Легализовать денежные потоки. В Петербурге решают вопрос с туризмом из КНР

Несмотря на закрытые границы, в Петербурге вновь озаботились проблемой туризма из КНР. Главная задача в том, чтобы легализовать сопровождающие его денежные потоки. Гости из Китая нужны, однако жертвовать налогами, занятостью местных жителей и доходами отечественного бизнеса в нашем городе уже не хотят.

Легализовать денежные потоки. В Петербурге решают вопрос с туризмом из КНР | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Самый массовый

По данным погранслужбы ФСБ, в 2019-м Россию посетили почти 1,5 млн граждан КНР, из которых 1,2 млн приехали в составе организованных групп (на 12% больше, чем годом ранее). И уже несколько лет гости из Поднебесной прочно занимают первое место среди всех прибывающих в РФ иностранцев.

Впрочем, еще на уровне статистики наблюдаются, мягко говоря, нестыковки. Официальные данные говорят о том, что в Москве и Петербурге бывает примерно половина всех заезжих китайцев – то есть, получается, порядка 750 тысяч. Тогда как на одной из недавних онлайн-встреч зампред комитета по развитию туризма Петербурга Нана Гвичия сообщила, что в 2019-м город принял их около миллиона. А директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова заявила, что «в прошлом году наш музей посетили 4 млн гостей, из которых на туристов из Китая пришлось не менее половины». Получается, что из-за кордона в Россию въехали 1,5 млн китайцев, а поглазеть на Янтарную комнату захотели два миллиона?

По экспертным оценкам, продолжительность пребывания большинства групп из КНР находится в диапазоне от 7 до 10 дней (в 2019-м – 60%), тогда как тех, кто приезжает на срок от 10 дней и более, – всего 1%. Размер среднестатистической группы, посетившей нашу страну в 2019 году в рамках безвизового обмена (28 человек), ясно говорит о крене туризма из Поднебесной в «групповую» сторону.

Именно в характере организации турпотока из КНР видят проблему многие эксперты. «Большинство китайских туристов приезжают в Россию по групповой визе: находящийся в составе группы гость не имеет права передвигаться вне ее, а все его основные траты находятся под контролем руководителя туристской группы, работающего на китайскую компанию», – характеризует ситуацию глава Санкт-Петербургской ассоциации гидов – переводчиков китайского языка Виктория Баргачева.

Как считает представитель ассоциации «Мир без границ» в Китае Александр Фолько, туризм из этой страны в Россию делится на три группы. Первую составляют люди старшего поколения (60+), которые помнят СССР и едут из желания увидеть то, чем жила и живет наша страна. Во второй – люди более молодого возраста, чаще всего выбирающие комбинированные туры (Европа + Россия). А в самую малочисленную, третью, входят визовые индивидуальные туристы, которые сами решают, когда, куда и как им ехать.

В результате в рамках туров к нам приезжают и «дорогие» визовые китайцы, которые покупают брендовые вещи и ювелирку, и «дешевые» безвизовые, которых водят по спецмагазинам, предлагая приобрести янтарь и другие товары по ценам, не поддающимся анализу. По экспертным оценкам, первых у нас не более 10%, однако именно они, по данным Смольного, обеспечили рост расходов гостей из КНР в Петербурге за последние 5 лет на 21,3%. В ДЛТ, к примеру, в 2019-м каждый пятый покупатель был китайцем, а прирост числа китайских клиентов в этом магазине за год составил 75%.

Гора рождает мышь

Сколько тратит китаец непосредственно в России? Конкретную сумму не знает никто: официальные подсчеты основаны на анализе транзакций, зафиксированных в видимых российским контролирующим органам системах оплаты. Но китайцы все реже пользуются даже картами Union Pay – многие платят за товары и услуги с помощью «кошельков» WeChat Pay и Alipay. А они для российского регулятора – как черная дыра.

Данные Лаборатории изучения китайского туризма говорят о том, что до пандемии 8-дневный групповой тур из КНР с посещением обеих российских столиц по системе «все включено» в среднем стоил около $800 (то есть менее 60 тыс. рублей). Совсем немного для такого длинного и насыщенного путешествия. Ведь из этих «пакетных» денег оплачиваются перелет, отель, трансфер и экскурсии – их турист платит еще в Китае.

Что касается объемов трат в России, то здесь начинается неразбериха. К примеру, представитель китайской компании U-Tour Ли Янь в ходе панельной онлайн-дискуссии сообщила, что средний размер расходов туристов из КНР на товары и услуги в РФ составляет 16 тыс. рублей за поездку. По ее словам, только туристы этой компании в 2019 году потратили внутри России примерно 400 млн. А наш Минпромторг, подсчитавший оборот товаров системы tax free за прошлый год, резюмировал: китайцам выдано чеков на сумму 8 млрд рублей и возмещено около 860 млн.

По мнению Виктории Баргачевой, оценить дополнительные траты китайца в России можно очень приблизительно, т. к. большая часть этих денег не подпадает под российскую юрисдикцию. «В анонимных опросах представители теневого бизнеса говорили, что в своих расчетах они ориентируются на дополнительные расходы каждого туриста в закрытых магазинах в размере $400. Но это только часть денег, уходящих обратно в Китай», – говорит она.

По ее наблюдениям, в последние годы притчей во языцех стала «Великая китайская очередь» в Царском Селе, ставшая как головной болью для администрации музея, так и причиной значительных неудобств для туристов из других стран. Но, как говорится, одним вершки, другим – корешки. «На примере музея-заповедника можно проследить некоторые интересные диспропорции. Несложные расчеты показывают, что групповые туристы из КНР только за один сезон в виде многократно завышенной оплаты посещения Царского Села оставляют теневым компаниям сумму, приблизительно эквивалентную затратам федерального бюджета на реставрацию Царского Села за 10 лет», – замечает она.

Впрочем, есть и другие мнения: Игорь Кузьмин, управляющий директор группы компаний «Тари-Тур» (по данным kartoteka.ru, генеральным директором предприятия является Марина Левченко), уверен, что «китайцы вновь нас спасут, как это было уже в 2014 году после введения санкций». «В последнее время у нас много разговоров об убыточности китайского потока, но это не так, – заявил он. – Да, у него есть минусы в виде гидов и магазинов, использующих «серые» схемы. Но гостиницы, туроператоры и транспортные компании платят налоги, а каждый третий постоялец в отелях – китаец...»

Вместе с тем многие специалисты по-прежнему уверены в том, что значительная часть фактически потраченных в России китайцами денег никак не учитывается и проходит мимо налоговой «кассы». А значит, накануне появления в России единой электронной визы самое время поменять правила игры таким образом, чтобы юани из «серых» и «черных» стали «белыми».

Играть по правилам

С необходимостью формирования таких норм согласны все, кроме самих теневиков. Вот только пути к этому видятся разными.

По мнению Сергея Корнеева, главы профильного комитета Смольного, «нет феномена китайского туризма – есть его особенности». «Главная из них – он массовый, характеризующийся взрывообразным ростом, – считает чиновник. – А еще он очень разный по составу и интересам гостей». В этой связи поток туристов, независимо от национальности гостей, должен полностью и детально регулироваться российским законодательством. А речь прежде всего должна идти о его перераспределении, повышении качества услуг и увеличении среднего чека. И появление с 1 января 2021 года платной электронной визы, по его мнению, будет России только на руку, поскольку она сможет привлечь более платежеспособных китайцев. Ольга Таратынова согласна с тем, что китайский туризм постепенно меняется. «Уже в 2019-м в гости к нам все чаще приезжали представители среднего класса. Возможно, что электронная виза увеличит приток именно таких туристов из КНР», – полагает она.

Вместе с тем Виктория Баргачева не уверена в том, что электронная виза в ближайшее время сможет стать палочкой-выручалочкой, которая принципиально изменит состав потока гостей из КНР. «Индивидуальные туристы, безусловно, более привлекательны для нашей страны, – считает она. – Но ожидания не должны быть слишком завышены, т. к. состоятельные туристы из Китая по разным причинам пока не слишком ориентированы на нашу страну».

По ее мнению, гораздо большее значение для «обеления» потока гостей может иметь принятие Госдумой законопроекта об обязательном требовании гражданства РФ для деятельности гидов-переводчиков, который скоро должен быть рассмотрен во втором чтении. «Если такой закон будет принят, это поможет нашей стране не только привлечь индивидуальных туристов, но, что не менее важно, восстановить на более качественном уровне прежний массовый групповой туристский поток из Китая таким образом, чтобы он стал более выгоден нашим стране и городу. К слову, в самом Китае аналогичный закон существует еще с 1999 года», – говорит она.

Считая, что характер китайского туризма в России надо менять, шаги в этом направлении предпринимают и в КНР. В частности, Ли Янь полагает, что спрос на традиционные маршруты, связанные с посещением магазинов, снизится, зато интерес к медицинскому, оздоровительному и экологическому туризму вырастет. По ее словам, в арсенале компании есть и масштабный комбинированный маршрут по России, включающий посещение Камчатки, Хабаровска, Байкала, Петербурга и Москвы. Из-за большой продолжительности (около двух недель) и высокой цены (в рублях – более 230 тыс.) его, конечно, нельзя считать массовым. «Но в прошлом году нам все же удалось отправить несколько групп по 15 человек каждая», – говорит она. С тем, что Петербургу надо диверсифицировать предложения для китайского рынка таким образом, чтобы привлечь более молодых путешественников с помощью комбинированных, с акцентом на отдыхе на природе туров, согласен и Сергей Корнеев. Именно этим привлекают китайцев, к примеру, в Финляндии.

По мнению большинства экспертов, возврат туриста из КНР в Россию может состояться уже весной следующего года. И времени для того, чтобы создать выгодные для Петербурга правила игры, осталось совсем немного.

#бизнес #туризм #Китай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6816) от 30.11.2020 под заголовком «Юаням нет пути назад».


Комментарии