Ректоры российских театральных вузов обсудили обучение студентов

В московском ГИТИСе на режиссерский курс петербуржца Юрия Бутусова было, что ли, сто человек на место. Через неделю один из поступивших счастливчиков забрал документы. Учиться оказалось слишком трудно. А в другом вузе не учеба, а сплошной праздник, но потом почему‑то ни один театр не берет. В России очень неровно с театральным образованием — об этом говорили во время III Някрошюсовских чтений на фестивале «Балтийский дом».

Ректоры российских театральных вузов обсудили обучение студентов | ФОТО Kyle Head / Unsplash

ФОТО Kyle Head / Unsplash

«Забудьте то, чему учили в вузе»

Эту фразу часто слышит выпускник технического вуза на предприятии: не так учили, сейчас переучим. У театров к театральным вузам претензии похожие.

Когда мы выпускаем актеров и договариваемся о просмот­рах в театрах, можно услышать от их руководителей слова недовольства, — говорит ректор ­ГИТИСа Григорий Заславский.

Правда, отмечает он, театры часто мыслят традиционными понятиями вроде амплуа: не такой «герой», не та «героиня». Будто актерское ремесло не меняется.

Еще как меняется. Профессор петербургского РГИСИ Сергей Черкасский приводит пример. Если античный актер, чтобы ввес­ти себя в подобающее «Орестее» состояние, держал урну с прахом сына, то актеры Станиславского вспоминали горестное событие из своей жизни. А Ли Страсберг, автор метода на основе системы Станиславского, учил вспоминать уже даже не событие, а свои ощущения в тот момент.

Ну и известная (хотя неточная) байка про Дастина Хоффмана и Лоуренса Оливье на съемках фильма «Марафонец». Будто ­Хоффман, чтобы выглядеть изнуренным, не спал две ночи, на что Оливье отреагировал вопросом: «А вы сыграть не пробовали?».

Театральные вузы — особенность России, постсоветского пространства и стран бывшего соцлагеря. В США и Западной Европе — только театральные кафедры или отделения в университетах.

Когда приглашенный в Рочес­терский университет профессор Иосиф Райхельгауз спросил: «А где мои студенты?», в ответ услышал, что студенты просто университетские, и кто из них заинтересуется, тот и возьмет часы. Так что на актерские занятия записывались и геологи, и математики, и физики — из интереса.

У нас только в Москве помимо «золотой пятерки» (ГИТИС, ВГИК, Щука, Щепка, школа-студия МХАТ) еще пять вузов, которые считают себя не хуже. И в нетеатральных вузах театральные факультеты. И частные вузы. Большинство из последних не выдерживают критики, строго говорят в ГИТИСе — но тут же отмечают, что у них есть мастерские, несопоставимые по уровню.

В любом случае каждую весну руководителей столичных театров осаждают педагоги: «Посмотри моих студентов». Да они сами преподаватели, им своих студентов не взять — труппа не резиновая. «И ходят по Москве тысячи безработных актеров».

Не найти работу — это не про наших артистов, — утверждает ректор петербургского РГИСИ Наталья Пахомова. — У нас даже в постковидный год трудоустройство по факультету драматического искусства было 97,5 %.

А в регионы выпускники вузов обеих столиц не приезжают, констатирует ректор Самарского института культуры Ольга Наумова. Даже на особые условия. В некоторых регионах мечтают, страшно сказать, о системе послевузовского распределения, как в советские времена.

Этого не преподают, а зря

На Малой сцене «Балтдома» студенты играли… содержание «учебника». Называется «Мастерство актера: шесть первых уроков». Он даже еще не вышел в виде книги — только статьями в журнале «Вопросы театра». Между тем «учебнику» почти 90 лет и в англоязычном мире он соперничает по популярности с трудами Станиславского. Ревновать не будем: учебник как раз о системе Константина Сергеевича.

Автор — уроженец Российской империи Ричард Болеславский, участник Первой студии МХТ. В 1920‑х уехал в Америку, основал школу American Laboratory Theatre, от которой можно протянуть ниточку едва ли не ко всем звездам Голливуда — Марлону Брандо, Аль Пачино, Роберту де Ниро, Мэрилин Монро, Анджелине Джоли, Скарлетт Йоханссон…

В 1930‑е занялся кинематографом — в его фильмах снимались Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Тогда же и выпустил книгу, из которой западный мир узнал о системе Станиславского.

На русский она переведена только сейчас Сергеем Черкасским. Его студенты инсценировали на конференции некоторые «уроки» из книги — и вдохновили теат­ральных педагогов обеих столиц на яростную дискуссию.

Мне сказали, что я «упрощаю Станиславского». Да большего комплимента я не получал! — восклицает режиссер Вениамин Фильштинский, председатель совета театральных педагогов Союза театральных деятелей России.

Вениамин Михайлович берет у классика не все, «мы с Константином Сергеевичем не во всем согласны».

Режиссер, педагог, лауреат Государственной премии Адольф Шапиро рассуждает: любая ­система стремится создать правила, по которым театр должен жить ­неукоснительно. Но вряд ли самый великий нынешний режиссер позволит себе сказать актеру, как когда‑то Станиславский: «Человек, который носит такой галстук, не может быть артистом Московского художественного театра».

Режиссер Анатолий Праудин лаконичен: считает, что проблема театрального образования в том, что практически никакой госвуз не готовит актера-универсала.

Григорий Заславский отмечает консервативность образовательной системы. В этом и ее сильная сторона, но приходится годами ждать, чтобы внедрить в программу какой‑нибудь крайне нужный прикладной курс. Скажем, как актеру вести себя на кастинге: от последовательности конкретных шагов — до совета не душиться резким парфюмом, потому что у команды по кастингу после часов просмотров и так голова трещит.

Технологии актерской профессии меняются; то, что учителя считали важным и нужным, студентам кажется старомодным и бессмысленным. И это нормально.

Двадцать лет назад 20‑летняя абитуриентка была «старенькой». Сейчас некоторые мастера предпочитают «старых» студентов, с жизненным опытом, с высшим образованием в самых разных областях. Кто‑то из выдающихся ­мастеров откладывает актерское мастерство до второго курса: первый год студентов «накачивают» книгами, знаниями, лепят личность.

А с профессором Школы-студии МХАТ народным артистом России Камой Гинкасом работают, как он говорит, «артисты из всех школ Советского Союза». И срабатываются. «Дело не в школе. Дело в педагогах», — говорит он.

Зачем Шекспир спойлерил

С чего начинается «Ромео и Джульетта»? Этот вопрос на засыпку задал на мастер-классе студентам РГИСИ и ГИТИСа народный артист России Константин Райкин. Вообще‑то пьеса начинается несусветно. Со спойлера. Первым на сцене появляется хор и докладывает, что герои погибнут. И зачем тогда смотреть? Затем, что публика хочет знать, как именно происходили события.

В финале — еще одно из ряда вон выходящее: брат Лоренцо пересказывает «краткое содержание». Зачем?! Зритель только что видел все своими глазами.

Но если правильно поставить, для зрителя это одна из самых напряженных сцен, — говорит Райкин.

Потому что вот где пространство для актерской оценки, для реакции персонажа. Как поразятся обе веронские семьи: они только сейчас от священника узнают, что их отпрыски были мужем и женой. Как ужаснется кормилица — она только сейчас и поняла, что «умершая» Джульетта была жива.

Из русских классиков, считает Райкин, лучше всех знал законы театра Островский, и его он считает самым современным драматургом. А «не попадает» он в современного зрителя потому, что в театрах в основном «играют текст», который у Островского — лишь «верхний слой огромного айсберга поведения». Шифр, который надо разгадать.

Мастер-класс шел два часа. Из уроков помимо «актерского мастерства» главные — пожалуй, такие.

Что театр — это болевое искусство.

Что нельзя репетировать вполноги: организм, ленивая скотина, потом и на спектакле будет экономить силы. Что актерство «очень трезвая профессия», потому что это скоростной спуск, слалом.

А самое главное — что опыт и регалии совершенно не облегчают задачу. И когда Райкин, мас­тер, участвовал в дипломном спек­такле своих студентов, те с удовольствием могли наблюдать: не получается не только у них, но и у него.

И что все‑таки представителей никакой другой профессии не любят так сильно.


#обсуждение #обучение #вузы #студенты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (7293) от 09.11.2022 под заголовком «Станиславскому верим, но…».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.