Не только для игр. Виртуальная реальность входит в повседневную жизнь

Цифровая реальность вошла в моду в середине десятых годов на фоне популярности покемонов. И до сих пор многие люди уверены, что нужна она только в «игрушках». Между тем и дополненная, и виртуальная реальность уже широко применяются в музейном деле, в сфере развлечений и даже в организации городского хозяйства. Эти технологии позволяют прогуляться по виртуальной выставке, оценить номер в отеле или выбрать удобное место в самолете. А их потенциальные возможности гораздо шире.

Не только для игр. Виртуальная реальность входит в повседневную жизнь | ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС

ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС

Три разницы

Для начала не стоит путать две реальности. Дополненная (augmented reality, AR) создается на основе фактически существующей — она лишь с помощью различных цифровых инструментов дополняется данными. Виртуальные объекты проецируются на их реальное окружение, что позволяет, например, вписать будущее здание в ландшафт местности. А виртуальная реальность (VR) — это уже полностью созданный техническими средствами мир. Есть еще и смешанная реальность (mixed reality, MR) — она объединяет оба подхода.

Отцом виртуальной реальности считается Мортон Хейлиг: 28 августа 1962 года он запатентовал симулятор Sensorama, который называл «театром погружения». Через шесть лет профессор Гарварда Айван Сазерленд и студент Боб Спраулл разработали устройство, получившее название «Дамоклов меч» — именно его и считают первой системой дополненной реальности. А помните, каким видел наш мир Терминатор из фильма Джеймса Кэмерона? Это как раз вариант дополненной реальности — а ведь на дворе тогда был лишь 1984-й.

И все же реальную популярность эти технологии получили уже в XXI веке. Сейчас все три цифровые реальности широко представлены в виде самых разных программных средств и устройств. «Живьем» можно увидеть реализацию самых смелых фантазий — от знаменитых очков Google Glass до виртуальных музеев, по которым можно бродить часами.

Вариантов использования множество. К примеру, в туризме это могут быть виртуальные указатели или экскурсоводы, которые проведут вас по музею, крепости или городу. В рекламе и продвижении они уже сейчас актуальны: отсканировав код или обложку издания, можно оживить тот или иной персонаж. Или, к примеру, увидеть с разных сторон трехмерную автомашину, которую вы только собираетесь купить. В строительстве, прежде чем приобрести квартиру, с помощью дополненной реальности вы сможете увидеть вид из окна или обставить комнату мебелью и бытовой техникой. Фактически этот инструмент позволяет «примерить» их к тем квадратным метрам, что у вас есть.

Образование? AR и VR делают наглядной любую сложность. Вы легко сможете увидеть внутренности двигателя или коробки передач. Производители уже начинают выпускать «живые» инструкции, благодаря которым человек может самостоятельно заменить деталь. А интерактивные иллюстрации, с которыми можно взаимодействовать и тут же видеть результат опытов, — отличный вариант для будущих врачей.

Медицина? Кроме обучения визуализация данных позволяет максимально эффективно и правильно провести операцию, получив любые сведения по ее ходу.

Естественным образом помогут AR и VR и в быту. Так, они запросто могут быть применены в качестве помощников для слепых и глухих, первым сообщая о предметах и событиях вокруг, а вторым — показывая субтитры. Словом, какую отрасль ни возьми — везде этим технологиям находится применение.

Делай как я

«Живые» инструкции по замене деталей все еще остаются делом ближайшего будущего, но есть и уже реализованные примеры использования AR и VR.

Так, руководитель службы информации, компьютерных технологий и издательской деятельности музея-заповедника «Кижи» Дмитрий Дюгай показал работу музея с технологией виртуальной реальности. VR-фильмы, созданные с огромным разрешением до 12К, позволяют увидеть то, что невозможно наблюдать в реальности обычной. «Например, увидеть северное сияние над Кижским погостом в сентябре, — пояснил эксперт. — Причем сделать это можно в мельчайших деталях и настолько близко, как в реальности невозможно».

А Виктор Гриза из Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова продемонстрировал виртуальный музейный хаб Sikor Sky, организованный на базе 3D-модели подлинного дома изобретателя Игоря Сикорского. В чем фишка?

В настоящее время здание, несмотря на имеющийся охранный статус, разрушено на 70%, — сообщил он. — Но нам удалось воссоздать интерьер дома Сикорского таким, каким он был при нем.

Фактически речь идет о воссоздании того, чего в реальности давно нет: кроме собственно здания внутри его в формате 3D воссозданы и более ста предметов, которые соответствуют времени, в котором жил изобретатель. «Проект вполне «живой», — говорит эксперт. — Можно скачать его в формате 3D и «ходить» по виртуальному музею».

Такой проект не одинок: с помощью инструментов виртуальной и дополненной реальности и здание, и отдельные предметы можно увидеть такими, какими они были при их создании. Например, «вживую» увидеть экспонаты музея из числа тех, что по разным причинам не могут быть выставлены. А кто, например, не хотел бы посмотреть на внутренности знаменитых дворцов или выставку раритетов, к которым у простых смертных нет доступа?

Проще простого

Те, кто еще не сталкивался с примерами использования виртуальной или дополненной реальности, подчас думают, что для этого требуются какое-то особое оборудование или даже навыки. Ничего подобного: для просмотра фильмов в VR достаточно обычного смартфона.

Происходит это так: смартфон устанавливается в специальный отсек очков (они могут быть даже простенькими картонными), их надевают на голову и запускают изображение. Обычно — на сопряженном со смартфоном компьютере или на самом телефоне, если позволяют его технические характеристики. А поскольку фильм или иную запись видеоизображения с использованием технологий дополненной или виртуальной реальностей можно смотреть как онлайн, так и заранее скачав их из Сети, особой мощности от гаджетов не требуется. Впрочем, чем мощнее смартфон — тем качественнее будет картинка.

Вредно ли это? Не вреднее, чем часами говорить по телефону или смотреть кино. Хотя, конечно, во всем нужна мера. И глаза все же нужно поберечь.

#виртуальная реальность #развитие #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6945) от 16.06.2021 под заголовком «А реальность-то — ненастоящая!».


Комментарии