Фокус-покус по‑чешски. Прага наращивает импорт газа из РФ, делая вид, что он «ничейный»

Чехия возобновила и наращивает импорт российского газа. Тенденция начала набирать обороты с октября прошлого года, а в январе нынешнего доля российского газа в импорте в Чехию составила около 62 %, что обошлось казне примерно в 120 млн евро. По объемам импорта в Чехию российский газ превзошел норвежский уже в декабре прошлого года.

Фокус-покус по‑чешски. Прага наращивает импорт газа из РФ, делая вид, что он «ничейный» | ФОТО engin akyurt on Unsplash

ФОТО engin akyurt on Unsplash

Это притом что в середине 2022 года Прага официально полностью отказалась от российского газа (ранее он составлял до 97 % импорта), перестав платить за него в рублях. Правда, чешские политики и теперь утверждают, что страна избавилась «от зависимости» от «Газпрома». Как у них сходится одно с другим?

А так, что газ поступает в Чехию через посредников. Источников импорта газа несколько — Норвегия, Алжир ну и, наконец, Россия. Однако из трех компаний — крупнейших импортеров газа в Чехию лишь одна — словацкая SPP (ее доля в импорте 15 %) честно признается, что имеет прямой контракт с «Газпромом». Два других поставщика — немецкая RWE Supply & Trade (28 % объема импорта) и полугосударственная ČEZ (доля 25 %) клянутся и божатся, что российским газом «не замараны». Однако чешское статис­тическое управление, опираясь на свою методику оценки страны происхождения газа, считает, что в декабре именно российский газ составил 58 % импорта, а в январе — 62 %.

Так что мы, похоже, имеем дело с типичным фарисейством — «я не такая, я жду трамвая», когда с помощью посредников и на фоне разветвленной газораспределительной сети в Цент­ральной Европе импортеры, ретушируя в политических целях подлинный источник импорта голубого топлива, преспокойно совершают сделки, догадываясь насчет этого источника. Российский газ продолжает присутствовать на европейском рынке, и покуда эта ситуация сохраняется, он будет «смешиваться» с газом из других источников.

При этом заметим, что газовые поставки из России не находятся ни под какими санкциями ЕС, так что все эти «самоограничения» и манипуляции с источниками поставок из разряда «они сами себя накручивают». Что позволяет одновременно утверждать: «мы освободились от зависимости от России» — и продолжать покупать ее газ хотя бы через трейдеров на бирже, где узнать его происхождение невозможно, поскольку торги там анонимные. Если бы Прага проявила звериную принципиальность (другой вопрос — зачем?), то она могла бы в принципе отказаться иметь дело со странами, которые продолжают напрямую импортировать российский газ (Словакия, Венгрия, Австрия), но она этого не сделала и не сделает.

Один из вариантов решения — покупка у «Газпрома» газа европейцами на российско-украинской границе. При этом на фоне санкционной войны, а точнее из‑за политических самоограничений европейцев (газ же не под санкциями), объемы российского газового импорта в ЕС резко сократились за последние два года. Если в 2021 году в Европу «Газпромом» было пос­тавлено 155 млрд кубометров газа, в ­2022-­м — 62 млрд куб. м, то в прош­лом — лишь 28 млрд. Пока трудно сказать, является ли это уже «дном» или его еще пробьют вниз. Бывшие крупнейшие импортеры типа Германии терпят колоссальные экономические потери — германская энергоемкая экономика была сильно зависима от российского дешевого трубопроводного газа. Однако признать свои просчеты в экономической войне большинство европейских политиков пока не готовы.

В 2025 году в «газовой войне» предстоит новый этап. Украина заявила, что не будет возобновлять пятилетнее соглашение о транзите российского газа в Европу, истекающее в конце нынешнего года. ГТС Украины является на сегодня одним из двух транзитных маршрутов для российского газа в страны Европы. Второй — это ветка «Турецкого потока» (одна из двух имеющихся) по дну Черного моря. Его мощность 31 млрд кубометров в год, из которых до 16 млрд идут в ЕС. «Северный поток» и проходящий через Белоруссию газопровод «Ямал — Европа», как известно, остановлены.

Объемы ежесуточной прокачки через Украину колеблются вокруг 40 млн кубометров, это около 40 % от максимальных предусмот­ренных контрактом возможнос­тей. Тем не менее падение объемов прокачки — опять же по конт­ракту — не влияет на размеры платежей «Газпрома» за транзит. В 2022 году они составили 1,2 млрд долл., в прошлом году примерно столько же. Притом что в прошлом году, несмотря на общее падение объемов и падение цен на газ, российская корпорация заработала на европейском экспорте весьма приличные 12,5 млрд долл. Тут есть что терять.

Что будет, когда Киев остановит действие соглашения по транзиту? Будет ли это означать, что прокачка газа через Украину в Авст­рию, Словакию и Чехию, а также в Молдавию остановится? Скорее всего, нет, хотя полностью исключать такой сценарий в условиях, когда экономическая целесо­образность давно уступила мес­то военно-политическим соображениям, нельзя. Тем не менее одним из вариантов решения может стать покупка у «Газпрома» газа европейцами на российско-украинской границе. После чего проб­лемы транзита через воюющую Украину уже станут их проблемами. Насколько известно, такой вариант обсуждал в ходе визита на Украину словацкий премьер Роберт Фицо. Свои услуги предлагает по этой части и Кишинев, вероятно, рассчитывая под шумок списать свои долги «Газпрому», оцениваемые Москвой в 700 млн долл. Кстати, вариант с покупкой ЕС газа на границе России с Украиной обсуждался еще в начале века, жаль, что тогда не удалось об этом договориться.

План действий ЕС на случай прекращения транзита через Украину министры энергетики союза обсудят 4 марта. При этом Россия вышла еще и на второе место по объемам поставок в Европу СПГ, которые США, конечно, хотели бы остановить и даже наложили санкции на проект «Новатэка» «Арктик-2». Однако поскольку администрация Байдена приостановила выдачу новых лицензий на поставку СПГ в Европу (в рамках «зеленой повестки»), то полной блокировки российских поставок СПГ пока, видимо, все же не будет. В конце концов и по трубопроводному газу могут договориться по «чешской схеме»: зависимость от Москвы сняли, но покупать продолжим, делая вид, что газ «ничейный». Пример Чехии еще и показывает, что у «газовых санкций» может быть, оказывается, обратный ход.


#Чехия #газ #экспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7605) от 16.02.2024 под заголовком «Фокус-покус по‑чешски».


Комментарии