Брюссель против Анкары. Почему Евросоюз решил наказать Турцию?

На своем последнем саммите, прошедшем в Брюсселе на прошлой неделе, ЕС заявил, что собирается наказать Турцию за ее неподобающее поведение в Восточном Средиземноморье и готовится расширить перечень санкций против Анкары.

Брюссель против Анкары. Почему Евросоюз решил наказать Турцию? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Такое решение приняли главы стран – участниц Евросоюза. Соответствующее заключение опубликовал в Twitter пресс-секретарь главы Евросовета Баренд Лейтс. Причиной для усиления ограничений стали геолого-разведочные работы, которые Турция ведет на шельфе Кипра в Средиземном море. С точки зрения Брюсселя, разведка осуществляется в исключительной экономической зоне Республики Кипр и нарушает права этого государства. «К сожалению, Турция принимает односторонние меры и устраивает провокации, а также ужесточила свою риторику в отношении Евросоюза, государств – членов ЕС и европейских лидеров. Односторонняя провокационная деятельность Турции в Восточно-Средиземноморском регионе, в том числе в исключительной экономической зоне Кипра, продолжается до сих пор», – говорится в документе.

Также в заявлении участников саммита уточняется, что ЕС «по-прежнему решительно настроен защищать свои интересы и интересы государств-членов, а также поддерживать региональную стабильность». В связи с этим саммит поручил «Совету ЕС на основании решения от 11 ноября 2019 года расширить список ограничительных мер ввиду несанкционированных буровых работ, осуществляемых Турцией в Восточном Средиземноморье». Кроме того, Евросовет призывает верховного представителя ЕС и Еврокомиссию не позднее заседания Европейского совета в марте 2021 года представить на рассмотрение «доклад о состоянии политических, экономических и торговых отношений между ЕС и Турцией, а также о (имеющихся в распоряжении ЕС) средствах и вариантах дальнейших действий, в том числе расширении сферы действия вышеупомянутого решения (о санкциях. – А. К.)».

Тем не менее Брюссель не намерен отказываться от взаимовыгодных отношений с Анкарой. В документе отмечается, что предложения о позитивной повестке все еще в силе. Речь идет о торговом, экономическом, а также сотрудничестве по миграционным вопросам. Евросоюз обещает продолжать финансовую целевую поддержку Турции для сирийских беженцев, которые остаются на турецкой территории. При этом Брюссель намерен координировать свои действия с властями США. О том, что ЕС готовится расширить санкции против Турции, ранее со ссылкой на проект заявления лидеров союза сообщило агентство Reuters. А в конце ноября Европейский парламент принял резолюцию, призывающую ЕС ввести жесткие санкции против Турции за ее деятельность в Средиземном море.

В Анкаре на заявление Евросоюза отреагировали, но не так резко, как обычно. «Мы отвергаем итоги саммита ЕС 10 декабря как предвзятые и незаконные», – говорится в сообщении турецкого МИД. За несколько дней до этого, встречаясь со своим венгерским коллегой Петером Сийярто, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара хочет улучшить отношения с ЕС и сделать это «с перспективой полного членства» страны в объединении. «Однако Евросоюз, как правило, поддерживает других членов ЕС», – подытожил тогда глава внешнеполитического ведомства.

А что же Эрдоган? По мнению немецкой Suddeutshe Zeitung,  в споре о сырьевых ресурсах в Восточном Средиземноморье он требует «дать шанс дипломатии» и собрать за одним столом всех заинтересованных лиц. ЕС он упрекает в «стратегической слепоте»: Евросоюз якобы стал орудием в руках Кипра и Греции в кипрском вопросе и в споре о морских акваториях. С точки зрения международного права некоторые претензии Турции, возможно, и справедливы, считает издание, но точно не все. Кроме того, Анкара и в дальнейшем не собирается обращаться в международные суды, а хочет и впредь придерживаться своей политики угроз.

По мнению экспертов, выгода от разработки шельфа может превысить возможный ущерб от европейских санкций. Эта история не приведет к разрыву отношений Турции с Евросоюзом, но негативно скажется на перспективах вступления страны в ЕС, полагают аналитики. Так считает, например, руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов. «Вряд ли Анкара в противном случае продолжала бы бурение. Тем более что пока ЕС вводит относительно небольшие санкции. Они будут нарастать со временем: так всегда действует Евросоюз – наращивает давление постепенно. Сейчас эти санкции вряд ли серьезно повлияют на отношения Турции и ЕС», – уверен эксперт. По его мнению, у Турции все равно мало шансов стать в обозримом будущем членом ЕС, поэтому европейские ограничения не слишком повлияют на отношения сторон.

«Евросоюз явно не планирует принимать Турцию в свой состав в ближайшие 10 – 20 лет. В свою очередь Анкара сегодня ведет самостоятельную, иногда даже провокационную политику. И ЕС уже не авторитетен для нее. Турция устала сидеть на крыльце Евросоюза и не хочет оглядываться на его мнение», – считает Алексей Кузнецов.

Несколько иной точки зрения придерживается директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев. По мнению эксперта, Анкара заручилась поддержкой какой-то крупной европейской страны, прежде чем идти на обострение отношений с ЕС. «Например, Великобритания вышла из Евросоюза и ведет свою игру в Восточном Средиземноморье. Думаю, что не случайно Лондон сейчас воздерживается от критики Анкары. Возможно, что их интересы совпадают. Что касается санкций, то урон Турции нанесут только те из них, которые затронут банковскую сферу. Но, несмотря ни на что, Евросоюз оставляет двери открытыми для Турции. Однако вряд ли отношения Анкары и Брюсселя сохранятся прежними, как и планы по евроассоциации Турции. Образно говоря, если ваза разбита, то придется покупать новую», – заключает Мавашев.

#Евросоюз #политика #Турция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6827) от 15.12.2020 под заголовком «Брюссель против Анкары».


Комментарии