Брюссель своих бросает. Почему в Европе недовольны действиями ЕС в условиях пандемии?

Эпидемия коронавируса в Старом Свете резко обнажила слабость институтов Евросоюза. Структуры ЕС оказались беспомощными на фоне эпидемиологической угрозы, полностью переложив решение проблемы на национальные правительства. Это вызывает законную критику брюссельской бюрократии со стороны не только общественности, но и руководства ряда европейских стран.

Брюссель своих бросает. Почему в Европе недовольны действиями ЕС в условиях пандемии? | Иллюстрация canadastock/shutterstock.com

Иллюстрация canadastock/shutterstock.com

Большая часть членов ЕС приняли решение закрывать границы, невзирая на Шенгенское соглашение. Рост эпидемиологической угрозы вынудил европейские страны принимать экстренные решения без оглядки на исполнительные органы ЕС, которые в свою очередь продемонстрировали полную беспомощность и неповоротливость в процессе принятия антикризисных решений.

Крайне раздутый бюрократический аппарат Евросоюза оказался предельно неэффективен во внештатных ситуациях, а значит, после окончания карантина в Европе неизбежно усилятся позиции политических сил, выступающих за снижение значимости наднациональных структур ЕС и уменьшение финансовых затрат на их содержание. Руки помощи от управленцев Евросоюза так и не дождались наиболее пострадавшие страны - Италия, Испания, Франция, решившие действовать, исходя из принципа «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».

Первой о неспособности институтов Евросоюза справиться со своей главной задачей - поддержанием функционирования единого рынка - заявила еще в середине марта президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Она выступила в эфире государственного телевидения и сказала буквально следующее: «Основная функция ЕС в том, чтобы у нас было единое экономическое пространство, свободное движение рабочей силы, товаров, услуг и капитала. Как минимум с тремя из этих компонентов у нас сегодня очевидные проблемы». Кальюлайд добавила, что для обеспечения движения товаров через границу нужен «настойчивый» разговор с партнерами по Евросоюзу.

Больше всего бездействием ЕС были недовольны в Италии, которая сильнее всего в Европе пострадала от коронавируса. Так, представитель этой страны в ЕС Маурицио Массари заявил, что бездействие Брюсселя в отношении Италии продемонстрировало отсутствие единства. «Наша страна просила активировать механизм Евросоюза для поставок медицинского оборудования для индивидуальной защиты. Но, к сожалению, ни одно государство ЕС не отреагировало на призыв Еврокомиссии. Только Китай ответил на двусторонней основе. Это определенно не является хорошим примером европейской солидарности», - отметил чиновник в статье для издания Politico.

Вместо соседей по ЕС помощь Италии, которая больше всего пострадала от коронавируса среди европейских стран, оказала помимо Китая и Россия. Москва направила на Апеннинский полуостров 15 военных самолетов с медицинской помощью.

В конце марта премьер-министр Италии Джузеппе Конте предупредил, что ЕС лишится своего предназначения, если не сумеет выработать серьезный ответ на пандемию коронавируса и на связанный с ней кризис. Глава итальянского кабмина имел в виду необходимость проведения первой в истории ЕС эмиссии общеевропейских бондов для привлечения заимствований с целью стимулирования экономики и поддержки наиболее пострадавших стран Евросоюза. На их выпуске настаивают Италия и Испания. В ходе шестичасовой видеоконференции 26 марта лидеры 27 стран - членов ЕС не смогли выработать единой позиции по этому вопросу и в итоге дали министрам финансов поручение в течение двух недель сформулировать подход, который будет приемлемым для Рима и Мадрида.

Справедливости ради следует отметить, что Совет ЕС сумел утвердить законодательный акт, который позволил расконсервировать 37 млрд евро, которые пойдут на борьбу с коронавирусом. Впрочем, итальянские СМИ уже выразили свое недоумение по поводу явно непропорционального тяжести обстановки распределения средств. Так, самую большую сумму — 7,4 млрд евро получит Польша, тогда как наиболее пострадавшей от пандемии Италии отводится лишь 2,3 миллиарда.

Эксперты считают, что нынешняя эпидемия негативно повлияет на декларируемое единство между членами Евросоюза и станет для ЕС проверкой на прочность. Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко отмечает, что в этот критический момент выяснилось, что у ЕС нет необходимых механизмов для существования в условиях пандемии. «В данном случае очевидно, что никакой возможности для исправления ситуации в рамках нынешнего устройства Евросоюза не существует. Ранее подобных проблем попросту не возникало. Возможно, теперь в Брюсселе задумаются о реформах для того, чтобы подготовиться к таким ситуациям в будущем», - отмечает политолог. «Но, как бы то ни было, отношения между европейскими странами после эпидемии изменятся, такие вещи не могут пройти бесследно. Вопрос в данном случае заключается в том, что руководство ЕС в Брюсселе не может справиться с таким масштабным кризисом», - делает вывод Оленченко.

По словам эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, кризисная ситуация показала хрупкость европейского единства. «Жители Италии настолько же безразличны чиновникам ЕС, насколько им безразлично население Новой Гвинеи. Европейское единство уже было подорвано выходом Великобритании, а в ситуации с пандемией выяснилось, что члены Евросоюза будут защищать прежде всего свои индивидуальные интересы», - считает эксперт. «Евросоюз - это некий зонтик, который призван скрывать существенные внутренние противоречия между странами региона. Сейчас решения в ЕС принимают Франция и Германия, которые одновременно ухудшают отношения между собой и достаточно безразличны ко всем остальным. Это хорошо видно на примере Италии и Испании, которым никто в Европе помогать не спешит», - поясняет Брутер.

Сложившаяся ситуация тревожит европейский, и прежде всего немецкий, истеблишмент. В частности, так можно расценить совместную статью бывших министров иностранных дел Германии Йошки Фишера и Зигмара Габриэля в газете Tagesspiegel, в которой они предупреждают об угрозе распада Евросоюза из-за последствий пандемии коронавируса. По мнению политиков, поддержка Италии и Испании недостаточна. Экс-министры отметили, что европейская солидарность помогла Германии добиться экономического успеха после Второй мировой войны. Фишер и Габриэль также полагают, что Европе необходима программа финансовой помощи наподобие плана Маршала. «Коронавирус потенциально может стать ускорителем двух противонаправленных процессов: либо настолько углубить и без того существующие в Европе трещины, что союз может распасться, либо ЕС и его странам-членам удастся объединиться в борьбе с вирусом и его последствиями. Какой путь выберет Европа, сильно зависит от нас, немцев. Много времени у нас нет», - подчеркнули немецкие политики.

#коронавирус #ЕС #Евросоюз

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (6656) от 08.04.2020 под заголовком «Брюссель своих бросает».


Комментарии