Дайте ребенку самостоятельность! Нейропсихолог о воспитании современных детей
Современные дети – люди очень занятые. По крайней мере, были такими до карантина и досрочного ухода на каникулы. В пять лет редкий ребенок помимо сада не ходил на танцы, на шахматы или не катался на коньках. «У ребенка должно быть время на ничегонеделанье, это жизненно необходимо», - уверена наша собеседница. О том, как выживать в состоянии неопределенности, как не проглядеть признаки пагубной компьютерной зависимости у ребенка, и нужно ли мотивировать детей на учебу, рассказала руководитель Центра практической нейропсихологии, сотрудник Института нейрохирургии им Н.Н. Бурденко, преподаватель РГСУ и МИП, нейропсихолог Мария Каменецкая.
Фото: Pixabay / finelightarts
Галина Назарова, «СПб ведомости»: - Мария Игоревна, как быть сейчас родителям, которые не только работают, но и на которых круглосуточно висят дети, досрочно ушедшие на каникулы?
Мария Каменецкая: - Если процесс коммуникации с детьми выстроен правильно, и дети обладают достаточным уровнем автономии, думаю, это не будет представлять никакой проблемы. Сложности начинаются тогда, когда ребенок не умеет себя обслуживать и не имеет собственных интересов. Речь, конечно, идет о детях старше 6-7 лет. До этого возраста родителям приходится много времени уделять детям, что, безусловно, не позволит им быть эффективными и на работе, и дома одновременно.
Для того чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслуживать и занимать, ему нужно дать такую возможность. Часто родители гиперопекают детей, иногда даже не из любви, а потому что так быстрее. Часто слышу от мам: «Мне быстрее сделать самой, чем ждать, пока он помоет посуду». А потом они удивляются, почему их чадо-подросток не моет за собой посуду. Все закономерно, ему не дали такую возможность, когда он хотел, а сейчас он уже не хочет. Время упущено. Чтобы ребенок был самостоятельным к 6-7 годам, необходимо постепенно, начиная с полутора-двух лет, давать ему все большую самостоятельность, формировать привычки. Сначала под контролем родителей, а потом уже и без него. Тогда к школе ребенок сможет сам разогреть себе еду, собрать портфель и сделать уроки.
Чтобы ребенок мог сам себя занимать, ему также необходимо иметь такой опыт, когда его никто и ничто не развлекает: ни родители, ни бабушки с дедушками, ни телевизор или планшет. Именно в эти моменты его мозг по-настоящему развивается.
- Научно доказано, что состояние неопределенности – наиболее энергозатратное для человеческого мозга. А именно в этом состоянии все мы сейчас и пребываем. Как себе помочь в этой ситуации?
- Составлять план на ближайшую неделю. Планирование значительно снижает уровень тревоги, которая так изматывающе влияет на человека. Придерживаться режима и запланированного расписания. Иметь достаточный уровень когнитивной, то есть, умственной и физической нагрузки.
- Сейчас многие родители очень озабочены ранним развитием своих детей. «После трех уже поздно», как всем известно с легкой руки японского инженера, автора одноименной книги Масару Ибуки. А, собственно, почему?
- Созревание мозга человека длится до 21 года. Каждый возрастной период решает свои задачи. До трех лет, как и после, мозг развивается достаточно активно, главный принцип развития - своевременность. Если родители понимают принципы развития мозга, они смогут организовать обучающую среду максимально эффективно.
Если родители все организовали правильно, то ребенок становится уже достаточно автономным к концу начальной школы. Выбирает то, что его особенно увлекает, и способен самостоятельно посещать интересующие его занятия. И развивать мозг нужно всю жизнь: это профилактика деменции и залог успешной жизни.
- Есть ли исследования, подтверждающие, что дети, родители которых их активно развивали в раннем детстве (или чуть ли не в утробе), умнее, инициативнее и успешнее в жизни, чем те, кто просто ходили в сад, в школу и на один кружок, к примеру?
- Есть разные исследования, показывающее, например, что неадекватная возрасту и возможностям ребенка нагрузка приводит к плачевным результатам. Ко мне часто обращаются родители, дети которых имеют высокий когнитивный уровень. По такому ребенку сразу видно, что с ними много занимались. Он умеет бегло читать, хорошо считает, пишет. Но у него явные признаки нестабильности нервной системы, которые могут проявляться энурезом, энкопрезом, навязчивыми движениями. Часто это связано с неадекватной нагрузкой на детскую нервную систему. После выстраивания нормального уровня нагрузки и правильного расписания все проходит.
- Самое печальное, что таким детям, которые к 7 годам умеют писать, читать и знают много чего еще, в школе просто неинтересно. Так как же мотивировать их на учебу?
- Дети не мотивированы на учебу. Я не встречала ребенка в первом классе, который бы говорил: «Знаете, я хотел бы изучить начертательную геометрию, мне это крайне интересно!». Дети мотивированы на поощрение и социальную успешность. Если вы хотите, чтобы дети желали учиться, погрузите их в среду, где ценятся знания и учебные достижения, где высокий интеллектуальный уровень является значимым не только для взрослых, но и для других детей.
- Вы решаете проблемы, которые рождаются в мозгу. Каких проблем больше у современных детей?
- На мой взгляд, сегодня у детей самая большая проблема – зависимость от компьютерных игр. Чаще всего именно с последствиями этого родители обращаются за помощью. Дети перестают учиться, общаться, соблюдать гигиену. Игра определяет и подчиняет все их существование. Это отражается не только на психологическом и социальном, но и на физическом благополучии детей.
- Что происходит с таким ребенком-геймером? Как это лечить? И как это предупредить?
- Когда ребенок зависит от компьютерных игр, он действует точно так же, как и любой зависимый человек. Время, необходимое для получения удовлетворения от занятия, постоянно увеличивается, при этом уровень удовлетворенности снижается. Требуется все больше и больше времени проводить за компьютером. Ребенок сначала играет час, потом два, три. Потом, после восьмичасовой игры, закатывает скандал, что он так мало играл. Его эмоциональный фон становится неустойчивым, он раздражителен. Успеваемость в школе снижается, количество социальных офлайн-контактов сокращается.
Простой тест на зависимость от компьютерных игр. Спросите, что ребенок выберет: игру в футбол с друзьями (или любую другую любимую подвижную командную игру) или компьютерную игру. Если он выберет компьютер, есть повод забеспокоиться и обратиться за помощью к специалисту. Часто это симптом межличностных проблем и проблем детско-родительских отношений.
Коррекция такой зависимости требует больших эмоциональных и временных затрат от родителей. Им придется организовывать совместный досуг с ребенком, увлекать его другими интересными делами. А это требует много времени и сил, так что часто родители сходят с дистанции, и ребенок возвращается к компьютеру. Помните, во всем должен быть баланс: когда одна деятельность заменяет все остальные, она становится разрушительной для организма.
Комментарии