Эрмитаж представил публике залы обновленной экспозиции «Культура и искусство Китая»

Они закрылись несколько лет назад. Какие‑то вещи хранились в фондах, какие‑то принимали участие во временных выставках, публика их видела. В нынешнем составе экспозиция не собиралась никогда. Она рассчитана на семь залов, открылись пока три, посвященные эпохе расцвета империи Цин — XVII – XIX векам.

Эрмитаж представил публике залы обновленной экспозиции «Культура и искусство Китая» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Экспозиция сформирована в основном по материалу — живопись, декоративно-прикладное искусство, фарфор.

Эрмитажная коллекция китайской живописи не самая значительная. В России ее целенаправленно никто не собирал. Поэтому некоторые картины относятся к более раннему периоду, к эпохе Мин. То, что показано, дает представление об основных жанрах китайской классической живописи — портрет, цветы и птицы, пейзаж. Особого внимания заслуживает вертикальный свиток с изображением трех даосских бессмертных, выполненный в свободном стиле сеи. Его автор Хуан Шэнь (1687 – 1772)  принадлежал к плеяде «Восьми янчжоуских чудаков» — ярких мастеров XVIII века, которые эпатировали публику экспрессивной живописной манерой.

Коллекцией декоративно-прик­ладного искусства Эрмитаж гордится. Она пополнялась разными способами. Что‑то покупал российский двор, что‑то поступало в подарок во время дипломатических переговоров, что‑то было национализировано после революции. Основу коллекции составили вещи, поступившие из Музея прикладного искусства Академии А. Штиглица.

Особых высот цинские мастера достигли в резьбе по разным материалам. Самая представительная витрина в первом зале. Посетители могут видеть замечательную коллекцию резного камня, к примеру, нефритовый жезл исполнения желаний (жуи), который украшен стилизованным иероглифом «долголетие» и изображением летучей мыши — предвестницы счастья.

Китай-замена_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Одно из главных украшений обновленной экспозиции — инкрус­тированный камнем лакированный деревянный экран-ширма, созданный в 1870‑е годы. На одной его стороне изображены «три друга зимы» (сосна, бамбук и слива), на другой — стихи императора Цяньлуна, посвященные цветущей сливе и ожиданию весны. Красивый массивный предмет имел и практическое значение — защищал от сквозняков.

Обращает на себя внимание редкой красоты парный предмет, предназначенный для применения в быту, — охладитель для помещения. Установлено, что это подарок китайского императора на коронацию Николая II. В емкости, украшенные великолепной работы перегородчатой эмалью, закладывался лед, холодный воздух выходил сквозь отверстия на крышке и охлаждал помещение.

Эрмитажное собрание перегородчатой эмали одно из лучших в мире. При входе на экспозицию посетителей встречает пара слонов с вазами на спинах. Эти слоны, самые большие из известных в мире, выполнены из перегородчатой эмали в XVIII веке. В Китае есть большой слон, но он один. Два, но гораздо меньших размеров, находятся в Кунсткамере. В Китае слон — символ благополучия и стабильности в стране. Иероглиф, обозначающий вазу, произносится так же, как иероглиф, означающий мир. Слон с вазой на спине — символ мира, благополучия, стабильности. Такие скульптуры, как маленькие, так и большие, ставили в тронных залах китайских императоров.

К XVIII веку на недосягаемый уровень вышло производство фарфора — «белого золота» Китая. В витринах — вещи уникальные, создававшиеся для правителей страны и по особым случаям. Впервые демонстрируется тарелка с изображением пары фениксов на скале и стилизованной надписью — «Бесконечное долголетие». Тарелку создали к празднествам в честь 60‑летия императора Канси. В числе особенных предметов и большое блюдо периода Цяньлун с подглазурной кобальтовой росписью высочайшего уровня.


#экспозиция #Китай #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (7578) от 10.01.2024 под заголовком «Символ благополучия — слон».


Комментарии