«Аврора» поднимает флаг. Со дня спуска крейсера на воду исполняется 120 лет

«Аврора» была построена на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство». Это был хорошо вооруженный корабль с прочной броней, весившей 705 тонн, третий в серии типа «Диана», прототипом которого стал английский крейсер «Талбот», один из самых совершенных в мире на ту пору. Приемные испытания на Балтике «Аврора» прошла в июне 1903 года. Она вошла в состав Второй Тихоокеанской эскадры, а два года спустя получила боевое крещение в знаменитом Цусимском сражении...

«Аврора» поднимает флаг. Со дня спуска крейсера на воду исполняется 120 лет | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Эти и другие страницы более чем вековой летописи именитого крейсера отражены в новой виртуальной экспозиции ЦВММ. Увы, подняться на его борт 24 мая, в день юбилея, не сможет никто из гостей, в том числе ветераны флота, которым предстоит вручить медаль, выпущенную к 120-летию спуска на воду «Авроры». Но торжества, связанные с этим событием, не отменены - они пройдут, когда будут сняты все связанные с карантином ограничения.

Вместе с тем, по давней морской традиции, на корабле в этот день состоится праздничное построение экипажа и торжественный подъем флага. По словам Юрия Шишкарева, который возглавил эту команду в августе прошлого года, став 45-м командиром «Авроры», для личного состава, проходящего здесь службу, мало что изменилось.

Правда, готовиться к встрече официальных делегаций, навещавших в былое время корабль № 1 Военно-морского флота России одна за другой, теперь не приходится. А в остальном распорядок дня моряков остается неизменным: охрана «Авроры», повседневный уход за ее основными системами и механизмами, обеспечение мер по безопасной стоянке корабля...

Побывав на очередном капитальном ремонте, он вернулся с Кронштадтского морского завода к месту постоянной стоянки в 2016 году заметно «помолодевшим». На «Авроре» были восстановлены надстройки, заменены электросети, отремонтированы мачты, палубы и шлюпочные устройства. Она получила современную систему видеонаблюдения, а также (первой из российских кораблей-музеев) новейшую систему пожаротушения «Водяной туман».

Судоремонтники убедились тогда в качестве предыдущей реконструкции, выполнявшейся без малого 30 лет назад на судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне «Северная верфь»). Оказалось, что многие «исконные» механизмы крейсера-ветерана (главная паровая машина, рулевое устройство с приводом Дэвиса, воздушная рефрижераторная машина и др.), которых не увидишь ныне ни в одном морском музее мира, неплохо сохранились, вспоминает Сергей Овсянников, начальник группы технического сопровождения конструкторского бюро по ремонту этого корабля. Ведь «Аврора», говорит он, не только носитель традиций русского флота, но и замечательный памятник отечественного кораблестроения.

Пока одни специалисты обновляли крейсер в ходе его последнего ремонта, другие, работники филиала ЦВММ, создавали для «Авроры» новую музейную экспозицию, связанную с участием этого боевого корабля в трех войнах - Русско-японской и двух мировых. По подсчетам музейщиков, с августа 2016-го, когда корабль-музей вновь стал принимать петербуржцев и гостей города, по декабрь 2019 года на его борту побывали более миллиона человек.

«Примерно третья часть наших гостей, - уточняет заместитель заведующего филиалом Юрий Сергаев, - это дети разных возрастов: только в дни школьных каникул на борт легендарного крейсера поднимались, бывало, до 250 юных посетителей в день».

Что ж, рано или поздно корабль-музей возобновит свою деятельность. Хотя сразу после отмены карантинных ограничений принимать такой поток посетителей, как раньше, не сможет. Какое-то время придется работать по особому графику, организуя онлайн-продажу билетов.

Но музейщики без дела не сидят: обновляют контент мультимедийных сюжетов, готовят еще одно «ответвление» расширенной экскурсии по выставочным залам дедушки-крейсера. Когда эта работа завершится, говорит Сергаев, посетители смогут, приобщившись к

3D-комплексу виртуальной реальности, создающему трехмерное пространство, побывать на борту «Авроры», вошедшей в Цусимский пролив, и увидеть, как к месту предстоящего сражения подходят корабли русской эскадры...

По словам Сергея Курносова, зам. директора ЦВММ, немало интересного ждет петербуржцев и в главном корпусе музея, расположенном на площади Труда. В этом году там планируется провести выставки, посвященные военно-морскому оружию и 250-летию Чесменского сражения, одного из крупнейших в истории парусного флота.

#крейсер «Аврора» #музеи Петербурга #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6684) от 22.05.2020 под заголовком «Крейсер поднимает флаг».


Комментарии