Кто еще потеряет? Что российским автомобилистам принесет гаражная амнистия
«Гаражная амнистия» может стать реальностью для российских автомобилистов после признания премьер-министра Михаила Мишустина во время отчета в Госдуме перед ее уходом на каникулы, что он потерял гараж из-за законодательной неурегулированности владения гаражами.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены» был предложен правительству еще в феврале нынешнего года, его разработкой с 2015 года занимались Минэкономразвития и Росреестр.
Законопроект предлагает регулировать приобретение прав граждан не только на гаражи, но и на земельные участки под ними, если последние находятся в государственной или муниципальной собственности. А регионы наделяются полномочиями по установлению дополнительного перечня документов, которые позволят гражданам приобрести право на землю под гаражом.
Однако «амнистия» – упрощенный порядок для постановки на кадастровый учет – будет распространяться только на те сооружения, которые были построены до введения в действие Градостроительного кодекса (до 31 декабря 2004 года). Некапитальные строительные объекты, например, гаражи-ракушки, не считаются законными и под амнистию не попадают. Действие закона также не коснется гаражей на территории дачных участков или подземных гаражей внутри многоквартирных домов. Причем гаражи можно будет использовать только для размещения транспортных средств, а также для личных и бытовых нужд, чтобы исключить ведение какой-либо предпринимательской деятельности.
В России сейчас 1,4 млн земельных участков, на которых расположены гаражи, и 37 тысяч гаражных кооперативов. У большинства владельцев гаражей фактически нет никаких документов кроме членской книжки, и юридически они не имеют права проводить с гаражами никаких действий – продавать, покупать, дарить или оставлять в наследство. «Гаражная амнистия» предполагает перечень документов, подтверждающих владение объектом гаражного назначения: например, выплата пая в гаражном кооперативе, ранее полученное решение о распределении гаража, документы, подтверждающие оплату различных платежей при эксплуатации, ранее полученные документы технической инвентаризации. В настоящее время, чтобы зарегистрировать свои права, необходимо получить соответствующее решение суда.
Еще одна цель законопроекта – внести ясность в правовое регулирование деятельности гаражных (гаражно-строительных) кооперативов. Пока в России нет закона, который бы регламентировал их существование. И законопроектом предлагается дать четкое определение таких понятий, как «индивидуальный гараж», «коллективный гараж» и «машино-место».
Вступление в силу нового порядка ожидается в 2021 году, планируется, что «гаражная амнистия» продлится 4 года.
Насколько популярна будет она среди автовладельцев, эксперты расходятся во мнении. С одной стороны, у граждан появится дополнительная недвижимость, которую можно продать без подвохов, а оформленные гаражи, как правило, стоят дороже. Кроме того, в случае принятия властями решения о каком-нибудь строительстве на земле под гаражами владелец оформленного гаража сможет получить компенсацию от государства при его изъятии. Для гаражных кооперативов появится возможность определить всех собственников на своих территори ях и более успешно собирать взносы. Однако когда гаражи будут узаконены, за них нужно будет платить налоги и страховки.
В Петербурге порядка 250 тысяч гаражей, а у подавляющего числа гаражных кооперативов давно истекли сроки действия договора аренды земли, пролонгировать их практически невозможно. В Северной столице в отличие от многих регионов не стали массово сносить гаражные постройки, при губернаторе Георгии Полтавченко был официально даже введен мораторий на массовый снос. Также в 2011 году был принят закон «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга», который позволил владельцам получать компенсацию от государства, если земля под гаражами востребована городом. Тем не менее, поскольку в городе дефицит свободных земель, инвесторы время от времени интересуются участками с расположенными на них гаражами. Поэтому точечный снос этих конструкций в городе продолжается, вызывая серьезные конфликты.
Членам гаражных кооперативов город может выплачивать компенсацию, но демонтаж своих гаражей они должны проводить за свой счет или за счет кооперативов.
Поэтому стало обычной практикой, когда владелец просто вывозил своего «железного коня» и иное имущество и исчезал из поля зрения своего кооператива. В итоге ГСК лишаются членских взносов, а судебные претензии город предъявляет именно им, требуя возврата средств, потраченных на демонтаж.
Как отразится законопроект в случае его принятия на гаражном сообществе Северной столицы? Член Общественной палаты Петербурга, председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов в масштабах всей страны оценивает его позитивно. Однако, по его словам, в Петербурге, как и в Москве, практически все гаражи некапитального строительства, большинство из них находится на когда-то арендованной у города территории. «К сожалению, у нас гаражи – это движимое имущество, и, согласно законопроекту, их нельзя приватизировать», – говорит эксперт. Свои предложения Всероссийское общество автомобилистов изложило еще на стадии подготовки законопроекта: объекты, имеющие признаки капитального строения, а таковых много, должны относиться к недвижимому имуществу, чтобы их можно было приватизировать и получить право собственности на них. И в этом случае снести гаражи без юридического обоснования будет сложно.
«После того как закон будет принят и в нем будут определены все признаки капитального строения, мы сможем уже в диалоге с городскими властями решать поэтапно эту сложную и актуальную проблему для петербургских автовладельцев. Прежде всего нужно провести полную ревизию земель, где располагаются гаражные комплексы, а также гаражей во дворах. Вероятно, придется учитывать и нюансы нового генплана, с учетом перспектив развития города», – резюмирует Валерий Солдунов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6736) от 07.08.2020 под заголовком «Кто еще потеряет гараж?».
Комментарии