2Vtzqv4Hz9U

«Гроссмейстер» в городе купцов. Чем интересен Козьмодемьянск?

Козьмодемьянск на карте — крошечная точка на берегу Волги неподалеку от Чебоксар. Туристы, прибывающие на теплоходах, задерживаются здесь всего на несколько часов. Первое, что бросается в глаза, — надпись на бетонном откосе набережной — «Васюки». А сверху — «Здесь были Киса и Ося». Поклонники бессмертного романа сразу вспомнят: «На правом высоком берегу город Васюки. Отсюда отправляются лесные материалы, смола, лыко, рогожи, а сюда привозятся предметы широкого потребления для края, отстоящего на 50 километров от железной дороги…». Говорят, что именно таким увидел город корреспондент газеты «Гудок» Илья Ильф, когда в 1925 году прибыл сюда на теплоходе «Герцен».

«Гроссмейстер» в городе купцов. Чем интересен Козьмодемьянск? | Для тех, кто не верит в реальность событий из бессмертного романа, вот живое доказательство. / Фото автора

Для тех, кто не верит в реальность событий из бессмертного романа, вот живое доказательство. / Фото автора

Керосин из Стрелецкой часовни

У причала нас встречает ­коренастый мужичок с гармошкой, на которой он лихо наяривает все подряд. Вальсы, марши, хиты ­советских времен…

Он тут местная достопримечательность, — улыбается гид. — Уже много лет сюда ходит. Следит за расписанием всех рейсов, ни одного не пропускает.

За пристанью — царство ­патриархального полусонного покоя. За многие столетия своего ­существования Козьмодемьянск врагами не разрушался ни разу. Пострадал, увы, лишь в годы советской власти. К счастью, Чебоксарское водохранилище, утопившее массу больших и малых населенных пунктов, пощадило его.

Городок крошечный, чуть больше 20 тысяч жителей, но историю имеет древнюю. Издавна в этих краях жили племена финно-угорского народа — марийцы. Причем на правом берегу — марийцы горные, а на левом — луговые. После победы над Казанским ханством Иван Грозный подчинил их Русскому царству. Для этого пришлось повоевать, а чтобы на завоеванной территории закрепиться, царь построил по берегам Волги несколько острогов. В 1583 году один из них возник и здесь, на высоком красивом холме. Считается, что случилось это в день почитания святых ­бессребреников Козьмы и Домиана. Оттого острог и получил название Козьмодемьянский. А с 1781 года стал городом Козьмодемьянском.

Выбор места оказался удачным: с одной стороны, здесь проходили основные торговые пути между восточным и западным направлениями, а с другой — рядом были бескрайние леса. Не случайно со второй половины XIX века ­Козьмодемьянск стал вторым по обороту в России центром лесоторговли после Архангельска.

Сегодня это территория Республики Марий Эл. Хотя, по данным переписи 2010 года, основную часть населения составляют русские. Марийцев же  чуть больше трети.

В туристические маршруты город включен отнюдь не случайно. На его исторической территории, занимающей 120 га, расположены 150 памятников, в том числе 40 республиканского и 12 федерального значения. В числе последних — часовня Спаса Нерукотворного, построенная в 1698 году. Дата возведения известна точно из царской грамоты, выданной Петром I козьмодемьянскому стольнику с высочайшим позволением на строительство. Появление часовни в городе напоминает о важных исторических событиях рубежа XVII — XVIII веков — знаменитых Азовских походах Петра I.

В них ­участвовали 240 козьмо- демьянских стрельцов, которые пообещали в честь победы возвести в родном городе часовню. В качестве материала для строительства использовался кирпич местного производства. Строение прямоугольной формы (так до сих пор и называемое Стрелецкой часовней) с шатровым куполом, увенчанным «луковкой», на сегодняшний день является старейшим кирпичным зданием в Козьмодемьянске. Увы, в советские времена в его стенах торговали керосином. Здание подверглось существенным разрушениям, но в конце ХХ века было восстановлено.

Жизнь за резным фасадом

Впрочем, любоваться хочется чуть ли не каждым домом — многие из них деревянные, украшенные дивной красоты резьбой. В основном это бывшие дома богатых купцов, имена которых местные гиды вам обязательно назовут. К этому сословию здесь до сих пор относятся с уважением — ведь именно оно когда‑то и послужило городу основой его экономического благополучия. В одном из самых красивых домов, некогда принадлежавшем лесопромышленнику Александру Шишокину, в 1995 году стараниями местного ученого Арнольда Муравьева был открыт Музей мебельного производства, который в 2001‑м превратился в Музей купеческого быта.

Разумеется, экспозиция посвящена не конкретному историческому персонажу (через два года после постройки дома Шишокин, кстати, обанкротился и все имущество его ушло с молотка), а некоему обобщенному богатому купцу. Все экспонаты  подлинные, собранные по городам и весям Среднего Поволжья. Мебель — работы местных умельцев, коих в том лесном краю, понятно, было немерено. В парадной гостиной — стол с самоваром, увенчанным «ожерельем» из баранок. Чай здесь пить любили и пили, как тогда говорилось, «до седьмой тоски». Ну а для веселья — граммофон, фортепиано и фисгармония. Купеческие дочки были девицами образованными и польку-бабочку для гостей исполнить вполне могли.

Для обычной же трапезы — ­завтрак, обед, ужин — семья собиралась в столовой. Здесь — небольшой круглый стол, тоже с самоваром, буфет с «кузнецовским» фарфором и столовым серебром, кафельная печь и… тогдашняя стиральная машина. Железная бочка, внутри — вал с лопастями. Принцип действия простой: заливают воду, загружают белье и раскручивают вал при помощи специального колеса. Тут же — выжимное устройство на основе двух валиков, точно такое же, как было когда‑то у советских домохозяек.

Купеческий_Ру.jpg
Фото автора

Большая часть жизни купца, однако, проходила в рабочем кабинете. На письменном столе — атрибуты жизни делового человека: чернильница с пером, календарь, пачка денег, очки, слуховой аппарат. Купцы, выражаясь современным языком, были трудоголиками, но иногда, что называется, себе позволяли — в порядке вещей был запой на срок от трех дней до двух недель «для отдыха души».

На верхнем этаже — комната модистки, которая обшивала всю ­семью и готовила приданое для купеческих дочерей. Орудия ее труда — швейные машинки «Зингер», ­коклюшки для плетения кружев, ножницы, иголки… Образцы продукции — модная одежда, отделанное кружевами постельное ­белье в расположенных рядом спальнях членов купеческой семьи.

Да, здесь жили красиво — вкусно ели, сладко спали. А из окон мезонина смотрели на бескрайнюю Волгу, по которой шли пароходы с лесом, день ото дня умножавшим семейное богатство.

С «Бендериадой» не расстаться…

«Малая Третьяковка на Волге» — так называют городской Художественно-исторический музей Козьмодемьянска. Один из старейших в Поволжье, он может похвастать уникальной коллекцией произведений известных художников начиная с XVIII века и до наших дней. В том числе Айвазовского, Левитана, Крамского, Поленова, Кандинского, Коровина.

Для провинциального города наличие художественного музея такого масштаба — незаурядное явление. В Козьмодемьянске в дело вмешались исторические обстоятельства. В 1918 году здесь ­«гостила» Волжско-Камская выставка. Пока местное население приобщалось к живописи, грянула Гражданская война, и картины остались в городе. На основе выставки спустя год первый профессиональный художник народности мари Александр Григорьев стал создавать музей. Сегодня в нем не только живопись, но и уникальные коллекции фарфора и керамики.

О том же, что «Киса и Ося были тут», напоминает единственный в мире Музей сатиры и юмора ­­им. Остапа Бендера. Его экспозиция отражает каждый шаг пребывания здесь героев романа. Стрижка в парикмахерской под названием ­«Стригу и брею козлов», обед в «Васюкинском нарпите», ­«триумфальная» лекция Остапа и его сеанс одновременной игры в шахматы. Кстати, начиная с 1995 года в Козьмодемьянске проводится юмористический фестиваль «Бендериада», на который съезжаются «короли юмора» со всей России. Некоторые, поддавшись обаянию и уюту маленького городка, не могут потом сразу уехать. Семен Фарада, например, задержался однажды на целую неделю…

Возвращаемся на пристань к своему теплоходу. Гармонист по‑прежнему там, лихо наяривает что‑то бравурное. Гармонь, между прочим, непростая — искусно инкрустированная перламутром да с какими‑то еще узорами.

Да, инструмент знатный, — признает он. — Лучшие нижегородские мастера делали.

Знакомимся. Оказывается, мужичок‑то — профессиональный музыкант. Окончил музыкальное училище, много лет преподавал пение в местной гимназии для одаренных детей. А звать его Арсений Яйцов.

Я сначала своей фамилии стеснялся, — признается он. — А потом понял: а что такого, очень даже интересная фамилия… А хочешь, я тебе гимн Советского Союза ­сыграю? — говорит неожиданно.

Он лихо растягивает меха, и над всей Волгой раздается то самое, до боли знакомое, со всеми могучими переливами: «Союз нерушимый республик свободных…».


#город #достопримечательности #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7125) от 10.03.2022 под заголовком ««Гроссмейстер» в городе купцов».


Комментарии