Котлеты из синтетики. Россиян начнут кормить искусственным мясом?
А ведь и правда - прогнозы сбываются! Даже самые фантастические... Несколько лет назад в нашей рубрике мы рассказывали об «изобретении» в Голландии, спасибо ученым-биологам, первого в мире гамбургера из искусственно выращенного мяса. И о заявлении руководителя проекта, что оно будет доступным для широкого круга едоков уже во втором десятилетии нынешнего века. Десятилетие на исходе. Говорят, что не только в Европе, но и в Америке искусственное мясо уже вовсю используется на предприятиях общепита. А у нас?
Фото: Pixabay / Chepearroyo
Продукт из пробирки
А вот и у нас!
Известная в России сеть быстрого питания устами своего гендиректора объявила о том, что начинает добавлять в меню искусственное мясо такого-то американского производителя. Уточнив: это будет тестовая программа, поскольку - цитата: «Нам интересно, как будет принят вкус и сама идея». Руководитель признался, что его смущает, насколько подъемной станет цена такого удовольствия для едоков среднего достатка. Ведь - опять же цитата: «Котлета с пюре или блин с начинкой получается как минимум 449 рублей».
Ну ладно, бизнесмена смущают возможности чужого кошелька. А вот меня лично, как потенциального потребителя, стало бы смущать само понятие «искусственное мясо». Коим будет нашпигован мой потенциальный блин/котлета.
Говорят, искусственное мясо абсолютно идентично натуральному. Во всяком случае по внешнему виду. Что же касается вкуса, тут мнения дегустаторов расходятся. Одни утверждают, что оно мягкое и нежное. Другие, что слишком пористое. Уже известно и то, что мясная «синтетика» плохо маринуется и может впитывать чужеродные вкусы.
За производство искусственного мяса взялись несколько фирм в США, Израиле и некоторых странах Европы. Пока это не массово-поточное производство, а пробный стартап.
В идеале картинка выглядит так. Корову или поросенка холят и лелеют, содержат на экологически чистых пастбищах, дают отборные корма. Затем скотинку «приносят в жертву». Ее стволовые клетки становятся материалом для выращивания сотен тонн мышечной массы в специальных биореакторах. На выходе получается некое подобие комочков фарша.
Не все компании производят эрзац-говядину или эрзац-свинину. Есть такие, кто специализируется на синтетическом мясе курицы или утки, культивируя клетки из эмбриональной сыворотки птенцов. На курятине подвизается израильский стартап. Разработки тамошних биохимиков распробовали на вкус в Китае и вложили триста миллионов долларов в развитие израильских технологий.
И все-таки искусственное мясо - продукт будущего. Как говорят эксперты мясного рынка, перефразируя известную поговорку, «пока мы не настолько оголодали, чтобы есть ЭТО». В России одной только курятины - самой что ни на есть натуральной - переизбыток. Да такой, что приходится притормаживать ее производство.
Росстат сообщил: за восемь месяцев нынешнего года страна сократила производство мяса и субпродуктов птицы на 3,8% - до 3,1 млн тонн - по сравнению с показателями того же периода прошлого года. А вот производство других видов мяса выросло на 7,7% - до 1,8 млн тонн.
Теперь, как говорится, почувствуйте разницу, сопоставив эти цифры. Кстати, среди других видов мяса не только привычная свинина, говядина, баранина, но еще и крольчатина, козлятина, конина, оленина.
Куриный тренд
Удивительно, но факт: куриная тушка как таковая не в тренде нынче у покупателя. Особенно в больших городах. Спрос падает, потому что современные домохозяйки все меньше хотят заморачиваться с разделкой птицы.
Чтобы не потерять продажи, производитель, подстраиваясь, предлагает сразу разделку - грудку, бедро, ножки, крылышки. И продукты высокой степени готовности - наггетсы, фрикадельки, медальоны. Хорошо идут куриные субпродукты - шейки, желудки, сердечки, печень. Особенно последняя.
Куриная печеночка (назвать этот субпродукт объемным словом «печень» как-то язык не поворачивается) - кладезь фолиевой кислоты, крайне необходимой для иммунной и кроветворной систем. Поэтому нельзя переоценить ее пользу для беременных женщин и кормящих мамочек. И не только... Ежели водится грешок чрезмерных возлияний, то собственную травмированную зельем печенку можно слегка подправить куриной.
Вообще же на современном продовольственном рынке печень животных, птицы и некоторых рыб - товар... титулованный. Ее называют «королевой» субпродуктов.
Частичка «суб» в переводе с греческого означает «ниже чего-либо». Надо полагать, что субпродукты - это то, что «ниже мяса»? Однако учеными давно установлено, что белки наиболее ценных субпродуктов не отличаются от белков мяса, а по гормональному составу превосходят его.
Печень богата гепарином - веществом, снижающим свертываемость крови. Именно поэтому врачи настоятельно рекомендуют ее для профилактики тромбозов. Советуют «обедать» печенкой тем, у кого низкий гемоглобин. И тем, у кого намечается... лысина! Неспроста, наверное, особо почитаемым блюдом среди вояк русской армии в стародавние годы была «жареная печень с селедкой по-гусарски».
Дело в том, что сочетание витаминов и микроэлементов, имеющихся и в говяжьей, и в свиной печени, благотворно влияет на состояние волос, исчезает угроза их выпадения. Волосы, уверяют знатоки, становятся крепче и пышнее.
В свиной печени полезных веществ почти столько же, сколько в говяжьей. Однако говяжью печень диетологи считают все-таки более полезной. И рекомендуют употреблять блюда из нее не только по вышеуказанным причинам, но и для укрепления иммунитета, профилактики болезней почек и нервной системы, а также инфаркта.
Кстати, по ценовой составляющей говяжья печень на потребительском рынке дороже свиной на 45 - 50 рублей. При этом куриная печенка по стоимости не очень-то отстает от говяжьей.
По калорийности наша «королева» субпродуктов вроде бы не такая уж и весомая: в 100 граммах - всего 87 килокалорий. Однако диетологи предупреждают: «Печень животных - это накопитель внутреннего жира. Особенно свиная». Говорят, что из всех блюд, которые можно приготовить из печенки, самое полезное - печеночный паштет. Такой, чтобы в нем было побольше морковки и лука. И пусть в соседнем супермаркете этих самых паштетов - видимо-невидимо, банки штабелями лежат. Все равно сделанный своими руками будет вкуснее.
Ливерка с Рублевки
«Хочу! Хочу-хочу!!!» - сказали 76,4% потребителей, принявших участие в социологическом опросе, в ходе которого маркетологи изучали покупательские предпочтения на рынке мясных паштетов.
За печеночный проголосовало большинство. Гораздо меньше едоков - 22% - отдали свои голоса за «просто мясной паштет». И еще около 2% высказались исключительно за аналогичную продукцию из ветчины.
Печеночному паштету отдала предпочтение в основном женская аудитория. Причем чем больше возраст любителей печенки, тем сильнее их приверженность любимому продукту.
Диетологов результаты опроса встревожили. Дело в том, что в печени много экстрактивных веществ, к которым людям пожилого возраста надо относиться с осторожностью.
Из всех видов печеночных паштетов в лидеры выбился говяжий. С небольшим отрывом от него идут паштеты из гусиной и утиной печени.
Между тем известный производитель продуктов из субпродуктов - да простится нам невольный каламбур - вывел в свет свой новый шедевр: ливерную колбасу. Под названием «Рублевская». С чем ассоциируется это наименование? Правильно: у большинства - с Рублевкой, фешенебельным районом столицы. Где сплошь и рядом - светские львы со своими светскими львицами. И - колбаса, в народе более известная как «собачья радость».
Технологическому творчеству современных колбасников нет предела. Примитивный ливер они навострились сдабривать всяческими добавками и специями, доводя исходный продукт до вкусового совершенства. Плюс натуральная оболочка. Плюс привлекательная этикетка. И вот вам - ливерная колбаса класса «премиум»: 280 рублей за килограмм.
По большому же счету ливерная только по названию «колбаса». В товароведческом же и маркетинговом раскладах она - сегмент рынка мясных паштетов. В который, до кучи, входят еще студни с холодцами, заливные с зельцами и прочие похожие мясные продукты.
Впрочем, при глобальных исследованиях рынка колбасных изделий о ливерной тоже не забывают. Но в колбасной иерархии она занимает совсем не почетное предпоследнее место. На последнем - по потребительским предпочтениям - колбаса кровяная (вот уж точно: на любителя). На паштетном же рынке у ливерной колбасы почетное второе место после паштетов.
При недавнем опросе покупательской аудитории 65% респондентов признались, что покупают «радость» несколько раз в год и лишь 2% едят ее несколько раз в неделю. Самым значимым фактором, подвигнувшим едока на покупку, оказался вкус. Несколько менее значимым - качество.
А вот интересно: если бы пришлось выбирать между продуктом из искусственного мяса и самой простой ливерной колбасой из натуральных потрохов - что выбрали бы вы?
Думаю, вопрос риторический. По крайней мере сегодня. «Мы же не настолько оголодали...».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (6530) от 23.09.2019 под заголовком «Блин с наноначинкой».
Комментарии