К иностранцам отношение строгое. Как живет Финляндия во время пандемии коронавируса?

«Молодой человек, посмотрите, пожалуйста, на меня», - просьба заставила оторваться от смартфона. Подняв голову, увидел направленный на меня тепловизор. И мужчину в форме малинового цвета с марлевой маской на лице. «Все в порядке, здесь температура в норме», - кивнул он напарнику. И они двинулись по вагону к следующим пассажирам поезда Allegro. Так я убедился в справедливости слов президента Финляндии Саули Ниинистё, высоко оценившего усилия России по сдерживанию коронавируса.

К иностранцам отношение строгое. Как живет Финляндия во время пандемии коронавируса? | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

В последние три недели мне довелось дважды побывать в соседней Финляндии. Сначала была поездка на рейсовом автобусе в Лаппеенранту, а на днях - на Allegro в Хельсинки. Переход границы в обоих случаях почти ничем от привычной ранее процедуры не отличался. Российские и финские пограничники были без масок, а финны из таможенной службы и до того зачастую работали в специальных перчатках. Разве что стали больше интересоваться денежной стороной визита: в поезде, к примеру, у части россиян потребовали либо показать наличные, либо продемонстрировать кредитные карты с целью убедиться в том, что они действующие. «Десятки раз бывала в Финляндии, но такого что-то не припомню», - проворчала одна из пассажирок. Но перечить не стала.

Что в Лаппеенранте, что в Хельсинки течет обычная жизнь. Люди сидят в кафе. Ходят по улицам. Посещают магазины, полные товаров. По-прежнему развлекаются. «Вчера был в опере - зал оказался полон», - сообщил, к примеру, знакомый, постоянно живущий в Хельсинки. Да и человек в медицинской маске - большая редкость. В общем, практически ничего в Финляндии с появлением нового вируса не изменилось.

Но нюансы все же есть. В офисе одной из крупных финских компаний, где довелось побывать в конце минувшей недели, на каждом рабочем столе стоит большой флакон с гелем для рук. Для дезинфекции. И все сотрудники с завидной периодичностью им пользуются. Кроме того, руки они моют часто и тщательно. А перед совместной конференцией, когда я протянул ладонь для приветствия одному из спикеров-финнов, пожимать в ответ он ее не стал. «Извините, - говорит, - надо соблюдать правила гигиены». С другими здороваться я и не пытался - ограничились кивками головой.

Однако в полной мере я убедился в серьезности ситуации и намерении ее жестко контролировать только при возвращении на поезде в Россию. Ни на вокзале в Хельсинки, ни при пересечении границы ничего особенного не было: все те же пограничники с обеих сторон без масок и перчаток. Но когда поезд уже следовал от Выборга к Петербургу, картина резко изменилась.

В вагоне, в котором я ехал, народу было немного - человек 20 - 25. А среди них - пара молодых иностранцев, сидевших по соседству. Представитель Роспотребнадзора просветил тепловизором всех без исключения, включая детей - повышенной температуры не оказалось ни у кого. Однако еще при проверке документов выяснилось, что зарубежные соседи, говорившие по-английски, постоянно живут в Финляндии, но имеют французское гражданство. Именно это и заинтересовало проверяющих: они тут же начали выяснять, когда те последний раз бывали на родине. И услышав «год назад», все равно попросили молодого человека и девушку заполнить анкеты. А еще сообщили, что по прибытии в Петербург у них будет взята проба на коронавирус.

Пока иностранцы заполняли анкету, я спросил у инспектора, кого особенно проверяют. «Во-первых, всех, кто оказывается с температурой, во-вторых, граждан Италии, Франции, Германии и Испании, а также тех, кто в этих странах побывал, - пояснил он. - Они обязательно заполняют анкеты и сдают анализ». Как выяснилось, в нашем поезде, несмотря на довольно большое число пассажиров и наличие многих иностранцев, таковых оказалось лишь четверо - соседи-французы и еще пара студентов-россиян, отдыхавших в Италии. Специалист кому-то позвонил и договорился, что сразу после прибытия состава ребята сдадут анализ. По его словам, уже через сутки он будет готов.

Французы, до того довольно веселые, приуныли. И парень с тревогой спросил, что с ними будет в дальнейшем. Я его понимаю: перспектива оказаться на пару недель в карантине, как это сейчас происходит в Израиле и некоторых других странах, им не улыбалась. Сотрудник Роспотребнадзора, пользуясь услугами других пассажиров, говоривших по-английски, их тут же успокоил. «После сдачи анализа будете свободны и, если он окажется отрицательным, станете отдыхать в России, как планировали», - сообщил он. Что делать в случае «если окажется положительным», он предусмотрительно умолчал. Еще бы: тогда и нас, сидевших по соседству, а также пользовавшихся одними «удобствами», тоже надо проверять. И сажать на карантин.

Когда поезд прибыл в Петербург, все пассажиры оделись и вышли. А французы остались сидеть и ждать, когда к ним придет врач...

#коронавирус #Финляндия #пандемия #граница

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 047 (6445) от 17.03.2020 под заголовком «К иностранцам отношение строгое».


Комментарии