Корабли «под газом». Судоходные компании заставят перейти на новое топливо

Российские судоходные компании ждет серьезная встряска. С 1 января 2020 года они должны будут перейти на топливо с низким содержанием серы (0,5%) и азота, а подтолкнут их к этому новые требования Международной конвенции по предупреждению загрязнения акваторий. Петербуржцы, впрочем, не сильно волнуются, ведь на Балтике эти жесткие правила уже действуют. Примечательно другое: подобные меры приблизят реализацию первых в России проектов, связанных с бункеровкой, то есть заправкой судов сжиженным природным газом (СПГ), и «премьера» ее состоится в Петербурге.

Корабли «под газом». Судоходные компании заставят перейти на новое топливо | ФОТО Виктора ЮШКОВСКОГО

ФОТО Виктора ЮШКОВСКОГО

Поправки к конвенции фактически сделают недоступными международные порты для судов, работающих на «грязном» топливе. Но регионы Балтики и Северного моря входят в зону особого экологического контроля (SECA), где требования к содержанию серы в мазуте ужесточены были еще раньше. Северо-Запад России к такому шагу готов, хотя отдельные неувязки возникают и тут. Не затронут новые требования также водные перевозки в Петербурге, где речные суда используют дистилляты: экологически более чистое топливо, состоящее из легких фракций.

Однако в целом реформа приведет к изменению структуры потребления. Новые требования заставят производителей нефтепродуктов выпускать судовое горючее, где доля сернистых соединений составляет 0,5%, уже сейчас, а не в будущем, и они к этому готовятся. А обосновавшаяся в Петербурге компания «Газпром нефть» производит такое топливо для зоны мореплавания SECA последние два года. На своем омском заводе «вкрапления» серы в топливе она снизила с 3,5% до 0,1% (московский завод тоже «подтягивает» технологии), и динамика его потребления растет примерно на 10% в год.

Мало того, свой терминал, расположенный на реке Екатерингофке, компания оснастила оборудованием, которое позволяет превращать в низкосернистое ТСУ (топливо для судовых установок) заводскую продукцию с недопустимым ныне процентом вредных компонентов и понижать ее вязкость. Так происходит, когда востребованный флотский мазут нужно быстро отправить судовладельцам, не дожидаясь, когда он поступит на петербургскую нефтебазу, поясняет ее руководитель Сергей Мироненко.

Эта нефтебаза связана с причалом (точнее, с двумя, которые компания арендует в устье реки, впадающей в Невскую губу) сетью трубопроводов. В день она способна насытить жидкими нефтепродуктами пять-шесть судов-бункеровщиков, принадлежащих газовикам и сторонним организациям.

Флот «Газпром нефти» состоит из десяти таких заправщиков, которые могут работать на рейде и в открытом море (как это происходит, журналистам продемонстрировали недавно в порту «Морской фасад»), четырех танкеров, обслуживающих Новопортовское месторождение в районе Обской губы, и двух мощных ледоколов, построенных на Выборгском судостроительном заводе для сопровождения судов в арктических водах.

Компания имеет в России также семь региональных офисов. В том числе четыре на Северо-Западе (в нашем городе, Калининграде, Архангельске и Мурманске), на долю первого из которых приходится большая часть всей перевалки топлива в этом судоходном регионе: только в порты Петербурга и Усть-Луги российская газовая корпорация отправляет около 1,5 млн тонн «морских» нефтепродуктов в год.

Причем объемы «северо-западного» сектора растут: прирост составил тут 26%, в основном за счет увеличения грузопотока по Северному морскому пути и оживления морского туризма, говорят специалисты. В петербургском порту газпромовская «дочка», отвечающая за это направление, обеспечивает заправку круизных лайнеров, следующих в Лондон, Копенгаген, Амстердам, Стокгольм, Таллин, а также на Дальний Восток - в японский порт «Иокогама», китайский Шанхай и во Владивосток.

В летнюю навигацию этого года, с мая по сентябрь, она произвела 60 бункеровок круизных судов, принадлежащих крупным компаниям Royal Caribbean International и Saga Cruises, и начала снабжать пассажирские лайнеры еще одного «тяжеловеса» - Disney Cruise Line. Но придет время, спрос начнет падать и на низкосернистое судовое топливо, считают газовики, а вот сжиженный газ, напротив, обречен на успех.

По словам Андрея Васильева, генерального директора компании-оператора «Газпромнефть Марин Бункер», преимуществ у такого газа несколько. Во-первых, он дешевле мазута и дизельного топлива. Во-вторых - предпочтительнее с точки зрения экологии, поскольку выбросы его вообще не содержат азота и серы.

Такое топливо к тому же лучше для судовых механизмов, они дольше работают на нем без ремонта, а это важная статья расходов. Взвесив такие резоны, газпромовцы инициировали внедрение международного стандарта СПГ-бункеровки в практику отечественного судоходства и решили построить первый в нашей стране «газовый» заправщик.

Проект этого судна ледового класса Arc4, рассчитанного на 5,8 тыс. кубометров сжиженного газа, подготовила сингапурская корпорация Keppel, учитывая концептуальные решения Крыловского государственного научного центра, о которых рассказывала наша газета. А одна из верфей, расположенных на берегу Желтого моря, в китайской провинции Цзянсу, приступила к его строительству (в августе началась резка металла). Что делать, опыта проектирования и сооружения таких судов ни у кого в России пока нет. Да и оборудование для них, кроме Китая, производят лишь скандинавские страны.

Осенью состоится закладка судна, а в декабре 2020 года по контракту оно должно быть передано заказчику для работы на Балтике. Между тем весной того же года под Выборгом в районе компрессорной станции «Портовая» газовики введут в строй СПГ-комплекс мощностью 1,5 млн тонн в год (завод «Балтийский СПГ», который они собираются построить позже в Усть-Луге, будет ориентирован на экспорт).

Соглашение о бункеровке газпромовцы заключили с компанией «Совкомфлот», которая единственная в России имеет шесть танкеров, работающих на газомоторном топливе. Похоже, удастся договориться с терминалом «Бронка», чтобы заправлять этим топливом контейнеровозы, заходящие в «Большой порт Санкт-Петербург». Возможно, появятся и российские круизные СПГ-паромы - один из таких проектов Объединенная судостроительная корпорация уже рассматривает.

#судостроение #топливо #промышленность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (6517) от 04.09.2019 под заголовком «Суда «под газом»».


Комментарии