На грани провала. Детали европейского «бракоразводного процесса» по Brexit

Состоявшаяся в австрийском Зальцбурге неформальная встреча лидеров 27 стран - членов ЕС, посвященная выходу Великобритании из Евросоюза, принесла сплошные огорчения. Не испытывали особого удовлетворения по ее итогам европейские руководители и высокопоставленные еврочиновники. Еще больше разочарования и даже, как написала британская пресса, унижения пришлось на долю премьера Терезы Мэй.

На грани провала. Детали европейского «бракоразводного процесса» по Brexit | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Вопрос, обсуждаемый на саммите, был, конечно, не из простых. Тем более что до официального расставания Лондона с Брюсселем осталось всего полгода, а финального соглашения, которое урегулировало бы «бракоразводный процесс», до сих пор нет.

Задача британского премьера на саммите была достаточно сложной - ей надо было «продавить», «продать», как получится, свой план по Brexit, который уже утвержден ее кабинетом министров.

Вкратце план Мэй заключался в нескольких принципиальных позициях. Прежде всего он предполагает создание зоны свободной торговли между Великобританией и Евросоюзом, а в перспективе - создание «общей таможенной территории». При этом свобода передвижения людей будет ограничена: между Великобританией и Евросоюзом появится граница, никакого приоритета въезда в страну европейских граждан не будет, преимущество в получении виз планируется дать высококвалифицированным мигрантам независимо от их гражданства.

Отдельная проблема - граница между Северной Ирландией и Ирландией: первая остается в составе Соединенного Королевства, вторая - в составе Евросоюза. При этом жители обеих Ирландий не хотят возвращения границ - они привыкли к беспрепятственному передвижению по острову. План Мэй обтекаемо предлагает «мягкий пограничный режим», но, как это может выглядеть на практике, не разъясняет.

Поскольку эти принципиальные позиции британского правительства были известны заранее и менять их на саммите Мэй не собиралась, критика в ее адрес раздалась еще за несколько дней до встречи в Зальцбурге. Первым выступил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который заявил: хотя Великобритания остается важным и близким партнером Евросоюза, все-таки не следует пытаться выйти из союза и при этом надеяться, что все льготы и преимущества будут сохраняться неизменными.

Атаку на Мэй продолжил глава Евросовета Дональд Туск. «Все разделяют мнение, что, хотя в предложении «Чекерс» (позиция Лондона на переговорах с ЕС, одобренная правительством в загородной резиденции «Чекерс». - А. К.) есть положительные элементы, предложенные рамки экономического сотрудничества не сработают, и не в последнюю очередь из-за того, что они могут подорвать единый рынок», - сказал Туск после завершения саммита.

Не вызвала одобрения британская «программа развода» и у вроде бы лояльного к Терезе Мэй президента Франции Эммануэля Макрона. Он отметил, что предложения Лондона в существующем виде «не являются приемлемыми, особенно в том, что касается экономической сферы».

Явно раздраженная такой оценкой плана «Чекерс» своими бывшими коллегами-друзьями по Евросоюзу Мэй на следующий день после возвращения из Страсбурга, выступая по британскому телевидению, прямо заявила: переговоры между Лондоном и Брюсселем по Brexit зашли в тупик.

Эксперты отмечают сложность той ситуации, в которую попали и Тереза Мэй, и Великобритания в целом. Как отметила руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина, в ближайшее время критика в адрес британского премьера на внутренней арене только усилится. «При худшем сценарии это может привести к отставке Терезы Мэй, в другом варианте - к политической нестабильности», - считает аналитик.

В свою очередь генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что Великобритании на фоне сложившейся ситуации нужно готовиться к экономической встряске и уходу инвесторов в более спокойное место. По словам эксперта, от отсутствия сделки сильнее пострадает Лондон, поскольку ему грозят потеря статуса международного финансового центра, а также утрата рычагов влияния на ЕС.

Примечательна точка зрения главы МВФ Кристин Лагард, которая заявила, что любой вариант соглашения между Великобританией и ЕС, и прежде всего срыв сделки, может негативно отразиться на британской экономике. Однако даже в случае достижения сделки экономика Великобритании понесет значительные расходы из-за торговых барьеров, которые возникнут у Лондона со странами ЕС и другими государствами после Brexit.

#ЕС #Brexit #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (6289) от 28.09.2018 под заголовком «На грани провала».


Комментарии