Как музеефицируют первую атомную подлодку К-3 «Ленинский комсомол»?

Проект презентовала в Архангельске команда АНО «Остров фортов».

Как музеефицируют первую атомную подлодку К-3 «Ленинский комсомол»? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На заседании межведомственной комиссии по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии при правительстве РФ, которое прошло там на днях, подобные проекты представили некоторые научные институты и профильные организации России.

Работы по сохранению и му­зеефикации К-3 проекта 627 между тем близки к завершению. Первенец атомного подводного флота нашей страны станет главным экспонатом Музея военно-морской славы, который построен в Кронштадте по поручению главы государства и введен в строй минувшим летом.

Никто прежде не размещал в стенах музея не макет подлодки, а сам подводный корабль длиной 107,4 метра и шириной корпуса почти 8 метров. Однако проект по обновлению в сухом доке, транспортировке и «водружению» атомохода, несшего боевое дежурство более 30 лет, под крышу музея прошел без единого инцидента.

Внешний облик легендарного боевого корабля был полностью восстановлен к лету текущего года. А теперь специалисты завершают внутренние работы, чтобы «дедушка» атомного флота России прослужил в качестве нестандартного музейного экспоната как можно дольше и был безо­пасен для посетителей. То есть работают с настилами, выгородками, лестницами и ограждениями корабля, монтируют на его борту инженерные системы и т. д.

В это время реставраторы, музейщики и художники выполняют музеефикацию К-3, устанавливают там приборы и продолжают вместе с ветеранами-подводниками поиск артефактов, которые войдут в будущую экспозицию. Тем самым общими усилиями специалис­ты дарят легенде отечественного флота новую жизнь, приспосабливая объект для приема экскурсионных групп и оснащая отсеки подлодки мультимедийным и другим оборудованием. Это позволит рассказать посетителям всех возрастов об истории создания и боевой службе головной подлодки проекта 627 «Кит», которая первой из советских подводных ко­раблей достигла Северного полюса и совершила несколько дальних походов, пройдя в совокупности 128,4 тысячи морских миль.

«Особое внимание мы уделяем исторической идентичности, максимально полно восстанавливая все значимые элементы подлодки, — отмечает Ксения Шойгу, руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов». — Хотя около 70 % ее внутреннего оборудования было утрачено или пострадало от времени настолько, что не подлежало реставрации».

При этом не менее 95 % элементов оборудования, которые намечено восстановить, специалисты заменят на подлинные артефакты, взятые с подлодок того же проекта или близких к нему. А экспозиция (включая мультимедийные носители и музейные цифровые системы) будет выстроена так, чтобы создавать эффект глубокого погружения в тематику подводного флота.


#музеефикация #проект #подлодка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7530) от 26.10.2023 под заголовком «Легенда номер один».


Комментарии