Пишите-пишите. Тотальный диктант возвращается в очный формат

«Основная задача акции — популяризация грамотности и любви к русскому языку», — поясняет главный координатор в Петербурге Юлия Грызлова. 9 апреля к ней присоединятся 40 стран. На сайте ТД информируют, например, жителей Лос-Анджелеса: друзья, пишем в 1 p. m. (по их времени в 13.00). Строго говоря, писать ТД можно хоть в Микронезии, был бы Интернет и знание русского языка.

Пишите-пишите. Тотальный диктант возвращается в очный формат | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Сама акция возвращается после пандемии в очный формат, по которому народ истосковался. И, видимо, пока не поверил своему счастью: на начало апреля зарегистрировались 6 тыс. петербуржцев, что больше, чем в пандемию (в прошлом году было 5 тыс.), но, как говорит координатор Екатерина Славгородская, в 2019‑м только «очников» было 11 тысяч.

История Тотального диктанта, напомним, началась в 2004 году, когда студенты гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета решили испытать на грамотность негуманитариев. Тогда писали 15 человек. Первые шесть лет акция оставалась внутривузовской, материал для диктовки брали из классиков, необязательно русских — к примеру, Киплинга диктовали.

После того как в 2009 году зачитывать текст в НГУ пригласили московского перформансиста Псоя Короленко (знаток языка, в творчестве не пренебрегает обсценной лексикой и вообще кандидат филологических наук) — к акции пришла настоящая слава. С 2010‑го ТД стали писать там и сям в Новосибирске, с 2011‑го акция прокатилась по разным городам России, а потом распространилась и на другие страны.

В диктовщики приглашают в том числе звезд (Псою опять довелось зачитывать текст), диктанты пишут в экзотических местах вплоть до МКС или антарктических станций. А ТД уже перерос самого себя: в течение года проводятся курсы правописания.

Тексты мы пишем давно уже «не из классиков», а современных авторов. Как говорит замдиректора Института культурных программ Ирина Кизилова, одна из задач ТД — как раз знакомить с нынешними писателями. Каждый год выбирают кого‑то из знаменитых, он/она специально пишет текст, причем в содружестве с филологами. Как поясняет организатор проверки диктантов Рената Гонсо, задача филологов — чтобы во фрагменте были сложные с точки зрения орфографии и пунк­туации места.

За это время мы «писали» Бориса Стругацкого, Дмитрия Быкова, Алексея Иванова, Евгения Водолазкина, Леонида Юзефовича, Гузель Яхину, Дмитрия Глуховского. В этом году пишем текст Марины Степновой: ее «Женщины Лазаря» были в финалис­тах «Русского Букера», «Национального бестселлера» и «Ясной Поляны», а роман «Сад» и победил в «Ясной Поляне» в номинации «Выбор читателей».

ТД проходит в трех форматах: очно на площадках (в Петербурге их больше ста, регистрироваться надо на сайте Тотального диктанта на страничке Петербурга), онлайн на сайте ТД и в формате «Пишем дома» — это на бумаге, можно либо самому потом свериться с сайтом или принести работу в пункт проверки.

В Петербурге в этом году диктуют Николай Цискаридзе, актер Федор Федотов (фильм «Серебряные коньки»), обладатель «Хрустальной совы» знаток Михаил Мун и Денис Потехин — трехкратный обладатель «Хрустального атома», другого приза в «Что? Где? Когда?». Продолжая тему «хрустального» — Дмитрий Хрусталев, актер и телеведущий, уже традиционно среди диктующих.

Места на площадках, где диктуют звезды, разлетаются сразу, причем народ ориентируется не только на медийных персон. Например, как говорит координатор Марина Дяченок, в минуты расхватали мес­та на площадке, где читать будет Ольга Кравцова, соосновательница студии озвучки «Кубик в кубе» (ее опознают по голосу в сериалах вроде «Острые козырьки» или «Черное зеркало»).

Пожалуй, самая трогательная и показательная картина — когда после проверки работ некоторые аж словари приносят, чтобы отстоять свою запятую. «Пожилые люди иногда приходят со словарями уже устаревшими, — говорит Юлия Грызлова, — но мы рады такому основательному подходу».

Работы можно писать под псевдонимом, чтобы не смущаться, но некоторые мало того что подписываются собой, еще и гордо заявляют: «Не-не, давайте мне мою заслуженную двоечку». Кто‑то, получив когда‑то неуд, планомерно готовится к следующему ТД, чтобы улучшить оценку. Хотя за это, конечно, никаких пряников нет.

Впрочем, как знать: фонд «Тотального диктанта» собирается обратиться в Минобрнауки на предмет того, чтобы отличившимся школьникам это зачлось при поступлении в вузы.


#диктант #тотальный диктант #акция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7142) от 04.04.2022 под заголовком «Пишите-пишите».


Комментарии