2Vtzqv4Hz9U

Ланкийцы готовы к переменам. 14 ноября в Шри-Ланке состоялись досрочные парламентские выборы

С сентября, когда на президентских выборах в Шри-Ланке победу одержал марксист Анура Кумара Диссаянаке, интерес международных СМИ к этому южноазиатскому государству заметно усилился.

Ланкийцы готовы к переменам. 14 ноября в Шри-Ланке состоялись досрочные парламентские выборы | ФОТО Buddhi Jayasundara on Unsplash

ФОТО Buddhi Jayasundara on Unsplash

Благословенная земля

Расположенное к югу от Индостана в Индийском океане это островное государство имеет в своей истории немало интересных страниц, говорящих об особости «благословенной земли», как переводится Шри-Ланка с санскрита. Так, в колониальный период, начавшийся для острова Цейлон в начале XVI века, он успел побывать в руках вначале португальцев, затем голландцев, а с XIX столетия стал уже частью Британской империи. Соответственно, исторически для Цейлона и получившей независимость с 1948 г. Шри-Ланки характерна этническая и религиозная пестрота. Некоторые историки, говоря о большом количестве народов на острове, приводят даже в сравнение Дагестан, хотя для Шри-Ланки все же характерно преобладание двух этносов — сингалов (они составляют большинство населения) и тамилов. Именно их языки являются на острове официальными, тогда как английский рассматривается как язык межнационального общения. Около 70 % граждан страны исповедуют буддизм, хотя имеется и значительная индуистская община.

Но интересна Шри-Ланка не только людьми. Островное государство, давно превратившееся в один из главных туристических центров Южной Азии, может также похвастать наличием 450 видов птиц и около 90 видов млекопитающих. На Шри-Ланке живут тысячи слонов, в местных водах ­обитают десятки видов рыб и рептилий.

Немало любопытных «этюдов» дает постколониальная история этой страны. Именно на Шри-Ланке действовала самая сильная в «третьем мире» троцкистская партия. Первая на планете женщина — премьер-министр (Сиримаво Бандаранаике) — тоже из Шри-Ланки. Впрочем, были и более мрачные страницы: в 1980 – 2000‑х гг., в течение более чем четверти века, на острове шла настоящая межэтническая гражданская ­война, унесшая жизни свыше ста тысяч ланкийцев…

«Зеленая экономика» не прошла

Поскольку в третьей четверти ХХ века страной управляли левоцентристы, в молодом государстве было покончено с плантационным хозяйством, запущен механизм планирования, проведены социальные преобразования для создания общества «всеобщего благосостояния». Кстати, полное конституционное название страны — Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка (ДСРШЛ). Однако в дальнейшем правые силы, придя к власти, взяли курс на разгосударствление и поддержку частного предпринимательства.

По покупательной способности Шри-Ланка находится на втором ­месте среди стран Южно-Азиатского региона. В достаточной мере в стране развиты пищевая промышленность, текстильная индустрия, республика также является чайной державой. В XXI веке заметный рывок совершили сектор телекоммуникаций и финансовая система. Весьма значительная часть доходов аккумулируется в туристическом секторе.

После завершения гражданской войны высвободились дополнительные государственные ресурсы, что способствовало не только подъему жизненного благосостояния граждан, но и электрификации, доступу к питьевой воде в глубинке, увеличению размера пенсий и вложений в сферу здравоохранения.

Социальный прорыв был характерен для времени пребывания у власти левонационалистических президентов Махинды Раджапаксы (2005 – 2015 гг.) и его родного брата Готабая Раджапаксы (2019 – 2022 гг.). Однако клан Раджапакса управлял страной в авторитарном и волюнтаристическом стиле, что и привело в итоге к широким народным волнениям, в которых приняли активное участие различные социальные движения, как левая, так и правая оппозиция. Эти волнения летом 2022 г. заставили Г. Раджапаксу досрочно уйти в отставку и бежать из страны.

Но здесь важно отметить, что реальной экономической подоплекой краха президента стал мощный социально-экономический кризис, вызванный страстным желанием тогдашней власти сделать Шри-Ланку первой в мире страной органического земледелия. По решению властей был введен запрет на неорганические удобрения и пестициды. Но «зеленого чуда» в Индийском океане не получилось. На фоне наступления коронавируса и резкого снижения доходов от туризма последовала сильная девальвация и резкий рост цен на продукты. Старший преподаватель Университета Перлдении Джевика Вирахтва отмечает, что «урожай риса сократился наполовину», а экономист Герман Гунартпе подчеркивает, что «производство чая упало в десять раз». Ланкийская экономика заметно просела, а социально-классовая борьба в обществе, наоборот, заметно усилилась…

На пути нейтрализма

Притом что на протяжении истории независимой Шри-Ланки между левыми и правыми силами постоянно велась ожесточенная борьба за то, как проводить внутреннюю политику и экономические преобразования, внешняя политика государства таких сильных дискуссий не вызывала. С самого начала ланкийской государственности страна приняла концепцию нейтрализма, что привело Шри-Ланку к активному участию в Движении неприсоединения. Также ДСРШЛ принимает деятельное учас­тие в Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии.

Традиционно сильны на острове как в политическом, так и экономическом отношении позиции Индии: страны отделяет друг от друга лишь несколько десятков морских миль. На исходе холодной войны Индия даже послала к соседям свой военный корпус для прекращения на острове межэтнического конфликта. Однако на сегодняшний день серьезным конкурентом Дели в борьбе за политическое и экономическое влияние на Шри-Ланке выступает Китай, чьи позиции в островной стране в первой четверти XXI века заметно окрепли.

К серьезным проблемам южноазиатского государства относится внешняя задолженность. Во многом именно решение властей объявить дефолт по выплате внешнего долга спровоцировало массовые волнения и последующую отставку Г. Раджапаксы. В целом внешний долг страны составляет 51 млрд долларов; помимо международных финансовых организаций Шри-Ланка должна преж­де всего США и КНР. Согласно принятым перед МВФ обязательствам, в 2020 – 2025 гг. республика обязана ежегодно расходовать на выплату внешнего долга 5 млрд долларов.

Последовательно выступая на мировой арене за многополярность, Шри-Ланка исторически развивает дружеские отношения с Россией. 

Как недавно отметил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, «Шри-Ланка — давний и надежный партнер Российской Федерации в Азии». Пусть внешнеторговый оборот между нашими странами скромен (он чуть превышает 300 млн долларов в год), зато Россия — один из основных потребителей цейлонского чая. Кроме того, по большинству современных мирополитических проблем между нашими государствами сущест­вует взаимопонимание.

Нетрадиционный выбор

После обретения страной независимости на политической арене в этой республике доминировали левоцентристская Партия свободы Шри-Ланки и консервативная Объединенная народная партия. Лишь в период правления братьев М. и Г. Раджапаксы традиционная партийно-политическая система претерпела существенные изменения, и ведущей политической силой стал Народный фронт Шри-Ланки (НФШЛ). Поначалу он представлял собой левонационалистическое формирование, но в конечном счете эволюционировал в сингало-буддийский национализм.

Естественно, НФШЛ дискредитировал себя как партия власти к моменту краха президентства Г. Раджапаксы, что открыло дорогу нетрадиционным левым. Речь о действующем еще с 1960‑х гг. Народном фронте освобождения (НФО), который многие десятилетия относился к числу маргинальных политических сил, хотя и имел сильные позиции в социальном, рабочем и молодежном движении. Но на президентских выборах 2022 г. лидер фронта ныне 57‑летний А. К. Диссанаяке (или, как его называют на партийный манер, АКД) набрал лишь менее 1,4 % голосов.

О какой же степени кризиса в обществе и социальном недовольстве народных масс можно говорить, если на досрочных президентских выборах в сентябре этого года АКД во втором туре одержал победу, набрав почти 56 % голосов! НФО относится к партиям маоистской традиции, в 1980‑е гг. фронт неоднократно организовывал антиправительственные восстания. Ныне в его идеологии причудливым образом перемешиваются принципы марксизма, ленинизма, антиимпериализма и левого сингальского национализма. В последние годы НФО резко увеличил свою численность, и сегодня руководители партии говорят о 2,5 млн членов.

Родившийся в семье сельскохозяйственного рабочего А. К. Диссанаяке с 1980‑х гг. связал свою судьбу с НФО. После получения высшего образования он, по сути, превратился в профессионального революционера, одно время был даже на подпольной работе. С 2000 г. АКД регулярно избирался депутатом парламента, в 2004 – 2005 гг. занимал должность министра сельского хозяйства. Именно он организовывал народное движение против режима Г. Раджапаксы. Сразу после избрания в сентябре президентом Шри-Ланки в обращении к нации АКД сказал: «Существует мнение, что политика неуместна. ­Поэтому, приложив все усилия, мы сделаем все возможное, чтобы обеспечить движение и доверие общест­венности к политике и политикам».

Приход «Национальной народной власти»

Вскоре после президентских выборов АКД принял логичное решение распустить парламент и провести досрочные законодательные выборы, ведь в прошлом составе депутатского корпуса было всего трое представителей созданной на базе НФО левой социально-политической коалиции «Национальная народная власть» (ННВ). Выборы в 225‑местный парламент были назначены на 14 ноября и стали настоящим триумфом для бывших маоистов.

Коалиция ННВ, в которой доминирующей силой является НФО, одержала убедительную победу, за президентский список отдали голоса почти 63 % избирателей, что принесло сторонникам А. К. Диссанаяке 159 мандатов из 225, или де-факто конституционное большинство. Поскольку занявший второе место центристский блок «Объединенная народная сила» получил лишь 17 % голосов, возможно, и прав ланкийский политолог Кусал Перера, написавший сразу после оглашения итогов выборов, что «оппозиция мертва».

Так как Шри-Ланка — президентско-парламентская республика, ННВ, без сомнения, быстро сформирует свое собственное правительство, в котором решающую роль будут играть кадры из НФО. Ланкийское общество своим голосованием текущей осенью ясно показало, что оно выступает за качественные внут­риполитические перемены. Впрочем, сейчас не 1970‑е гг. и ожидать от фронта «революционного рывка» к социализму вряд ли стоит.

Притом что в программе НФО говорится о необходимости расширения государственного контроля в стратегических отраслях экономики и финансовой системе, осуждаются уже осуществленные прежними правительствами приватизации, говорится о желательности проведения земельной реформы и бескомпромиссной борьбы с коррупцией, АКД, размышляя о нынешней экономической системе, мудро отмечает: «В этой экономике нет абсолютно никакого места для мгновенных изменений». Так же рационально подходит лидер марксистской партии, на красном флаге которой в центре находятся серп и молот, и к внешней политике: «Мы хотим не изолированного государства в мире, а государства, которое должно двигаться вперед». В любом случае Шри-Ланка вступает сейчас в очень интересный период своей истории…

Читайте также:

Еврокомиссия вслед за МВФ и Всемирным банком улучшила прогноз развития экономики России

Протесты в Грузии потеряли динамику: всё меньше оппозиционеров собирают митинги в Тбилиси


#политика #Шри-Ланка #выборы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7797) от 21.11.2024 под заголовком «Ланкийцы готовы к переменам».


Комментарии