Крупные агрохолдинги спасли сельское хозяйство России от экономической «чёрной дыры» в 1990‑х годах
История не столь уж давняя. В 1990‑е, расшатывая колхозно-совхозную систему, младореформаторы объявили курс на «всеобщую фермеризацию всей страны». «Фермер прокормит Россию!» — вот лозунг тех времен. Сомневающихся пугали страшилкой: если, дескать, сохранить крупные сельхозпредприятия, то они станут базисом для латифундий, которые подгребут под себя все земельные угодья. И надо же, авторы страшилки как в воду глядели! «Латифундии» в России появились. И основными производителями продовольствия стали, и на международные рынки вышли. Название им — агрохолдинги. И именно они вытащили сельское хозяйство страны из той «черной дыры», в которой оно оказалось в 1990-е годы.

Всему начало — зерновая нива. Здесь формируется первое звено цепочки «поле — прилавок». Компания выращивает зерно, перерабатывает его на комбикорм, получает молоко и мясо, производит из них продовольственные товары и продает их./ФОТО Валерия МАТЫЦИНА/ТАСС
«Куплю паи. Дорого»
Вспомним, как все начиналось… В ходе проведения земельной реформы каждому работнику совхозов и колхозов полагался пай в размере от 1 до 10 гектаров (в зависимости от региона, от стажа и должности). Понятно, что руководители и специалисты получали побольше, рядовые работники поменьше. Но каждому новоиспеченному землевладельцу выдавалось «Свидетельство на право собственности на землю».
Таким образом, сельхозпредприятие становилось арендатором земельных участков своих же работников. И продолжало вести на этой земле свою производственную деятельность.
Впрочем, у каждого собственника было право выделить свой пай «в натуре» и продать его. Покупателями нередко становились городские жители, оставившие свое благополучие и ринувшиеся «кормить Россию» (таким образом появилась целая армия «асфальтовых» фермеров). Но чаще паи скупали руководители все тех же бывших совхозов/колхозов, чтобы не допустить в хозяйстве чересполосицы. Хотя сами были не прочь залезть на территорию соседнего хозяйства, прикупив паи и там.
Пока делили угодья, определялись с новыми формами собственности на селе, страна теряла целые отрасли агропромышленного комплекса. Закрома заполнял импорт: ввоз пшеницы вырос на 67 %, сахара — на 13 %, растительного масла — в 4 раза. Но настоящим символом зависимости от импорта продовольствия стали замороженные куриные окорочка, знаменитые «ножки Буша». Россия оказалась их крупнейшим в мире покупателем, а общий объем импортной курятины в стране превысил 70 %.
Поистине, не было бы счастья, да несчастье помогло… В 1998‑м после резкого ослабления курса рубля импортировать продовольствие стало невыгодно. Для российских производителей освободилась не просто ниша, а целые просторы на отечественном рынке. И это было еще одной важной предпосылкой для создания агрохолдингов.
Самые первые из них формировались за счет инвестиций, поступавших не из сельскохозяйственного бизнеса, а в том числе из газового и нефтяного. Оставшиеся с советских времен бывшие совхозы/колхозы, пусть и приобрели новые формы собственности, сменили названия на ЗАО, ООО, СПК и прочее, но развиваться на собственные средства не могли, поэтому с радостью приняли новых инвесторов. Их вливания дали возможность укрупнять сельскохозяйственные производства.
Следующее знаковое событие — появление ровно двадцать лет назад, в 2005 году, национального проекта «Развитие АПК». Он сулил немалые финансовые вложения в аграрную сферу и заодно обещал всячески поддерживать частных инвесторов. Обещания оправдались. В скором времени аграрный бюджет России был увеличен сразу на 40 %.
Присоединение, поглощение…
История любого агрохолдинга дает понять, как вообще подобная структура создается и потом «прирастает».
Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева в Краснодарском крае сегодня уже называют «старейшим» холдингом в современной России: год его рождения — 1993‑й. Тогда объединились сельхозпредприятие по откорму крупного рогатого скота с его земельными активами и местный комбикормовый завод.
Год спустя к этому содружеству присоединили элеватор — у компании появилась собственная база для хранения зерна. В последующие годы в холдинг вошли три птицефабрики (сегодня их 10), три многопрофильных предприятия (сегодня их 28), первое рисоводческое хозяйство (сегодня их 7). У холдинга несколько перерабатывающих предприятий — молочный завод, предприятие по производству сыров, мясное производство, сахарное, бакалейное… И он давно уже вышел за рамки своего региона: есть «дочки» в Ставропольском крае и в Ростовской области. В прошлом году фирма реализовала инвестиционную программу на общую сумму 9,1 млрд рублей — на 44 % больше, чем годом ранее.
В рейтинге крупнейших предприятий России по общей площади сельхозугодий агрокомплекс делит лидерство с другой известной структурой — с «Мираторгом». У первого в наличии 1 млн 126 тыс. гектаров земли, у второго — на 4 тысячи гектаров поменьше. Разница для таких гигантов несущественная.
В отличие от многих других агрохолдингов «Мираторг» пришел в АПК, не имея никаких производственных сельхозактивов. Бизнес начался с «купи-продай»: покупали свинину и говядину в Бразилии, поставляли на российский рынок. «Ножки Буша» в страну везли все кому не лень, а у компании получился «эксклюзив», что было удачным выбором.
Первые собственные фермы — свиноводческие — появились у нее вскоре после оглашения национального проекта «Развитие АПК». Государство принялось активно субсидировать ставки по кредитам, выделяемым коммерческими банками на реконструкцию и строительство животноводческих комплексов. Свиноводческую отрасль будущий агрохолдинг основал в Белгородской и Курской областях. Сегодня в этих двух регионах у компании 28 автоматизированных свинокомплексов со своими репродукторами, площадками откорма и доращивания животных.
А вот за производство собственной говядины агрохолдинг взялся только в 2011 году. Начал с фермы в Брянской области, куда из дальнего зарубежья завезли животных мясной абердин-ангусской породы. Сегодня у холдинга 92 фермы в шести регионах страны, компания стала ведущим производителем говядины в России.
Мясную отрасль дополнили еще и птицеводством и до кучи овцеводством. А почему бы и нет, если кормов на всех хватит — свои комбикормовые заводы имеются. Растениеводство на кормовую базу тоже работает — 800 тысяч тонн зерна в год дает, более 10 тысяч тонн семян многолетних трав. Два собственных селекционно-семеноводческих центра есть.
Всего перечисленного гиганту, похоже, «маловато будет». В холдинге появился центр геномной селекции, где занялись вопросами аквакультуры и разведения ценных пород рыб.
В рейтинге крупнейших агрокомплексов России — на пятой строчке — отметился и агрохолдинг «ЭкоНива-АПК». Его производственная деятельность началась тридцать лет назад с выращивания экологической гречихи, которую отправляли в страны дальнего зарубежья. Это был первый экспорт российской экопродукции в Европу.
Сегодня предприятия компании находятся в 13 регионах страны. Общая площадь земельных угодий — 632 тысячи гектаров.
У холдинга две «специализации». Он является одним из главных «семеноводов» России по полевым культурам: в его представительствах в Курской области работают с первичными (оригинальными) и элитными семенами, в Воронежской и Новосибирской областях помимо оригинальных производят репродукционные семена зерновых, зернобобовых культур и трав.
Одновременно «ЭкоНива» — один из крупнейших производителей молока в стране. Половина из его поголовья — ни много ни мало 250 тысяч голов! — высокоудойные коровы голштинской породы. Молочная «валовка» в прошлом году составила более 1 млн 260 тонн. Почти все молоко реализуется высшим сортом под собственными уже известными брендами.
Пять лет назад у холдинга появилась «дочка» и в Ленинградской области. Это бывший совхоз «Труд» Волосовского района. Приемный «родитель» дал ему новое имя — «Петербургская нива» и поддержал финансово. Сегодня волосовское сельхозпредприятие считается одним из крупнейших производителей молока в Ленобласти — около 30 тонн ежедневно.
В рейтинг крупнейших агрохозяйств страны по площадям сельхозугодий — до 100 тысяч гектаров — вошли 77 предприятий. У концерна «Детскосельский» масштабы поскромнее: в наличии «всего» 36 тысяч гектаров. Концерн вырос из одноименного и в свое время очень знаменитого совхоза Ленинградской области.
Впрочем, слава головного предприятия никуда не делась. Сегодня это мощный племзавод по разведению крупного рогатого скота голштинской породы, база для прохождения производственной практики студентов аграрных и ветеринарных учебных заведений, а также повышения квалификации специалистов АПК из других сельхозпредприятий.
В середине нулевых годов руководители хозяйства посчитали возможным применить опыт, накопленный с момента основания совхоза, и в других хозяйствах. К «Детскосельскому» присоединились три предприятия АПК в Тосненском районе, племзавод «Агро-Балт» в Кингисеппском. Появились два дочерних предприятия в Воронежской области (молочный комплекс и завод по производству растительного масла) и два в Белоруссии. Так и сложился новый концерн.
Мечта о кооперации
Со стороны может показаться, что существование агрокомплексов — это какое‑то вечное броуновское движение. Продажа, присоединение, поглощение, деление… И, конечно, конкуренция. Скажем, стоило упасть оптовой цене на молоко, как у воронежской «дочки» «Детскосельского» образовались долги. Тут же подсуетилась уже знакомая «ЭкоНива» с желанием приобрести проблемный объект. Но бизнес-дипломатия и финансовая поддержка должника не допустили расставаний…
На самом же деле, как уверяют эксперты «по агрохолдингам», ничего беспорядочного в этом движении нет. Все подчинено определенной логике: одни фирмы освобождаются от убыточных активов, другие видят в них перспективу, просчитывают свою будущую выгоду. В любом случае приобретенную компанию независимо от профиля и размеров ее бизнеса новому владельцу необходимо интегрировать в свою структуру, чтобы покупка оказалась эффективной.
Нередко холдинги расширяются за счет поглощения небольших игроков — сделки такого рода могут проходить совсем незаметно для рынка. Особенно если холдинг приобретает фермерские хозяйства.
Теоретики развития российского АПК настаивают на необходимости консолидации «больших и малых». Но пока что большие видят в малых потенциальную возможность пополнить свои активы, а малые в больших — угрозу их существованию. Опасения не безосновательные: число фермеров сокращается из года в год. Что подтверждают и сельхозпереписи. Сегодня количество фермерских хозяйств в большой аграрной стране едва дотягивает до двухсот тысяч. Однако те, что выживают, свои площади увеличивают. Выходит, укрупнение идет и в фермерском секторе, где тоже кто‑то кого‑то «поглощает».
Благополучное существование фермеров в развитых аграрных странах основано на кооперации. Более того, во многих странах фермерская активность встроена в деятельность агрохолдингов, и консолидация «больших и малых» — основа взаимных успехов.
Такие примеры, пусть пока и нечастые, появляются и в России. Например, воронежский агрохолдинг «Заречное», специализирующийся на мясном животноводстве (в активе 105 тысяч голов скота, мясокомбинат годовой мощностью 40 тысяч тонн), не ограничивается только своим молодняком крупного рогатого скота, но закупает телят у фермеров — для откорма на своих площадках.
Примерно так же выстраивает свое сотрудничество с животноводами-частниками и «Мираторг». Специально для закупки скота — от рождения до веса «на убой» — у фермеров и личных подсобных хозяйств холдинг запустил электронную площадку, где сельхозпроизводители могут не только ознакомиться с требованиями к скоту и условиями сотрудничества, но также оставить заявку и получить консультацию.
Нет смысла противопоставлять агрохолдинги фермерским хозяйствам и наоборот. Но нелишним будет «почувствовать разницу». Безусловный плюс крупной компании — в системном подходе к производственной деятельности, где каждый специалист занимается своими профессиональными обязанностями. Фермер же в своих владениях «и швец, и жнец, и на дуде игрец» — сам и руководитель, сам и грузчик.
Еще один плюс — финансовый капитал. У агрохолдинга он, безусловно, немалый. А капитал — это доступ к своевременному обновлению техники, внедрению современных технологий. Холдинг «Русагро» даже специально создал дочернюю IТ-компанию, которая разрабатывает программное обеспечение для всех его подразделений и реализует проекты в области цифровизации.
У агрохолдингов надежная залоговая база, которая повышает шанс на получение льготного кредита. А что может предложить в залог фермер? У многопрофильных предприятий есть «подушка безопасности»: случись провальная ситуация по одному направлению — выручает другое. Большинство же фермерских хозяйств ориентированы на одно, максимум на два направления деятельности…
Поэтому и имеем то, что имеем: выстроенные агрохолдингами вертикально интегрированные структуры, которые дают возможность держать контроль над всем циклом производства — от выращивания сельхозпродукции до ее переработки и сбыта.
А это не только снижает затраты, но и повышает качество той самой продукции. Кроме того, вертикальная интеграция позволяет более эффективно использовать ресурсы, совершенствовать логистику, расширять рынки сбыта.
Именно агрохолдинги вытащили сельское хозяйство страны из «черной дыры». Благодаря им осуществлен и прорыв в экспорте российской сельхозпродукции. И, да, в формировании аграрной политики страны их участие весьма ощутимо. Это не противопоставление холдингов малым и средним предприятиям АПК. Это данность текущего момента.

Читайте также:
Как развивается Агропромышленный комплекс Ленинградской области
Комитет по АПК Ленобласти начал приём заявок на грант «Ленинградский гектар»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7875) от 26.03.2025 под заголовком «Время больших».
Комментарии