Билет в постковидную реальность. Туроператор придумал новое дело в пандемию

В шедшем почти год всероссийском конкурсе «Мастера гостеприимства» (более 20 тыс. заявок со всей страны, 200 финалистов) одним из победителей стала участница из Петербурга Анисия Евдокимова. Как она сама себя характеризует – «сделала карьеру от девочки на ресепшн теплохода до директора фирмы-туроператора». В процессе Анисия еще и получила кандидатскую по экономике, участвовала в молодежном форуме стран БРИКС, стала экспертом «Ворлд Скиллс». И в последние месяцы пережила с трудовым коллективом фирмы драматичнейшую ситуацию: фирма специализировалась на приеме иностранцев, а клиенты осели по домам. На конкурсе Анисия выступала с проектом – электронной площадкой, национальным маркетплейсом для музеев России.

Билет в постковидную реальность. Туроператор придумал новое дело в пандемию | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Евдокимова.jpg

– Анисия, помните тот день, когда вы с коллегами собрались, переглянулись: «Ребят, это, похоже, надолго, что делать будем?». Какие были варианты?

– Когда началась пандемия и самоизоляция, вопрос № 1 был такой: хотим ли остаться в туризме? Ответ: мы живем этой индустрией, с 1993 года обслуживаем иностранных туристов, мы готовы к лишениям и не будем искать работу в других отраслях. Тогда надо было ответить на вопрос № 2: какой должна быть новая бизнес-модель?

Разложили наш туристический продукт на составляющие. Поняли, что на рынке и так есть онлайн-агрегаторы отелей, авиа- и ж/д билетов, такси. Агрегаторов ресторанов еще нет, но есть мировой сайт о путешествиях, который дает возможность бронирования столиков. А вот по экскурсиям и музеям подобного онлайн-решения еще нет.

Мы вложили свои деньги и создали такую платформу. Это довольно сложный айти-продукт: мы «забираем» билеты у музеев, куар-кодами «отдаем» их пользователю в мобильный телефон. В декабре начнем подключать музеи – в первую очередь те, которые технически к этому готовы, в Петербурге таких 50. Потом будем масштабироваться на всю страну.

– Как это раньше никто до такого не додумался?

– Додумывались. Кстати, мы советовались с командами, которые пытались создавать аналогичные площадки, но не успешно. Они сказали, что еще три-четыре года назад рынок был не готов. Дело в том, что музеи сложны с точки зрения коммуникации. Популярный музей говорит: «Зачем мне ваш канал продаж, ко мне и так очередь!». Музей, в который очередь не стоит, менее интересен самой площадке.

Но произошел ковид. И уже во всех музеях не стоит очередь. В Москве по указу Собянина билеты продаются только электронно; в Петербурге, наверное, тоже к этому придут. Получается, что путь, который индустрия должна была проделать за три – пять лет, в ковидное время она проделала за полгода. Сейчас уже все музеи понимают, что надо продавать билеты в онлайне.

– Вы начали с петербургских музеев – они охотно шли на контакт?

– У нас за плечами большой опыт работы туроператора, это помогает договариваться. Но вообще музейное сообщество довольно закрытое. С частными музеями просто: мы для них лишний канал продаж. У музеев городского подчинения не очень большая проходимость, они в целом тоже охотно идут на диалог. Но у федеральных музеев свои онлайн-билеты. Мы верим, что они будут охотно с нами сотрудничать, но пока коммуникация выстраивается трудно.

Вообще же наша идея как федерального проекта – чтобы в любом провинциальном музее, где сегодня билеты выдают «вручную», могли принять туриста с электронным куар-кодом.

– Равнялись на какой-нибудь иностранный сервис?

– Скорее, изучали опыт, но его все равно не скопируешь: исходные условия разные.

Например, за границей понимают, что такое комиссия за использование площадки. То есть площадка говорит музею: продавай у меня, моя доля 10 – 20%. На посетителе это не сказывается: вы покупаете билет по обычной цене, но самой площадке музей его дал на 10 – 20% дешевле. Платформа может еще и от себя дополнительную скидку покупателю предложить.

В России ситуация кардинально другая. Федеральным музеям, например, очень трудно найти возможность предоставить скидку агрегатору. А тот бесплатно работать не может – значит должен продавать билет дороже, но тогда нужно предложить что-то, что повысило бы ценность этого «дороже».

– То есть билет за 100 рублей придется купить за 110?

– Ну, во-первых, вы уже давно переплачиваете, если покупаете билеты на спектакли, концерты на онлайн-площадках. Тут ничего нового. Разве что билеты на спектакли и концерты – это тысячи рублей и переплата – сотни, а билет в музей, конечно, гораздо дешевле. Главное, нужно было придумать, что покупатель получит вместе с билетом. Например – аудиогид. Если его брать в музее, то билет выйдет гораздо дороже купленного на площадке. К тому же аудиогид (он составлен, конечно, с участием музея) останется у вас, им можно делиться.

– Не опасаетесь, что, если «рынок готов», то кто-то создаст нечто подобное?

– Работа с музеями – своеобразный и безумно хлопотный труд. И не очень прибыльный. К тому же надо уметь продвигать услуги на международном рынке. В здоровой конкуренции рождается качественный сервис.

– Вы так жизнерадостно рассказываете. Но ведь ваша изначальная деятельность, туристическая, находится в искусственной коме.

– Да, мы не знаем, когда сезон возобновится. Кто-то прогнозирует 2021 год, кто-то говорит про 2022-й. Сегодня немцы отвечают в соцопросах, что готовы три года не путешествовать. И понятно, что когда начнут – предпочтут ездить ближе к дому, внутри Европы.

Умрут ли туроператоры въездного туризма? Те, у кого не было подушки безопасности, – да. Кто-то решит просто уйти из индустрии и не ждать. Наш пример показывает другой путь развития. Мы не стали потрошить свою подушку безопасности, чтобы переждать, когда все возобновится, – мы инвестировали деньги в новое направление.

А вообще, мне кажется, те, кто занимается бизнесом в России, готов к любому развитию событий. Страна переживала кризисы 1990-х, 2009-го, 2014-го... Когда границы откроют, мы вернемся.

– Что такого притягивающего в туриндустрии, что вы ее не бросаете?

– Это для нас из серии «найди себе дело по душе – и тебе не придется работать ни дня твоей жизни». Мы делаем людей счастливыми, видим улыбки, мы работаем с культурным наследием.

Этот конкурс, «Мастера гостеприимства», так был нужен всей индустрии именно сейчас! 200 человек в финале – это 200 квалифицированных послов индустрии. По-моему, они точно не дадут ей закрыться.

#туризм #путешествия #пандемия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6816) от 30.11.2020 под заголовком «Билет в постковидную реальность».


Комментарии