Эммануэль Макрон победил во втором туре президентских выборов
Елисейский дворец в минувшее воскресенье получил своего старого-нового хозяина. Эммануэль Макрон внешне без особых хлопот и треволнений победил во втором туре президентских выборов свою соперницу главу партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен.
ФОТО Pixabay
Таким образом, ему удалось прервать уже двадцатилетнюю традицию, когда действующие президенты страны не могли переизбраться на второй срок. Последний глава Пятой республики, кому это удалось сделать, был Жак Ширак в 2002 году. Пять лет назад, когда Макрон стал главой государства в первый раз, он вошел в историю страны как самый молодой президент Франции — в начале первого срока ему было 39 лет.
Нынешняя победа Макрона, на первый взгляд, очень похожа на ту первую, которую он одержал в 2017 году. Такое же уверенное выступление в первом туре, где действующий президент опередил своих конкурентов, а от второго места его отделяли комфортные 4 % преимущества. Тот же соперник во втором туре — Марин Ле Пен и даже примерно те же голоса избирателей, которые ему «завещали» почти все его конкуренты, проигравшие в первом туре. Правда, пять лет назад Макрон был «чертиком из табакерки», молодым, малознакомым для многих банкиром, политиком, подававшим надежды. А визави — одиозная для многих мадам Марин Ле Пен, еще полностью не освободившаяся от политического шлейфа своего отца, ярого националиста и чуть ли не фашиста в воображении многих французов. Ле Пен в 2017 году была обречена на поражение, а Макрон на победу. Так и случилось, победитель набрал почти вдвое больше голосов, чем проигравшая (66 % на 33 %) и на пять лет поселился в Елисейском дворце.
Эта пятилетка Макрона была неоднозначной и противоречивой. Первый год у власти он и его сторонники в парламенте посвятили реформам налоговой системы, рынка труда и железнодорожной госкомпании. Одним из первых изменений стало снижение налога на богатство. Его платили французы с состояниями выше 1,3 млн евро — таких в стране несколько сотен тысяч, но не больше, чем полпроцента населения. И хотя этот налог — красная тряпка для левых, ставших называть Макрона «президентом богачей», он приносит казне менее 2 % всех налоговых доходов, или около 5 млрд евро в год. Второе существенное изменение — снижение налогов на бизнес. Сейчас треть прибыли компании отдают в казну, и Макрон обещал за пять президентских лет привести эту долю ближе к одной четверти, как у европейских соседей.
Однако в 2018 году его поджидало большое испытание. Французское правительство с подачи Макрона подняло налоги на дизельное топливо, бензин и планировало повышать их дальше. Этот шаг привел к одному из самых больших политических кризисов — протестам автомобилистов, более известным как протесты «желтых жилетов», которые продолжались в течение года. Макрону пришлось спешно потратить 10 млрд евро на снижение налогов и повышение доходов, а также объехать всю страну, чтобы убедить избирателей снизить накал протестов.
Нельзя оценить как удачную и затеянную им реформу пенсионной системы. Президент предложил увеличить минимальный возраст для получения полной пенсии с 62 до 65 лет. Он также хотел отменить 42 специальных режима, которые дают некоторым работникам более выгодные пенсионные пакеты. Планы Макрона вызвали многодневные протесты под руководством профсоюзов, в том числе шестинедельную забастовку на железнодорожном транспорте. Когда разразилась пандемия коронавируса, хозяин Елисейского дворца приостановил пенсионную реформу.
Еще одним ударом по планам президента стала эпидемия коронавируса. В течение последних полутора лет он потратил около 160 млрд евро на сохранение рабочих мест и предприятий, улучшение медицинского обслуживания и укрепление экономики. Эти расходы привели к резкому увеличению государственного долга Франции.
Нельзя назвать безупречной и внешнюю политику Макрона. Французский президент фактически стал лицом ЕС после того, как Германия проводила на покой Ангелу Меркель, главного тяжеловеса Евросоюза. Еще на заре первого срока Макрон бросился обрисовывать контуры великого будущего Европы, чем снискал славу выскочки и сравнение с Наполеоном. Он обещал и впредь не оставлять попыток укрепить ЕС, но пока что дальше слов дела у него не пошли.
Марин Ле Пен выучила уроки предыдущей кампании и сменила направленность своих выступлений с жесткой антииммигрантской политики на экономические вопросы — резкий рост цен на энергоносители и растущую инфляцию, которые ударили по покупательной способности французов. Ле Пен собиралась отменить подоходный налог для граждан моложе 30 лет и освободить компании от налоговых отчислений, если они повысят минимальную заработную плату на 10 % для своих сотрудников. Обещала сохранить 62‑летний пенсионный порог и даже снизить его до 60 лет для тех, кто начал работать с 20 лет. Ле Пен также предлагала превратить ЕС в союз наций, не связанный общими законами Евросоюза. Однако, не имея за плечами никакого экономического опыта, она не сумела убедить французов в реальности своих планов, не смогла донести до граждан уверенности, что сможет не только говорить об экономических проблемах, но и решать их на практике. Особенно наглядно это проявилось во время теледебатов, которые, как показали опросы, достаточно уверенно выиграл Эммануэль Макрон.
Он победил свою соперницу, набрав 58,5 %, Ле Пен получила 41,5 %. Казалось бы, разрыв между ними достаточно велик и победителю нечего беспокоиться. Но есть ряд существенных нюансов, которые логично вытекают из итогов выборов и которые могут повлиять на расклад политических сил в стране в дальнейшем. Во-первых, разрыв между Макроном и Ле Пен по сравнению с предыдущими выборами сократился почти вдвое. Во-вторых, к избирательным урнам не пришли 28 % французов, такого массового бойкота президентских выборов не было с 1969 года. В-третьих, первый тур показал размеры ядерного электората обоих претендентов: для Макрона он равен чуть более четверти избирателей, у Ле Пен — ненамного меньше. Во втором же туре французы голосуют, как показала практика, не за того, кто им нравится, а за меньшее из двух зол.
Специфика электорального цикла в Пятой республике заключается в том, что после президентских выборов страна через два месяца снова придет к избирательным урнам: предстоит провести своеобразный «третий тур» — выборы в национальное собрание, парламент страны, имеющий достаточно весомые полномочия. Используя их, политические партии могут весьма значительно «укорачивать» власть президента. В частности, не президент, а парламент определяет состав правительства. В июне должны состояться выборы в национальное собрание, на них французы определят, кто получит 577 депутатских мандатов. Сейчас большинство там принадлежит президентской «Вперед, Республика!» (267 мест) — вместе с центристской группой MoDem и правоцентристской Agir ensemble у Макрона есть поддержка 346 человек.
Однако, по мнению аналитиков, пропрезидентской партии вряд ли удастся повторить результат пятилетней давности, ей не удалось укрепиться на местах и в глубинке Франции. Скорее всего, новое правительство страны будет коалиционным. Лидер крайне левой партии «Непокоренная Франция», отставший в первом туре от Марин Ле Пен всего на полтора процента, уже заявил, что готов занять пост премьер-министра. Правда, шансов для этого у него немного, но то, что «леваки» Меланшона могут претендовать на несколько министерских постов, очевидно. В политической истории Франции были периоды, когда президент страны и большинство национального собрания придерживались разных политических и идейных установок, а руководил правительством политический оппонент главы государства. В частности, в конце 1990‑х годов при президенте-центристе Жаке Шираке кабмин возглавлял социалист Лионель Жоспен, но это были не самые спокойные и благополучные годы для Пятой республики.
Сразу после выборов в местной печати были опубликованы интересные данные опроса, который компания OpinionWay сделала для телеканала CNews и радиостанции Europe1. Если верить социологам, 46 % опрошенных высказались за то, чтобы Макрон назначил Ле Пен премьер-министром, а 44 % поддержали кандидатуру лидера левой партии «Непокоренная Франция» Жан-Люка Меланшона. Кроме того, 63 % высказались против того, чтобы глава государства получил большинство в национальном собрании после парламентских выборов в июне, за — только 35 %, и это весьма неприятная информация для президента. В общем, не случайно Макрон назвал свой предстоящий срок неспокойным и историческим.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (7160) от 28.04.2022 под заголовком «Неспокойный срок Макрона».
Комментарии