Гибель Раиси. Что ждет Иран после смерти президента страны?

20 мая стало известно, что борт, на котором Ибрагим Раиси возвращался из Азербайджана, потерпел крушение в горной местности на пути в город Тебриз — все члены экипажа и пассажиры погибли. Вместе с президентом погибли и сопровождавшие его высокопоставленные лица, в том числе глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян. В Азербайджане Раиси принимал участие во вводе в эксплуатацию гидроэлектростанции вместе с президентом Ильхамом Алиевым.

Гибель Раиси. Что ждет Иран после смерти президента страны? | ФОТО Vahid Moeini Jazani on Unsplash

ФОТО Vahid Moeini Jazani on Unsplash

Правительство Ирана объявило пятидневный траур и выступило с заявлением, что в управлении государством «не будет ни малейших сбоев». Согласно конституции Исламской Республики, полномочия президента перейдут к его заместителю вице-президенту Мохаммаду Мохберу.

Глава РФ Владимир Путин выразил соболезнования руководству Ирана в связи с гибелью Ибрагима Раиси. Он назвал гибель политика огромной трагедией для народа республики. «Раиси был выдающимся политиком, вся жизнь которого была посвящена служению родине. Он по праву пользовался высоким уважением соотечественников и значительным авторитетом за рубежом. Как настоящий друг России, он внес неоценимый личный вклад в развитие добрососедских отношений между нашими странами, прилагал большие усилия для их вывода на уровень стратегического партнерства», — подчеркнул российский лидер. Президент РФ также попросил передать слова искреннего сочувствия и поддержки родным и близким покойного президента и всех погибших в этой катастрофе. «Желаю им и всему иранскому народу душевной стойкости перед лицом столь тяжелой, невосполнимой утраты», — заключил Владимир Путин.


Слова соболезнования высказали также лидеры стран, которые поддерживают отношения с Ираном. Премьер-министр Индии Нарендра Моди в соцсети выразил соболезнования иранскому народу и семье Раиси. Моди отметил вклад иранского президента в укрепление двусторонних отношений между Индией и Ираном и подчеркнул, что его страна поддерживает Исламскую Республику в это время скорби.

Председатель КНР Си Цзиньпин тоже выразил соболезнования Ирану. «Трагическая смерть Раиси стала огромной потерей для иранского народа, а также привела к тому, что китайский народ потерял хорошего друга», — говорится в письме лидера КНР.

Со своей стороны президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара выражает поддержку Тегерану в это трудное время. «Как коллега, который лично был свидетелем его усилий по обеспечению мира иранского народа и нашего региона во время его пребывания у власти, я вспоминаю президента Раиси с уважением и благодарностью», — говорится в послании Эрдогана.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев направил соболезнования духовному лидеру Ирана в связи со смертью главы Ирана. По его словам, в лице Раиси народ этой страны потерял выдающегося государственного деятеля, который всю жизнь самоотверженно и преданно служил своей респуб­лике. Соболезнования Тегерану выразили также лидеры Египта и Иордании, президент Сирии Башар Асад.

Лидеры большинства западных государств на гибель президента Ирана по понятным причинам не отреагировали, однако СМИ не упустили возможности поразмышлять, кому может быть выгодна его смерть и приведет ли она к изменениям во внешней и внут­ренней политике Ирана.

Вот что пишет, в частности, американская The New York Times: «Принимавший участие в жестоких случаях подавления оппонентов Исламской Республики, господин Раиси был протеже верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи и верным сторонником религиозного правления в стране… Вопрос о преемственности власти в Иране стал острее, поскольку господину Хаменеи уже 85 и у него есть проблемы со здоровьем. Отбор следующего верховного лидера — процесс непрозрачный, связанный с политическим соперничеством и маневрированием…Господин Раиси рассматривался в качестве одного из основных претендентов на эту роль и был фаворитом крайне правой фракции, как и сын аятоллы Хаменеи Моджтаба… Смерть господина Раиси фактически подготавливает почву для младшего господина Хаменеи».

Несмотря на трагическую смерть президента страны, значительные изменения в иранской политике вряд ли произойдут.

Примерно в том же духе пишет британская Financial Times. «Не то чтобы Раиси был выдающимся президентом с радикальной политикой, которая могла бы изменить будущее республики. На самом деле история, несомненно, сочтет, что его короткое правление было менее значимым, чем президентства его предшественников… Но с самого момента избрания… он рассматривался неотъемлемой частью планов Хаменеи по укреплению влияния консерваторов режима и обеспечению гладкого перехода на высший государственный пост, когда 85‑летний верховный лидер в конце концов умрет. Эта тема была доминирующей в иранской политике в последние десятилетия и продолжит оставаться таковой…»

Экспертное сообщество уделяет больше внимания тем последствиям, которые ждут Иран и Ближний Восток в связи с гибелью Ибрагима Раиси. По мнению руководителя Восточного культурного центра Лана Раванди-Фадаи, для Ирана это очень серьезное потрясение. «Катастрофа была абсолютно неожиданной и шокировала иранцев и представителей сочувствующих им стран. Эта трагедия объединила людей в Иране. Следующие два месяца обязанности главы государства будет исполнять вице-президент Мохаммад Мохбер. Однако значительные изменения в иранской политике вряд ли произойдут. Тегеран продолжит сближаться и с Россией, и с Китаем, продолжит противостоять Западу. В Иране на сегодняшний день доминируют ультраконсерваторы, их главным лицом является духовный лидер Али Хаменеи, и именно в его руках сейчас сосредоточена власть. Раиси в роли президента в основном представлял страну на международной арене, и его трагическая гибель не приведет к дестабилизации внутриполитической обстановки в Иране», — считает политолог.

А вот с точки зрения Владимира Сажина, эксперта Института востоковедения РАН, гибель Раиси способна спровоцировать политическую борьбу в верхних эшелонах власти Ирана. «Более того, те силы, которые выступали организаторами протестов против государственного строя в 2022 – 2023 годах, могут воспользоваться ситуацией и начать предпринимать определенные шаги по дестабилизации обстановки», — полагает политолог. Впрочем, Сажин исключает возможность политического переворота в Иране. Президент в республике избирается один раз в четыре года всеобщим голосованием и, по сути, выполняет функции премьер-министра, напоминает эксперт. «То есть президент — главный исполнитель тех задач, которые ставит верховный лидер», — поясняет аналитик. По его словам, иранское общество по‑разному относилось к Раиси. «Некоторые воспринимали его как очень слабого политика, другие — поддерживали». Говорить о том, кто станет новым президентом Ирана, пока преждевременно, говорит эксперт. «Исполнять обязанности до выборов будет первый вице-президент Мохаммад Мохбер. Он близок к аятолле Хаменеи и обладает абсолютным доверием верховного лидера. Но среди консервативного крыла есть много известных и авторитетных политиков», — резюмирует Сажин.

Заслуживает внимания точка зрения востоковеда Елены Супониной. «В мире, во‑первых, нарастает нестабильность. На фоне хаоса это не последняя политическая трагедия, к сожалению. А во‑вторых, под угрозой прежде всего более-менее самостоятельные политики. Те, кто не идет четко в фарватере политики США, а сходит с орбиты. Если не полностью, то хотя бы частично. И здесь странностей становится все больше. Я вообще не сторонник теории заговоров. Я не конспиролог. Но можно вспомнить гибель более-менее самостоятельного политика в Японии — Синдзо Абе, можно вспомнить угрозы в адрес венгерского премьера Орбана, и как раз на днях в Турции президент Эрдоган снова заявил о попытке заговора в отношении него. Он сказал, что кукловоды известны. Все это вместе выливается в загадочную картину», — полагает аналитик.


#Иран #Раиси #Ближний восток

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 91 (7667) от 22.05.2024 под заголовком «Гибель Раиси».


Комментарии