Накрутка не сахар. Как изменились цены в России

В последние дни обычные походы в магазин перестали быть рутинным процессом. Несмотря на твердо заявленное намерение чиновников мониторить «ключевые группы товаров, их цены и наличие в магазинах», сами товары продолжают дорожать. Официальная инфляция привычно отстает от реально наблюдаемой, однако даже она выглядит существенной, вторую неделю подряд превышая 2 %.

Накрутка не сахар. Как изменились цены в России | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Два процента в неделю

По данным Росстата, за период с 5 по 11 марта в среднем по стране цены выросли на 2,09 % (неделей ранее было 2,22 %). Вроде бы не так много, однако нужно понимать: всего за две недели цены выросли на 4,5 %, в то время как изначально Центробанк планировал такой уровень инфляции за целый год. Текущая же инфляция в годовом выражении составила 12,5 %, и это явно не предел.

В который раз напомним, что официальная инфляция по ряду причин всегда оказывается скромнее реального роста цен в магазинах. Это связано с особенностями подсчета. Например, Росстат обычно учитывает цены без скидок, а ведь сейчас к росту самих ценников добавляется и массовая отмена скидок в торговых сетях.

Вместе с тем и наши ощущения обманчивы: мы склонны обращать внимание на резкий рост цен по одним товарам и не обращаем внимания на те, где цены не меняются. Бензин, например, в последние недели даже чуть‑чуть подешевел.

Из подорожавших товаров Росстат особо отмечает, конечно же, дефицитный ныне сахар — он подорожал на 12,8 %, а в отдельных регионах рост доходит до 28 %. И это, заметим, за неделю. Также выделяются помидоры (+12,3 %, в отдельных регионах до +31 %) и бананы (+11,1 %, местами до +50 %).

Разумеется, дорожают и непродовольственные товары, большей частью импортные. Так, выросли цены на лекарства, из предметов гигиены сильнее всего подорожали подгузники (+4,9 %). И, разумеется, продолжает расти в цене техника. Особенно прибавили телевизоры (+12,5 %), заметно подорожали легковые авто (+6,9 %) и смартфоны (+6,5 %).

Если с импортными товарами все понятно, то резкий рост цен на отечественную продукцию многих удивляет. Однако нужно понимать, что импортная составляющая есть почти везде в виде зарубежных компонентов, сельхозтехники и т. д. Чтобы сельхозпроизводителю завтра купить технику по новым ценам, ему нужно продавать дороже уже сегодня.

А еще никто не отменял стандартные рыночные механизмы. Если спрос превышает предложения — цена растет. Конечно, цены можно пытаться сдерживать искусственно, но тогда неизбежно возникает дефицит, как происходит с тем же сахаром. Он, кстати, пропадает с полок везде, причем не только в России, где уже ввели запрет на экспорт сахара. То же самое происходит в Казахстане, а в Белоруссии дефицит наметился еще раньше.

И понятно почему: люди стараются закупить впрок то, что не должно испортиться: крупы, муку и особенно сахар, который понадобится летом на варенье. Ажиотажный спрос и поднимает цены вверх. Это давно известный механизм, и не случайно Центробанк в своих расчетах помимо чисто экономических факторов всегда особое внимание уделяет такому вроде бы психологическому параметру, как «инфляционные ожидания». То есть сам по себе факт, что люди ждут повышения цен, подстегивает это повышение.

Наказать спекулянтов

Недавно губернатор Петербурга Александр Беглов на своей странице в соцсети опубликовал обращение к горожанам с просьбой помочь наказать спекулянтов и магазины, которые резко повысили ценник. А именно — сообщать, в каких торговых точках происходит накрутка. Граждане не заставили себя долго ждать и начали делиться грустными наблюдениями. 

«Прошу проверить цены на рыбные консервы (они зашкаливают). Это же наши консервы, их не из Австралии привезли».

«Вчера посетила продовольственные магазины. Была потрясена спекулятивными ценами на товары, которые производятся на территории России. Пожалуйста, разберитесь и примите жесткие меры».

«Гречка 160 рублей за 800 г в гипермаркете на Обводном канале. Это как?».

Ситуация в непродовольственных магазинах похожая. «В сети строймаркетов отменили акцию с 11 по 13 марта на «Садовую землю и минеральные удобрения», была заявлена скидка на 20 %. А по факту цены подняли на 45 %», — возмущается пенсионерка Елена Викторовна.

Тем временем руководительница одной из оптовых фирм по продаже бытовой химии Надежда Реутова честно призналась, что запретила своим менеджерам продавать продукцию по акциям и скидкам, даже если заказчик готов взять большой объем.

«Пока я распродаю последние партии. Так как мы торгуем импортной продукцией, что будет дальше, непонятно, — прокомментировала она свою позицию. — Пока будем искать другие варианты, мне надо будет чем‑то платить зарплату, поэтому я пытаюсь сейчас заработать по максимуму».

Ажиотаж не вечен

Непросто и в оптиках. На нашем рынке контактные линзы и стекла для очков зарубежного производства составляют более 90 % продаж. В результате эта продукция начала стремительно исчезать с витрин, а ее поставщики и продавцы повысили цены на 30, а то и 50 %. К объективным причинам дефицита добавляет опять же поведение людей: они бросились выкупать линзы упаковками на 90 и 180 штук.

Впрочем, менеджер компании, в которой я обычно покупаю линзы, успокоила: «Без линз не останемся. Просто немного изменится путь до российского потребителя. Безусловно, европейские логистические коридоры самые короткие и удобные. При этом многие производства находятся в Азии. С нами остается Китай. Будем возить оттуда. А в перспективе и сами научимся делать».

О ситуации в аптеках мы уже писали — в них выстраиваются очереди, особенно это касается аптек с демократичными ценами. Здесь причины те же, что и в ситуации с сахаром: люди стараются создать запасы на случай роста цен или дефицита, тем самым как раз и создавая дефицит.

«У меня больной ребенок, которому постоянно нужны препараты, — говорит петербурженка Ирина Кустова. — Уже сейчас найти их в аптеках города практически невозможно, и цены на них растут каждый день. Поэтому я постараюсь по возможности выкупить по максимуму сейчас».

Вместе с тем стоит сказать: в последние дни ажиотаж в аптеках уже начал сходить на нет, очереди несколько уменьшились. Отметим, что поставки лекарств не попали под санкции, а уход с российского рынка отдельных западных компаний носит ограниченный характер: поставки жизненно важных препаратов все они обещают сохранить на прежнем уровне.

В целом же исторический опыт показывает: ажиотаж никогда не продолжается долго. Закупившись сахаром и лекарствами впрок, люди скоро перестанут это делать, а товары вернутся на полки. Редко бывает выгодно бежать вместе с толпой. Нужно или успевать в первых рядах и покупать все до ажиотажа, или уже подождать, когда он схлынет.


#цены #магазины #инфляция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7131) от 18.03.2022 под заголовком «Накрутка не сахар».


Комментарии