Край озер и седой старины в Вологодской области

В Министерстве культуры России состоялось обсуждение концепции развития Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. По его итогам Алла Манилова, статс-секретарь - заместитель министра, предложила включить экскурсионные туры в этот музей в национальный проект «Культура» как часть познавательных программ. А также рассказывать об этом заповеднике в проекте «Дни духовной культуры России», который представляет отечественное наследие в европейских странах.

Край озер и седой старины в Вологодской области | Погружение в строгую и мощную старину полностью освобождает от мирской суеты. ФОТО АВТОРА

Погружение в строгую и мощную старину полностью освобождает от мирской суеты. ФОТО АВТОРА

За сухими строками официальной хроники - важное событие. Музей-заповедник в Вологодской области становится главным центром туризма на Северо-Западе России. Сейчас там развернуты масштабные реставрационные работы на средства, выделяемые министерством. Чтобы увидеть их своими глазами, мы совершили экспресс-поездку в Кириллов по приглашению Северо-Западной дирекции по реставрации.

Туристы из Петербурга приезжают в музей-заповедник одним из трех путей. Основная часть летом - речными круизами по Волго-Балту. Теплоходы причаливают в Горицах (ударение на второй слог), оттуда до музея - 7 км, группы возят автобусами. Вне сезона остаются два варианта: поезд до Вологды и оттуда около часа на автобусе. Или на собственной машине, от Петербурга до Кириллова немногим более 600 км. Большая часть маршрута проходит по хорошим дорогам. До Новой Ладоги по трассе «Кола», затем по шоссе А114 - на Вологду. Только последние 60 км ждут ремонта, который власти 35-го региона обещают сделать в будущем году.

С берега Сиверского озера хорошо виден силуэт из крепостных башен и церквей. Это и есть Кирилло-Белозерский монастырь. Он был основан в 1397 году, служил и крепостью, и тюрьмой. После революции был закрыт, в 1924 году на его территории создали музей, что спасло от разрушения уникальный комплекс XV - XVII веков с 10 церквами, 15 крепостными башнями, стенами-пряслами с аркадами и еще несколькими десятками построек.

В 1998 году часть территории обители была возвращена церкви. В диалоге, подчас непростом, люди светские и духовные ищут пути сосуществования. Два показательных примера. Министерство культуры выделяет средства на реставрацию церковных зданий вне зависимости от их принадлежности. Доминанта комплекса - Успенский собор служит и как музей, и как действующий храм.

Если быть совсем точным, то в состав музея-заповедника входят еще несколько объектов, в частности Музей фресок Дионисия в соседнем Ферапонтове. Главная достопримечательность заповедника - фантастическая гармония построек Кирилло-Белозерского монастыря и природного окружения.

Достаточно войти через ворота под Казанской башней в так называемый Новый город, чтобы отрешиться от суеты, свойственной нам, обитателям мегаполисов. Замедлив шаг, ступить на аллею, которая ведет к Святым воротам, выйти на Соборную площадь, пройти под аркой у храма архангела Гавриила, Водяными воротами - под Преображенской церковью, чтобы попасть на берег Сиверского озера и посмотреть оттуда на монастырь-крепость. А потом вернуться и подробно вглядеться в фрески Успенского собора. Почувствовать историю в экспозициях и выставках икон, оружия, колоколов, книг, предметов старинного быта, размещенных в кельях и палатах комплекса.

Как рассказал Михаил Шаромазов, директор музея-заповедника, в 2018 году количество посетителей должно превысить 300 тысяч человек. За десять лет поток гостей вырос почти на треть. Причем речные круизы дают только треть туристов, остальные приезжают сами. Абсолютное большинство - с мая по октябрь.

Директор не скрывает своих амбициозных планов. Его девиз: «Приехали. Едем дальше». К 2029 году надо завершить реставрацию всего музейного комплекса, чтобы посетитель мог сделать круговой обход по всем крепостным стенам, а это 1,3 км, и увидеть интерьеры всех храмов.

Работы предстоят непростые. В некоторых местах уровень грунтовых вод находится на отметке всего 30 см ниже уровня земли. Например, Преображенская церковь, расположенная ближе всего к берегу Сиверского озера, стоит на намыве. Поэтому требуются современная гидроизоляция, укрепление фундамента, окраска стен.

Министерство культуры выделяет достаточно средств на реставрационные работы, за последние четыре года - 1 млрд рублей. Хотя не все вопросы можно решить деньгами. Дирекция музея находится в здании Святительских келий. Там же, так исторически сложилось, живут пять семей в помещениях, где из удобств только отопление. У людей нет даже договоров социального найма, поскольку здание целиком принадлежит музею. Минкультуры готово выделить 6 млн рублей, чтобы переселить семьи в новые жилые дома в Кириллове. Но, по закону, это будет нецелевое использование бюджетных средств.

Через десять лет музей-заповедник должен стать «градообразующим предприятием» для Кириллова и близлежащих селений. Для этого надо, по словам директора, «создать единый турпродукт: отели - общепит - музеи». От региональных и местных властей потребуется поддержка малого бизнеса (чтобы тот мог построить гостиницы и кафе), а также профинансировать ремонт дорог. Тогда по ним можно запустить круглогодичные автобусные туристические маршруты.

Вместе с Ольгой Вороничевой, заместителем директора по реставрации, мы идем смотреть те объекты, работы на которых завершатся в ближайшие месяцы. Их ведут петербургские и московские компании. Сначала поднимаемся по лесам на Вологодскую башню. На верхнем ярусе в квадратных нишах с кирпичными наличниками найдена редкость для северной архитектуры: геометрический рисунок известью, так называемая белельная живопись. Внутри башни будет пять ярусов, там разместятся экспозиция и открытые фонды иконописи, реставрационная мастерская темперной живописи. Аналогичным образом приспосабливается Белозерская башня, там будет показано все, что связано с народным искусством и резьбой по дереву.

Двигаемся к Московской башне, она самая высокая - 55 метров. Для ее современного использования придумано иное решение. Внутри не будет перекрытий, а монтируется стальная этажерка-лестница, не примыкающая к стенам. По ней посетители смогут подняться на смотровую площадку, попутно рассмотрев конструкцию башни, например, бревна XVII века, которые поддерживают ее внутренний «стакан».

Вороничева показывает Тюремный двор, куда выходит стена между Косой и Белозерской башнями. В нижнем ярусе толстой стены сохранились сводчатые палаты. Выше находились скромные кельи, их исторические перекрытия XVII века не дошли до наших дней, так же как и все внутренние конструкции Косой башни. Поэтому проект предусматривает создание в палатах и кельях гостиницы на 35 номеров, в башне и на открытой галерее над кельями - ресторана. Это еще один способ задержать туристов в Кириллове на несколько дней. Как говорит Шаромазов, если вы не видели у нас искрящегося на солнце снега, а в белые ночи - восхода и заката, то многое в жизни потеряли.

...Перед отъездом поднимаемся на строительные леса, опоясывающие Белозерскую башню, чтобы еще раз оглядеть весь монастырский комплекс на фоне водной глади. До свидания, край озер и седой старины.

#музей #заповедник #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (6303) от 18.10.2018 под заголовком «Кириллов у Сиверского озера».


Комментарии