«Елизавета» поднимает паруса. Петербургские студенты отправились к берегам Антарктиды
В Антарктиде сейчас лето, но погодные условия там и теперь настолько суровые, что только самые отчаянные моряки решают отправиться под парусом к ее берегам. Их примеру последовали молодые петербуржцы: впервые в истории Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С. О. Макарова туда пошли на яхте ледового класса «Елизавета» студенты этого вуза. Антарктический этап кругосветной экспедиции, в которой они приняли участие, приурочен к 200-летию открытия Шестого континента русскими моряками.
Фото Тимура Еникеева/ТАСС
Педагоги Макаровки воспитали не одно поколение опытных, привыкших к дальним походам яхтсменов. Ведь в их распоряжении не одна-две - больше десятка «школярских» яхт разного типа, а скоро их будет двенадцать (это самая крупная в России парусная учебная флотилия). В том числе небезызвестная «Акела», многократный победитель самых престижных международных регат, входящая в тройку лучших в Петербурге гоночных яхт.
Каждую весну в этом вузе стартуют молодежные яхтенные соревнования на приз ректора ГУМРФ, посвященные памяти Степана Макарова, прославленного русского мореплавателя и океанографа. Студенты университета, кроме того, после второго курса проходят практику на учебном паруснике «Мир» (владеет им ФГУП «Росморпорт»), приписанном к порту Петербурга. Чтобы получить «корочку» рулевого, члены вузовской яхтенной секции должны пройти под парусом не меньше 200 морских миль.
Мало того, на одном из островов архипелага, который отделяет от Приморска, города в Выборгском районе Ленобласти, пролив Бьеркезунд, находится учебная база Макаровки. Каждое лето будущие судоводители проходят там семинедельную практику, учась плавать на шлюпках и ялах. Словом, они знают эту морскую науку не понаслышке. Потому самых опытных из них и пригласил на борт «Елизаветы», которой подкрасили «макияж», выпускник арктического факультета ГУМРФ полярник Алексей Логинов - руководитель кругосветки, посвященной Первой русской арктической экспедиции 1819 - 1821 гг.
Правда, никому из студентов Макаровки не доводилось бывать прежде в водах Южного океана: ни одна из яхт вуза не приспособлена для плавания в тех широтах. Другое дело - построенная в Сибири «Елизавета», имеющая прочные борта и усиленные шпангоуты, один из немногих в мире парусников, способных плавать во льдах без повреждений для корпуса. На ней-то в составе взрослого экипажа прошлым летом и отправились в путешествие (после обучения в тренажерном центре Института дополнительного профобразования ГУМРФ) Михаил Макеев, а затем, меняя товарищей на стоянках, и другие курсанты этого университета.
Нынешняя «курсантская» экспедиция, получившая название «Антарктида. В кильватере первооткрывателей» и ставшая частью кругосветки, проходит по программе учебной практики «Плавучие университеты». Представители разных факультетов Макаровки (все ребята получили международные сертификаты на право управления такими судами) отрабатывают на паруснике навыки плавания в приполярных широтах и ведут наблюдения в рамках исследовательской работы: берут пробы океанской воды, записывают параметры силы ветра и т. д.
«На небольшом паруснике каждый член экипажа отвечает за свой участок работы, никто не сидит без дела, - говорит Владимир Соколов, директор института «Морская академия», входящего в состав ГУМРФ. - Молодые яхтсмены несут вахты наравне со взрослыми моряками, преодолевая трудности дальнего перехода, а это им нужно еще и для того, чтобы каждый окончательно понял, верно ли выбрал профессию».
Выйдя из Петербурга несколько месяцев назад, «Елизавета» через Балтику вышла в Северное море, а затем, преодолев Ла-Манш, взяла курс на Канарские острова. В начале этого года яхта, на борту которой находилась тогда студентка ГУМРФ Василиса Квитко, покинула Монтевидео (Уругвай) и снова легла на курс, но по пути вынуждена была укрыться в одном из заливов, пережидая циклон. Однако предполагается, что в нужное время она окажется в порту «Рио-Гранди» на юге Бразилии, куда прилетят - транзитом через Буэнос-Айрес - несколько петербуржцев, чтобы сменить часть яхтенного экипажа.
Кроме трех сотрудников Макаровки (в состав экспедиции вошли проректор Игорь Диденко, преподаватель Роман Ларин и главный специалист Европейского центра организации учебных практик ГУМРФ Сергей Савельев, капитан учебной яхты «Полюс») на Шестой континент оттуда отправятся студент факультета навигации и связи Даниил Некрут и выпускник судоводительского факультета колледжа ГУМРФ Тимофей Полозняк.
В южных широтах, где им предстоит побывать, температура сейчас плюсовая, чуть выше нуля, но дуют яростные холодные ветры (на больших волнах яхту ждет, к слову, сильный крен). А на полярной станции «Беллинсгаузен», конечной точке маршрута, где работают в настоящее время и выпускники ГУМРФ, будет того холоднее, поэтому юным яхтсменам пришлось взять с собой теплые вещи.
Приняв участие в торжествах, посвященных открытию континента, питерские яхтсмены на обратном пути к Южной Америке вновь обогнут мыс Горн. В аргентинском порту «Ушуая» (южная оконечность материка) «сменная» часть экипажа сойдет на берег, а яхта продолжит плавание: пересечет Тихий океан и через Берингов пролив пойдет на запад Северным морским путем. Завершится же кругосветная экспедиция в Красноярске, где много лет назад была построена яхта «Елизавета».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (6607) от 21.01.2020 под заголовком ««Елизавета» поднимает паруса».
Комментарии