свободному прог­раммному обеспечению. Павел Фролов — убежденный его сторонник: продукт бесплатный, независимый, с широкими возможностями для совершенствования, потому что занимаются этим энтузиасты со всего мира. К опенсорс-проектам относятся, например, многие компьютерные игры, известный браузер Firefox, система управления для сайтов WordPress, приложение Google Sky для наблюдения за околоземным пространством.

Скептики называют минусы свободного программного обеспечения: его развивают все, но ответственности не несет никто.

С одной стороны, свободное ПО используют для своих компьютеров полтора десятка министерств Франции, минобороны Нидерландов, муниципалитеты в некоторых странах. С другой — городской совет Мюнхена побыл десять лет на открытом программном обеспечении, но вернулся к Windows. А в России в 2018 году в 50 регионах возникли проблемы у тех МФЦ, которые работали на свободном ПО.

Опенсорс вещь хорошая, но целенаправленно учить детей только на таких продуктах — неправильно, — полагает Михаил Киселев. — У каждого опенсорс-проекта есть «прописка». Например, если сервера где‑нибудь в Мичигане, нет гарантий, что продукт вдруг не «закроется» для России.

Так бывало. В 2017 году сообщество Fedora Project запретило использовать свой опенсорс-продукт на территории Крыма.

Настоящий суверенитет — это отечественные продукты, другого выхода нет, — резюмирует Михаил Киселев.

Правда, год назад айтишная отрасль представила правительству проект стратегии развития опенсорса, чтобы были проекты с российской «пропиской». А Павел Фролов сообщил, что переходит с Arduino на недавно созданную российскую опенсорсную платформу для технического творчества «Восток».

Не импортировать, а экспортировать

Важно развивать экспорт высоких технологий, поставлять за рубеж российские «умные» вещи, а не только природные ресурсы, — говорил Павел Фролов на форуме. У нас цель — присутствовать в 10 % школ мира.

Существует замкнутый круг. Чтобы продукт был конкурентоспособен, надо, чтобы его покупали: будут деньги на классных разработчиков, а наращивание объемов позволит делать продукт дешевле и доступнее. Но чтобы продукт покупали, надо… чтобы он был конкурентоспособен.

Зарубежные конструкторы — это огромные тиражи, огромные объемы закупок, техподдержка по всему миру и т. д. В России вполне возможен выдающийся робототехнический стартап, но пока нет масштабных объемов производства, продукт будет дорогим — и однозначно окажется в проигрыше.

Чтобы продвинуть национальный продукт, страны помогают своим производителям. Фролов приводил примеры: Англия подарила всем сербским школам свои конструкторы, Китай предлагает Таиланду кредит на свою школьную робототехнику. Белоруссия оснастила российскими продуктами 170 школ, на это дал кредит Всемирный банк. Сейчас не дает, а на оснащение остальных школ республики нужен государственный кредит 9 млрд рублей и гарантии правительства, сказал на форуме Фролов президенту. Президент в присутствии председателя ­госкорпорации «ВЭБ.РФ» Игоря Шувалова объявил: «Что такое 9 миллиардов? У Игоря Ивановича активы банка 4 триллиона 600 миллиардов рублей. Ну неужели вы десятку не найдете?».

Да, нам надо экспортировать наши педагогические методики, — комментирует Михаил Киселев. — Их могут покупать и недружественные страны. Правда, пока либо через дружественные, либо не упоминая, что это продукт из России.

Но, признается, его компания даже подумать не может об экспорте. Пять лет готовились к выходу на другие страны — в США, Великобританию, Францию. Но сейчас и финансово не осилили бы, «нужно очухаться, дух перевести».

…Участники альянса подписали меморандум, основная цель — соз­дание доступной образовательной среды. «Голос одного могут не услышать, а когда нас много — это уже другая история», — комментируют производители.

В первую очередь рассчитывают на то, что наладится диалог с Минпросвещения. А правила закупок для школ будут прозрачными. Но остается еще одна проб­лема — ее подчеркивает уже педагогическое сообщество. Кто будет робототехнику преподавать? Как сказал представитель краснодарского центра робототехники, в IT зарплаты в три — пять раз выше. Так что в образовательной робототехнике надолго остаются только фанаты и энтузиасты. Такой вариант не подходит для школы, в которой робототехника — обязательный урок.


#обучение #робототехника #школа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (7301) от 21.11.2022 под заголовком «Не в игрушки играть».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.