Марш-броски в Антарктиде. Из Петербурга стартовала 68-я полярная экспедиция

Вчера научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Федоров», взяв на борт топливо, продовольствие и другие грузы, отправилось с полярниками на Шестой континент. В тот самый момент, когда оно отчалило от набережной петербургского порта, считается, и стартовала 68‑я Российская антарктическая экспедиция (РАЭ). В полном составе ее участники соберутся на месте, правда, не в конце декабря, когда судно достигнет далеких берегов, а чуть позже. А собравшись, приступят к выполнению экспедиционной программы, которая в предстоящем сезоне будет особенно разнообразной и сложной.

Марш-броски в Антарктиде. Из Петербурга стартовала 68-я полярная экспедиция | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Первой точкой, куда НЭС прибудет, станет Кейптаун — портовый город на юге Африки. Там его будет дожидаться другая группа участников РАЭ — человек тридцать. И уже с ними, приняв дополнительно несколько бочек авиакеросина, судно возьмет курс к заливу Прюдс, где находится береговая станция «Прогресс» — одна из пяти круглогодичных антарктических баз России.

Побережья покрытого льдом материка оно достигнет по графику 28 декабря. А дальше начнется самая хлопотная часть перевозок. «Академик» станет ходить от одной станции к другой, выгружая предназначенные им на целый год грузы и обеспечивая смену персонала. Причем между делом еще раз навестит Кейптаун, откуда отработавшие свое полярники полетят в родные края. И, приняв на борт оставшуюся часть экспедиции, вновь пойдет в Антарктиду…

Экспедиция продлится шесть месяцев (в Петербург судно ­вернется в июне 2023‑го). Точнее — семь: сроки нынешнего сезона увеличили, учитывая сложные задачи по ­сооружению нового зимовочного комплекса (НЗК) на станции «Восток». Это огромный объект — по сути, целый полярный городок под одной крышей, который возводит подрядная компания ­«Запсибгазпром». Вести строительно-монтажные работы там будут около 170 человек.

Чтобы предоставить им лишний месяц работ в регионе, где суровый климат позволяет это делать считанные месяцы в году, пришлось расширить логистику. На станции «Прогресс» построили еще один ­аэродром со взлетно-посадочной полосой (полярники — фанаты футбола назвали его «Зенит» в честь чемпионского клуба), способный принимать тяжелые самолеты типа Ил-76.

Первый крылатый тяжеловес приземлился на континенте не так давно, 7 ноября, прилетев из Кейптауна за шесть с половиной часов. Оставив позади около 5,3 тыс. км, он доставил туда небольшую группу строителей и 6,6 тонны грузов, отметил Александр Клепиков, начальник РАЭ. «Дебютный» рейс прошел успешно, и вскоре после этого ­состоялся второй, не менее важный: новая воздушная линия оправдала ожидания.

Но прежний аэродром, находящийся на станции «Новолазаревская», закрывать на замок не стали. Туда предстоит совершить за сезон девять рейсов — в интересах российской экспедиции и расположенных относительно недалеко полярных научных станций ряда других стран…

Впрочем, доставить на край земли большое количество грузов и людей — полдела. Куда труднее перебросить более чем за тысячу верст тяжелые блоки-элементы НЗК с береговой площадки, от станции «Прогресс», в глубь континента. Да еще по сложной трассе. Совершив марш-броски, перевезти туда предстоит максимально большой за всю историю российского присутствия в ­Антарктике объем таких грузов: порядка 2,5 тыс. тонн, уточнил Клепиков.

В этих операциях будет задействовано не менее 40 единиц тяжелой техники и пять мощных тракторов «Катерпиллар». Сформированный из них санно-гусеничный поезд будет сновать между берегом океана и станцией «Восток», находящейся почти в центре континента, пока не справится со своей задачей. Но закончить эти работы полярники должны не позже 10 февраля — до наступления лютых морозов.

Что же касается строительно-монтажных работ, завершить их предстоит к 2025 году, и первыми начнут обживать НЗК участники 70‑й РАЭ…

Словом, полярникам нынче будет чем заняться в Антарктиде даже без научных исследований. Хотя и эта часть программы довольно весомая — журналистам поведал о ней директор Арктического и Антарктического института (ААНИИ) Александр Макаров.

Для предстоящего сезона, сказал он, характерен широкий спектр исследований, затрагивающих все компоненты природной среды континента снизу доверху: от океанических глубин до верхних слоев атмосферы. Это не одна-две, а несколько десятков научных программ, которые подготовили кроме петербургских ученых сотрудники Росгидромета, ведущих научных центров РАН и представители Минприроды РФ.

Ключевая научная задача при этом остается прежней: изучение внешней среды Антарктики в условиях капризного климата. А его изменения видны там, что называется, невооруженным глазом. В нынешнем году полярники наблюдали уникальное для тех мест явление: приход мощной волны тепла, которая достигла уже не побережья этого континента, как прежде, а его центральных районов.

«17 марта 2022‑го на станции «Восток» была зафиксирована самая теплая на тот период температура за всю историю наблюдений — минус 17,7 градуса, — рассказал глава института. — А на франко-итальянской станции «Конкордия», находящейся ближе к побережью, термометр показал в тот день не привычные 55 – 58 градусов мороза, а всего‑то минус 11. Да и вообще повышение среднегодовой температуры мы фиксируем в большинстве районов Антарктики».

Между тем ученые из нынешнего состава экспедиции продолжат изучение озонового слоя над континентом. В прошлом году, отмечают они, озоновая дыра там вновь стала расти, достигнув небывалых размеров: порядка 25 млн кв. км. Это больше по площади, чем сам материк с прилегающими к нему акваториями. И концентрация озона оказалась там втрое меньше по сравнению со среднестатистическими значениями, что тоже вселяет тревогу.

«Картина льдообразования, которую много лет изучают в этих местах наши сотрудники, разная, — добавил Александр Макаров. — В тихоокеанском секторе наблюдается уменьшение ледовитости, а в атлантическом образование морского дрейфующего льда идет более активно, чем обычно».

Ученые рассматривают, однако, не только текущие процессы. Чтобы выяснить динамику таких изменений и сделать прогнозы, они изучают палеоклимат. Заглянуть более чем на 500 тысяч лет назад им поможет древний лед, полученный год назад при бурении скважины в районе станции «Восток» (занимается этим команда Горного университета).

Его исследование продолжается в лабораториях ААНИИ и Лимнологического института РАН (город Иркутск). Но если нынче удастся пробурить дополнительно 100 ­метров, из скважины будет извлечен ледовый керн, благодаря которому ученые вернутся в прошлое аж на миллион лет. Получив тем самым новые бесценные для воссоздания «ветхозаветного» климата данные.

Директор института рассказал также об изучении микропластика (эта беда дошла и до берегов Антарктиды). Характеризуя особенности научной программы нового сезона, Макаров затронул и такой ее значимый раздел, как агрокультурные эксперименты. Петербуржцы проводят их там вместе с учеными из Агрофизического института и Института медико-биологических проблем РАН.

Речь идет о выращивании в ­экстремальных климатических условиях зелени и овощей (ученые достигли, кстати, большой урожайности) с использованием гидропонных грунтов — искусственной среды, заменяющей почву. Такие работы ведутся в рамках проекта по моделированию условий на космических станциях и в соответствии с Российской лунной программой, пояснил Александр Макаров.


#судно #Антарктида #экспедиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (7298) от 16.11.2022 под заголовком «Марш-броски в Антарктиде».


Комментарии