На морально-волевых. Как прошел Балтийский научно-инженерный конкурс
Парадокс. Среди тех, кто приветствовал лауреатов одного из крупнейших российских школьных конкурсов, — представители комитетов городского правительства; в числе партнеров конкурса — ведущие вузы. При этом сами устроители пишут в соцсетях: «Наши попытки сохранить конкурс в столь сложных формах не соответствуют ни реалиям времени, ни нашим ресурсам…». Это не к тому что они сдаются, — а к тому, что будут искать новые форматы.
Главный приз, шар, символизирует стремление к совершенству. / Фото предоставлено оргкомитетом Балтийского научно-инженерного конкурса
Для стороннего наблюдателя — все путем. БНИК — конкурс, не спущенный сверху, а выросший из инициативы Лаборатории непрерывного математического образования. Победители уже много лет участвуют в главном международном конкурсе научных работ Intel ISEF и возвращаются с наградами. За полтора с лишним десятка лет БНИК обзавелся постоянными спонсорами — а без них не примешь на петербургском финале сотни школьников из разных регионов. Устроитель, фонд «Время науки», как‑то даже президентский грант получил.
При этом обстоятельства, что называется, перестали благоприятствовать еще года два назад. Пандемия крайне урезала возможность собираться — а БНИК делал ставку именно на «сборища»: чтобы в одном обширном пространстве сотни умных детей обосновывали свои идеи перед вузовской профессурой; чтобы бесплатные лекции и мастер-классы; чтобы экскурсии и прочее. По спонсорам сначала долбанул коронавирус, теперь санкции.
Организаторы, чтобы объяснить возможные технические огрехи, обратились в соцсетях к аудитории «не в оправдание, а скорее инициируя сложный разговор о судьбах научных конкурсов».
Пояснили, что им не раз пришлось из‑за ограничений менять логистику и структуру конкурса; что онлайн-защиты проектов — непродуктивный формат; что надо выстраивать постоянное общение юных умников и ученых.
В этом году в отборочных этапах БНИК участвовали больше 2700 школьников из 74 регионов России, Республики Беларусь, ДНР и ЛНР, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и Польши. «Жюрили» 300 докторов и кандидатов наук, аспирантов, руководителей компаний.
Финал должен был состояться в начале февраля — прошел только сейчас, в два этапа, удаленно и очно. Состязались 342 проекта и исследования, а в перерывах финалисты побывали в вузах и НИИ, слушали лекцию классного популяризатора, доктора физматнаук, профессора московского Физтеха Алексея Савватеева.
Диплом I степени и главную премию «Совершенство как надежда» получила команда 9 – 10‑классников из Московской области, они создали сервис подбора сбалансированного питания Keepfood.
Секция математики, по традиции, отметилась тем, что названия конкурсных работ можно использовать для скороговорок в театральном вузе: «Алгебра Йонеды некоторой специальной диэдральной алгебры», «Шраеровские многообразия рэковиквандлов» и такая же красота. В этом году среди лауреатов немало девчонок: десятиклассницы петербургской школы № 564 Екатерина Бородинова, Александра Денисова, Александра Шутова, и в этом цветнике парни-одиннадцатиклассники Михаил Артемьев и Лев Мукосеев из той же школы.
Из отмеченных разработок в других секциях — устройство, помогающее обучать ворон собирать мусор (!), программно-аппаратный комплекс Аватар с удаленным контролем робота, реабилитационный тренажер для мелкой моторики…
Как сказал лауреатам Илья Чистяков, председатель оргкомитета конкурса, президент фонда «Время науки», «ваш труд ценен прежде всего тем, что вы преодолеваете обстоятельства, в режиме ограничений продолжаете заниматься созидательной деятельностью. Воля к победе является очень важным дополнением к характеру исследователя».
Вот то же самое организаторы могут и себе сказать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7143) от 05.04.2022 под заголовком «На морально-волевых».
Комментарии