Морская сейсмическая буксируемая коса прошла испытания на Ладоге

Изучение шельфовой зоны, сетуют геологи, сдерживает отсутствие отечественных геофизических систем, сопоставимых с зарубежными образцами, которые стали недоступными из-за санкций. За решение проблемы взялись петербуржцы: созданная в концерне «ЦНИИ «Электроприбор» морская сейсмическая буксируемая коса прошла испытания на Ладоге и в Кольском заливе. А недавно получила высокую оценку в Москве на выставке «Вузпромэкспо», посвященной науке и образованию.

Морская сейсмическая буксируемая коса прошла испытания на Ладоге | Фото: Wikimedia Commons / Creative Commons Attribution 3.0 Unported license

Фото: Wikimedia Commons / Creative Commons Attribution 3.0 Unported license

Над созданием «железа», необходимого для поиска и разведки углеводородов на шельфе, этот научно-исследовательский концерн, имеющий статус государственного научного центра России, трудится с 2017 г. Значимый проект он реализует в кооперации с петербургским Университетом ИТМО при финансовой поддержке Минобрнауки РФ.

Это направление работ было выбрано, чтобы ускорить освоение богатого полезными ископаемыми арктического шельфа, где геологоразведка «хромает». Используя чуткое оборудование, буксируемое на судах, геофизики могут получать точные данные о строении донных отложений и ресурсном потенциале шельфовых участков.

Опытный образец, состоящий почти из сотни волоконно-оптических гидрофонов (приборов для приема в воде звуковых волн и ультразвука), внушителен по размерам: длина чувствительной части сейсмокосы составляет 150 метров. Прошлой осенью, в ноябре, сотрудники «Электроприбора» опробовали ее вместе с коллегами из мурманской Морской арктической геологоразведочной экспедиции.

На основании полученных результатов разработчики приступили к настройке оборудования, чтобы довести его до ума и начать промышленный выпуск (годовая потребность российской отрасли - не менее десятка единиц). Как отметил руководитель проекта Александр Унтилов, выпуск «косы с прицелом» на мировой геофизический рынок - заметное событие, благодаря которому Россия способна занять важную технологическую нишу.

Сомневаться вряд ли приходится: петербуржцы не раз создавали на этой площадке оборудование (навигационную технику, системы ориентации космических аппаратов, электромеханические приборы и др.), не имеющее в нашей стране аналогов.

Так, несколько лет назад концерн провел стендовые испытания первой отечественной роторной управляемой системы, предназначенной для бурения скважин с меняющейся траекторией. После чего опробовал на Вынгапуровском месторождении (Ямал), а в ноябре 2017 г. начал серийное производство таких установок на своем новом участке. Этот проект в рамках работ по импортозамещению был осуществлен при содействии Минпромторга РФ и федерального Фонда развития промышленности.

МЕЖДУ ТЕМ

Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» стал лауреатом Международного конкурса научно-технических разработок 2019 г., связанных с развитием и освоением Арктики и континентального шельфа, где участвовало 85 претендентов. Северная столица представила малогабаритную систему ориентации и курсоуказания, интегрированную со спутниковыми средствами навигации и способную работать в полярных широтах. По ряду своих параметров эта система, отметили эксперты, превосходит зарубежные.

#оборудование #разработка #тестирование #Ладога

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (6614) от 30.01.2020 под заголовком «Коса на буксире».


Комментарии