На Карельском перешейке появился мемориал павшим в феврале 1940 года

На Карельском перешейке появился еще один мемориал, посвященный павшим на самом исходе «зимней» войны – в феврале 1940 года. Расположен он в поселке Кузьминское в Выборгском районе Ленинградской области, недалеко от государственного природного заказника «Раковые озера».

На Карельском перешейке появился мемориал павшим в феврале 1940 года | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Началось все, как нередко бывает, с находок поисковиков. Причем работы оказались очень масштабными. На маленьком клочке земли в 2014 и 2015 годах питерские отряды «Безымянная», «Добрыня», «Сестрорецкий рубеж», «Красногвардейск», а также самарский «Белый журавль» подняли останки более девятисот бойцов и командиров двух стрелковых дивизий Красной армии – 8-й Минской и 97-й, погибших в феврале 1940 года.

– Место, где они пытались прорвать финскую оборону, – всего несколько сотен метров в ширину. Это был укрепрайон Сикниеми – узкий перешеек между Большим и Малым Раковыми озерами. Но значение он имел стратегическое: овладев им, можно было выйти в тыл противника, – поясняет командир отряда «Безымянная» Герман Сакс.

Разведка доложила: серьезных укреплений противника на перешейке между озерами нет. И это действительно было так. Финны держались здесь малыми силами – за счет отличного знания местности и хорошей подготовки. Но это нисколько не умаляет подвига бойцов и командиров Красной армии.

В частности, противнику удалось окружить многократно превосходивший их 151-й стрелковый полк 8-й дивизии и нанести ему серьезный урон. На его место прибыли части 97-й стрелковой дивизии с Украины. Они тоже не смогли продвинуться вперед и тоже потеряли много бойцов. В итоге финны отошли сами, когда их оборона была прорвана в других местах.

– Когда после завершения боевых действий весной 1940 года сюда пришли похоронные команды, они просто сложили трупы погибших красноармейцев в огромные воронки. Захоронения были временными, поэтому никаких памятников и мемориалов не поставили. Попросту не успели: началась Великая Отечественная война, и на 75 лет могилы оказались забытыми, – рассказал Сакс.

Работу поисковиков поддержала инициативная группа, объединившая родственников павших здесь бойцов 151-го стрелкового полка.

– Про своего деда я знала только то, что он воевал в 8-й дивизии, погиб в бою на белофинской, и место захоронения – Лехтола. Но подобных названий на Карельском перешейке было много, и оставалось совершенно не понятно, где именно искать. И так совпало, что когда я заинтересовалась этим вопросом, как раз поисковики начали экспедицию возле Раковых озер, – говорит участница группы Ирина Коваленко, внучка красноармейца Василия Калачева.

Впервые она оказалась в этих местах летом 2014 года вместе с поисковиками. И воочию убедилась, в каких условиях воевал ее дед, а теперь работали добровольцы. Места там болотистые, ямы очень быстро заполнялись водой, ее откачивали помпами и просто ведрами. Останки и личные вещи поисковикам приходилось извлекать вручную, подчас стоя по пояс в болотной жиже. Именные медальоны (ладанки) встречались довольно редко, но даже если их и находили, прочитать надпись на листочке, сложенном внутри, было уже невозможно.

Большую работу проделали и участники инициативной группы: разыскали архивные документы, карты, схемы, позволяющие представить историю боевых действий 8-й дивизии во время «зимней» войны. Все это они выложили на созданный ими интернет-сайт. Кроме того, подготовили электронную Книгу памяти, собрали фотографии тех, кто сражался в этой дивизии в 1940 году (уже есть снимки 504 военнослужащих). Многие из тех, кто выжил в боях на Карельском перешейке, погибли в первые недели Великой Отечественной. Ведь в июне 1941-го дивизия встретила врага на западной границе и вскоре практически полностью погибла в Белостокском котле...

– Из-за бюрократических проволочек шесть лет ушло на то, чтобы добиться создания в Кузьминском достойного мемориала, с памятными плитами, на которых выбиты имена павших воинов, – говорит Герман Сакс. – Сначала мы пытались установить их непосредственно на месте гибели, на сухой косе. Но там это оказалось невозможно: территория относится к заказнику. Тогда мы захоронили останки бойцов в братской могиле на воинской части кладбища поселка Кузьминское, что в десяти километрах от места боя... Там теперь и появился мемориал.

#мемориал #память #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (6920) от 11.05.2021 под заголовком «Забытые на узком перешейке».


Комментарии