Курс на снижение бедности. Кому и сколько положено из российского бюджета?

В конце сентября правительство РФ внесло в Государственную думу проект федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 – 2023 гг. Несмотря на пандемию и значительные затраты в текущем году на поддержку экономики и граждан, приоритетами российской казны по-прежнему названы социальные обязательства и реализация национальных целей развития.

Курс на снижение бедности. Кому и сколько положено из российского бюджета? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Проект бюджета основывается на довольно оптимистичном базовом прогнозе социально-экономического развития с ростом экономики в 2021 году на 3,3%, в 2022-м – на 3,4, в 2023-м – на 3% (после падения в нынешнем году на 4%). Инфляция в 2021-м предполагается не выше 4%.

Доходы федерального бюджета в следующем году ожидаются в сумме 18,8 трлн рублей, в 2022-м –20,6 трлн рублей, в 2023-м – 22,3 трлн рублей. Однако этот рост возможен при относительно благоприятной конъюнктуре на нефтегазовом рынке, от которого до сих пор существенно зависит размер российской казны. Для сравнения: в текущем году доходы бюджета, по прогнозам Минфина, составят 17,8 трлн рублей (с учетом «схемных» 1,1 трлн рублей, поступивших в бюджет в результате покупки правительством контрольного пакета Сбербанка у ЦБ).

Расходы в будущем году оценены в 21,52 трлн рублей, в 2022-м – в 21,88 трлн рублей, в 2023-м – в 23,67 трлн рублей.

В связи с эпидемиологической ситуацией бюджет будет дефицитным до 2024 года. Собственно, дефицит бюджета в России фиксируется с 2011 года, и он свойственен для многих, в том числе и развитых, стран. На уровне 2,75 трлн рублей (2,4% от ВВП) дефицит ожидается в следую щем году, 1,25 трлн рублей (1% от ВВП) – в 2022-м, 1,41 трлн рублей (1,1% от ВВП) – в 2023-м. Основными источниками покрытия дефицита будут государственные заимствования (2,94 трлн рублей в 2021 году, 1,87 трлн – в 2022-м и 2,39 триллиона – в 2023-м).

Госдолг вырастет с 12,3% от ВВП в прошлом году до 21,3% по итогам 2023-го. Рост значительный, но в основном он придется на нынешний год.

В 2021-м планируется израсходовать на нацпроекты 2,25 трлн рублей, в 2022 году – 2,62 трлн, в 2023-м – 2,79 трлн рублей. В будущем году расходы на финансирование нацпроектов увеличиваются примерно на 15%, а в 2023-м – почти на 40% по сравнению с уровнем текущего года, отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Тем не менее финансирование нацпроектов снизится примерно на 9% – с планировавшихся ранее 2,4 трлн рублей до 2,2 триллиона в следующем году.

По мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, «при внешней «нормальности» 2021 год воспринимается как исключительный, посткризисный, что выражается в низких доходах в силу сокращения экономики и высоких антикризисных расходах».

Чтобы обеспечить финансирование приоритетных направлений (социальная политика, национальная экономика, здравоохранение), правительство на 10% оптимизировало все незащищенные статьи бюджета в течение трех лет и не заложило индексацию окладов чиновников в 2021 году, а также сократило на 5% госпрограмму вооружений.

Для пополнения казны будет, в частности, увеличена фискальная нагрузка на бизнес и богатых сограждан. Так, вводятся НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн рублей, повышенный подоходный налог 15% для зарабатывающих более 5 млн рублей в год, повысятся ставки налогов на дивиденды резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга. Также правительством было принято решение о повышении на 20% акцизов на табак и увеличении НДПИ для удобрений и руд черных и цветных металлов.

Среди бюджетных расходов лидирует социальная политика: расходы на нее по сравнению с докризисным планом увеличиваются на 8% в 2021 году (примерно 5,6 трлн рублей, или 26% от общего объема бюджетных трат) и на 10% – в 2022-м. «Особый акцент сделан на мерах по снижению бедности: предусмотрено практически двукратное увеличение бюджетных ассигнований на финансирование пособий нуждающимся семьям с детьми в возрасте от трех до семи лет», – подчеркнул премьер Михаил Мишустин.

Впервые за последние годы раздел «Национальная экономика» в 2021-м обойдет по объему финансирования «Национальную оборону» – соответственно, 3,37 трлн рублей (15,5% расходной части бюджета) и 3,11 трлн рублей. Однако с 2022 года национальная оборона вернется на второе место среди бюджетных разделов. В итоге расходы на нее в 2021 – 2023 годах превысят 9,6 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность получат 2,4 трлн рублей, здравоохранение – 1,1 трлн рублей, ЖКХ – 322 млрд рублей, охрана окружающей среды – 335 млрд рублей, образование – 1,1 трлн рублей, культура – 135 млрд рублей, физическая культура и спорт – 65 млрд рублей.

Депутаты уже одобрили закон об особенностях исполнения бюджета в 2021 году. Это позволит правительству своевременно реагировать на изменения экономической конъюнктуры и возникающие вызовы, в том числе связанные с колебанием цен на нефть и эпидемиологической ситуацией, чтобы выполнить принятые расходные обязательства. Так, в случае снижения цен на нефть правительство сможет направлять средства Фонда национального благосостояния на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в размере недополученных нефтегазовых доходов до внесения изменения в закон о бюджете в качестве меры оперативного реагирования.

Добавим, что 29 сентября правительство РФ одобрило общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в ней. Кабинет министров рассчитывает полностью восстановить бюджетное правило, от которого пришлось отступить из-за коронавируса, с 2022 года.

Первое чтение проекта бюджета-2021 в Госдуме намечено на 29 октября.

#бюджет #деньги #Госдума

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (6781) от 09.10.2020 под заголовком «Бюджет сыграет по правилам».


Комментарии