Кнуты и пряники: зачем президент США встречался с главами пяти стран?

В кулуарах сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке на минувшей неделе завершился первый саммит лидеров стран Центральной Азии и США, именуемый С5+1. Президент Соединенных Штатов Джо Байден провел переговоры с президентами Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии Касым-Жомартом Токаевым, Шавкатом Мирзиеевым, Эмомали Рахмоном, Сердаром Бердымухамедовым и Садыром Жапаровым.

Кнуты и пряники: зачем президент США встречался с главами пяти стран? | ФОТО Diane Picchiottino on Unsplash

ФОТО Diane Picchiottino on Unsplash

Запущенный в 2015‑м при президенте Обаме формат С5+1 (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан + США) до этого собирался только на министерском уровне — последний раз в конце февраля в Астане. Встреча глав пяти государств Центральной Азии с американским лидером в Нью-Йорке должна была продемонстрировать серьезность намерений Вашингтона в отношении этого региона. В сегодняшних условиях это означает, что США хотят урезать возможности балансирования центральноазиатских республик.

Открывая саммит, Байден поблагодарил центральноазиатских президентов за «партнерский подход в решении проблем региональной безопасности», а также поделился с коллегами соображением, как Вашингтон и страны региона «могут работать вместе для дальнейшего укрепления суверенитета, процветания, а также для защиты прав человека». Лидеры обсудили вопросы развития более благоприятной деловой среды для торговли и инвестиций через создание бизнес-платформы для частного сектора. С этой целью глава Белого дома поручил агентству США по международному развитию (USAID) провести в октябре в одном из государств Центральной Азии министерское совещание для обсуждения практических шагов, которые «способствовали бы устойчивому экономическому развитию». Американский президент также предложил участникам форума начать работу по привлечению инвестиций для открытия Транс­каспийского международного транспортного коридора — маршрута в обход России, связывающего Китай со странами Европы через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию.

Считается, что началом серьезного осмысления американской политики в регионе стали теракты 11 сентября 2001‑го. До этого Центральную Азию рассматривали преимущественно в контексте поставок энергоресурсов Каспия. Впрочем, оценки ЦА в эпитетах «серой зоны безопасности» и «геополитического вакуума» фигурировали в вашингтонском экспертном сообществе и в 1990‑е.

С целью показать местным элитам, что Америка все еще интересуется регионом, в 2015 году в турне по Центральной Азии отправился госсекретарь Джон Керри. Новую страницу в истории «освоения» Штатами ЦА открыл спустя пять лет Майк Помпео. Вояж трамповского госсекретаря носил ярко выраженную антикитайскую направленность. Но и повестка, с которой при­ехал Помпео, и напор, с которым он ее продвигал, местным главам внешнеполитических ведомств пришлись не по вкусу.

Между тем во время визита в Астану нынешний госсекретарь Энтони Блинкен заявил о «новом подходе США» к Центральной Азии. По его словам, в ситуации «стратегической конкуренции» Америка видит своей задачей «помочь центральноазиатским правительствам достичь баланса» в их отношениях с внешними игроками, а «не выбирать стороны». Впрочем, на практике американцы преследуют совершенно иную цель. Сам по себе регион интересует их едва ли больше, чем в 1990‑е или 2000‑е. Но сегодня отношения с Россией и Китаем стали крайне напряженными — в таких условиях Вашингтон не может отдать Центральную Азию на откуп своим противникам. Комплексное противодействие российскому, китайскому и (частично) иранскому влиянию — долгосрочный приоритет.

Как полагает доктор исторических наук ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев, смысл встречи с американской стороны был, безусловно, связан с главным приоритетом политики США в Центральной Азии. И в этом плане характерно, что все участники встречи по ее завершении уклонились от общения с прессой, оставив для общественности вопросы «укрепления суверенитета, устойчивости и процветания» и т. п. «Главный и долгосрочный приоритет США состоит во всестороннем противодействии российскому, китайскому и иранскому влиянию в странах региона. Еще сразу после вывода американских войск из Афганистана в августе 2021 года было ясно, что Соединенные Штаты будут искать способы вернуться в регион — в каком‑то другом, как теперь уже видно, — гибридном формате. Естественно, что с началом нынешнего этапа обострения российско-американских отношений названный американский приоритет получил новую динамику и большее содержание», — считает эксперт.

По мнению руководителя отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрея Грозина, пять стран слишком тесно «завязаны» на Москву и Пекин, чтобы полностью уйти от них, хоть это и не будет мешать региональным лидерам рассчитывать на помощь из‑за океана. «Центральноазиатские лидеры могут включиться в упомянутую стратегию «беспокойства на заднем дворе», рассчитывая на помощь Вашингтона в решении проблем региона, говорят эксперты. Это и проблемы в энергетике, водопользовании, и проблемы стареющей и ветшающей инфраструктуры — энергетической, транспортной и любой иной), и множество иных вопросов, начиная от экологии и заканчивая вопросами, связанными с безопасностью», — полагает эксперт.

«Пока же складывается впечатление, что центральноазиатские лидеры не получили «пряников», ожидавшихся ими от прилета в Нью-Йорк. Впрочем, у Вашингтона для стран Центральной Азии не так много «пряников», но есть «кнуты». Не имея позитивной повестки привлечения стран-лидеров Центральной Азии на «правильную сторону истории», американцам, с одной стороны, остается грозить точечными санкциями», — отмечает эксперт. «Однако пока точечные санкции не представляют угрозы для экономик региона, а от фронтального применения ограничений США постараются воздержаться: страны просто окончательно перейдут в сферу влияния России. Конечно, есть и «угроза цветных революций, всего комплекса возможности смены власти, давления на те политические режимы и политические системы, которые существуют в Центральной Азии. Однако реальные возможности США в регионе для претворения в жизнь этих угроз сейчас ограничены. Власти стран Средней Азии провели «работу над ошибками», и административные системы государств сегодня значительно устойчивее, чем это было в прошлые годы», — заключает аналитик.


#саммит #итоги #прогнозы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7508) от 25.09.2023 под заголовком «Кнуты и пряники для Центральной Азии».


Комментарии