Бегом от доллара: Китай рекордно сократил объем операций в американской валюте

По данным Государственного валютного управления КНР, страна перевела больше половины трансграничных расчетов в юани и тем самым резко уменьшила долю доллара в своих внешнеторговых сделках.

Бегом от доллара: Китай рекордно сократил объем операций в американской валюте | ФОТО Svetlana Lukienko on Shutterstock

ФОТО Svetlana Lukienko on Shutterstock

По данным ведомства, в июле 2023 года доля юаня в международных финансовых транзакциях Пекина достигла 50,2 % — максимального уровня за все время наблюдений. Между тем в долларах азиатская республика проводила лишь около 44 % сделок, что стало историческим минимумом. Примечательно, что еще в 2010 году американская денежная единица занимала более 80 % во внешнеторговых расчетах Китая. При этом собственную валюту КНР практически не использовала в товарообороте с другими странами.

Впрочем, по мере интеграции китайской экономики в глобальную финансовую систему доля юаня в трансграничных расчетах Пекина стала уверенно расти и в 2015‑м перевалила за 30 %. Тогда же Международный валютный фонд решил включить национальную валюту Китая в список резервных. «Это знак признания прогресса, достигнутого китайскими властями за последние годы в реформировании своих валютной и финансовой систем. Продолжение и углубление этих усилий создадут более устойчивую международную валютно-финансовую систему, которая в свою очередь станет поддерживать рост и стабильность китайской и мировой экономики», — заявляла руководившая в тот момент МВФ Кристин Лагард.

После непродолжительной паузы процесс отказа Китая от расчетов в долларах резко ускорился в 2018 – 2019 годах, когда США развязали с КНР торговую войну. Напомним, Вашингтон тогда обвинил Поднебесную в незаконном получении американских технологий и резко поднял пошлины на ввозимые в Штаты китайские товары, а Пекин ввел ответные меры. Причем одновременно с уменьшением доли доллара в своих торговых расчетах Китай начал заметно выводить свои деньги из американских гособлигаций (трежерис). Об этом свидетельствуют отчеты министерства финансов США. Так, если еще в конце 2018 года Китай хранил в казначейских бумагах больше $1,12 трлн и был крупнейшим держателем американского госдолга, то уже в 2019‑м КНР сократила вложения до $1,07 трлн и уступила Японии место главного кредитора Соединенных Штатов. В дальнейшем Пекин продолжил сбрасывать гособлигации США, и к середине 2023‑го объем китайских инвестиций в трежерис достиг $835,4 млрд — самого низкого уровня за последние 14 лет.

Активному переходу на расчеты в национальной валюте способствовало и укрепление торговых связей Китая с Россией. Как ранее отмечал в интервью министр финансов России Антон Силуанов, своими действиями Запад обрубил сук, на котором строилась вся система международных расчетов. В этих условиях постепенный отказ от транзакций в долларах и евро необходим для избегания возможных угроз в будущем, считает глава Минфина. «Мы снижаем риски возможной блокировки тех денег, в которых проводим торговые расчеты. Раньше это были преимущественно доллары… Наряду с Россией и Китаем другие страны начинают все чаще проводить расчеты либо в национальных валютах, либо в денежных единицах дружественных государств, которым они доверяют», — отметил Силуанов. На сегодняшний день Россия и Китай уже осуществляют в рублях и ­юанях более 80 % взаимных торговых операций.

Эту позицию разделяет и финансовый аналитик Александр Шнейдерман. «В целом динамика, при которой Китай перевел более половины своих торговых расчетов в юани, имеет свои корни в нескольких ключевых факторах. Один из них — это увеличение расчетов в национальной валюте за счет расширения торговых операций по таким товарам, как нефть и газ. Это может быть связано с российским партнерством, поскольку Пекин углубляет торговые отношения с Москвой, в том числе в энергетической сфере», — отмечает Шнейдерман. Более того, как полагает эксперт, введенные в 2022 году западные санкции в отношении Моск­вы лишь усилили желание Китая диверсифицировать свои торговые связи и укрепить финансовую независимость.

Похожей точки зрения придерживается и аналитик Владимир Чернов. «В рамках санкционной политики Запад заморозил половину российских золотовалютных резервов, и данный прецедент показал всему миру, что ничьи сбережения в долларах и евро не находятся в безопасности. Именно после этого в мире начался активный процесс дедолларизации», — подчеркнул специалист. На сегодняшний день Россия и Китай уже осуществляют в рублях и юанях более 80 % взаимных торговых операций. По словам Владимира Чернова, КНР при этом уверенно наращивает платежи в нац­валютах с другими азиатскими государствами и странами Ближнего Востока, которые тоже заинтересованы в переходе на расчеты в собственных денежных единицах.

Причем, как полагает Антон Силуанов, в дальнейшем в мире начнет увеличиваться и доля сделок в цифровых валютах. «Китай, например, уже запустил цифровой юань, и в России уже состоялся запуск цифрового рубля. Эти валюты неподвластны каким бы то ни было ограничениям и будут выступать таким же надежным средством платежа, каким сегодня являются обычные рубли, юани и другие денежные знаки, в которых мы проводим платежи. То есть мир реагирует на происходящие изменения и выбирает те инструменты, в которых уверен. Это тенденция сегодняшнего дня», — подчеркнул министр.

Хотя Китай стремится расширить использование собственной валюты в торговле, надо признать, что доля юаня в мировых расчетах пока остается относительно невысокой и составляет около 2,8 %. При этом доллар все еще сохраняет лидирующие позиции и занимает более 42 %, свидетельствуют данные международной межбанковской системы SWIFT. Аналогичную расстановку сил можно наблюдать и в структуре глобальных резервов. Согласно последним подсчетам МВФ, в марте 2023 года на китайскую валюту приходилось всего 2,6 % мировых ЗВР, а на американскую — чуть больше 59 %.

Впрочем, еще в начале 2000‑х доля доллара была гораздо выше и достигала почти 73 %. «К американской валюте привыкли, но процесс трансформации и замены доллара другими, более надежными расчетными единицами уже начался. Понятно, что это тоже не слишком быстрый процесс. Говорить, что завтра доллар будет никому не нужен, конечно, нельзя. Однако другие валюты сейчас расчищают это поле и занимают все больше места», — отметил Антон Силуанов.

С учетом текущих тенденций одним из наиболее значимых событий для мирового финансового рынка может стать обсуждаемое в последнее время создание единой валюты БРИКС. Такую точку зрения в интервью выразил бывший исполнительный директор МВФ в Бразилии Пауло Ногейра Батиста-младший. «Доллар останется очень важной валютой, но тот факт, что США используют его в качестве оружия против стран, которые Запад считает враждебными, очень сильно подрывает доверие к американской валюте. А доверие крайне важно для существования любой денежной единицы. Поскольку мир становится все более многополярным, роль доллара будет ослабевать, особенно если и дальше применять его в геополитических целях, как сейчас сделано в отношении России. Поэтому, надеюсь, страны БРИКС серьезно займутся созданием новой валюты. Это нелегко и требует большой работы, но это станет важным шагом для того, чтобы сделать международную валютную систему более разнообразной и отвечающей потребностям наших стран», — заключил специалист.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

Банк стран БРИКС может выпустить единую цифровую валюту для государств группы и стать ее регулятором. Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на финансового эксперта Эвандро Касиану. Это может произойти через 5 – 10 лет, реализация соответствующего проекта может стать поэтапной.


#Китай #валюта #расчеты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (7487) от 25.08.2023 под заголовком «Бегом от доллара».


Комментарии