Город под башмаком. Талдом исстари славился своим обувным промыслом
История знает немало примеров, когда появление железной дороги приводило к стремительному развитию того или иного населенного пункта, даже самого крохотного. Так произошло и с Талдомом: небольшое башмачное село со временем превратилось в город, ставший районным центром Московской области.

ФОТО АВТОРА
Талдом исстари славился своим обувным промыслом, что отразилось на его гербе. В разные века здесь делали и «кирпичи» (мужская обувь с прокладкой из глины), и «осташи» (сапоги с голенищами из грубой кожи), и бархатную обувь на меху. После отмены крепостного права промысел настолько разросся, что село стало центром обувной торговли — ярмарки проходили почти каждую неделю, привлекая многочисленных скупщиков со всей России. И если в иных местах главные площади назывались Красными или Соборными, то в Талдоме ее нарекли Торговой. «На этой площади всегда было много народа, люди приезжали издалека купить обувь талдомских мастеров. Путь предстоял далекий, поэтому люди останавливались в чайных нашего города, где отдыхали и пили чай с лимоном. В них всегда было много народа, шумно и весело», — рассказывала о тех далеких временах газета «Талдомская заря».
Когда в конце XIX века строили железную дорогу от Москвы до поселка Савелово (ныне входит в состав тверских Кимр), местным купцам удалось изменить ее трассу, прижав к Талдому. И с первыми гудками паровозов обувные производства и торговля получили новый импульс. Известно, что в 1907 году вывоз кожаной обуви только железной дорогой составил около 350 тысяч пар!
Несмотря на производственные успехи, село стало городом лишь в советское время, в 1918 году, одновременно с переименованием в Ленинск — исторический топоним вернули спустя тринадцать лет. Да и то, как писал в рассказе «Башмаки» Михаил Пришвин, — «условно, если [город] докажет свою экономическую и финансовую жизнеспособность». Саму обувь писатель рекомендовал, особенно дамскую. Но выбирать советовал осторожнее.
Увы, сейчас привезти из Талдома местные башмаки уже не получится: фабрика закрылась. Зато экскурсию по обувным местам провести можно. Собственно, краеведческий музей находится в доме купца Волкова, почетного талдомчанина из семьи зажиточного крестьянина-башмачника. Особнячки обувщиков окружают ту самую Торговую площадь, ныне носящую имя Карла Маркса и отмеченную серебристым памятником Ленину.
К слову, с 2024 года ведется реконструкция площади. На ней строят фонтан, места для отдыха и детскую площадку. Вот только хотя бы стенда, посвященного обувному прошлому, почему‑то не обещают. Быть может, потому что эту страницу истории обозначили в километре отсюда: на улице Победы в сквере у кинотеатра «Родина» установлена скульптура аистов, постамент которой дополнен… бронзовыми сапогами.
Исторический центр Талдома — это не только особняки и торговые лавки. Глаз здесь радуют две доминанты. В первую очередь — Михайловская церковь. Она была построена в самом начале XIX века и, конечно, финансово поддерживалась купцами. В советское время храм успел побывать башмачной фабрикой и даже проститься с колокольней — но сегодня первоначальный вид и функция восстановлены. А вот в соседнем довольно необычном здании пожарной части трудятся нынче не огнеборцы, а сотрудники загса. Талдомчане называют каланчу визитной карточкой города, но добавляют, что сам этот элемент новодельный — из‑за аварийности оригинал разобрали и в ходе реконструкции 2012 – 2014 годов воссоздали.
Фоном церкви и каланче служит другая башня — сотовой связи, самое высокое сооружение города. Почему ее решили поставить в столь ответственном месте, загадка. Зато теперь путешественникам приходится решать одну и ту же непростую задачу — сфотографировать местные доминанты так, чтобы позади не торчала красно-белая конструкция с передатчиками.

ИСТОЧНИК Ассоциация туроператоров России (АТОР)/ФОТО freepik.com/ ИНФОГРАФИКА Ирины ГАБОВОЙ
Читайте также:
«Огненная» судьба музея. Какие достопримечательности посетить в столице пушечного ядра
Где искать Порядок. Чем привлекает туристов город Солотча
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7837) от 30.01.2025 под заголовком «Город под башмаком».
Комментарии