2021 год стал одним из самых прибыльных для речных круизов по России

Хотя речная круизная навигация на российских реках и каналах от завершения еще далека, основной сезон уже позади и можно подводить некоторые итоги. Они для сложившихся условий вполне неплохие: по экспертным оценкам, в нынешнем году количество пассажиров на наших речных круизных лайнерах на 15 – 20% может превысить уровень 2019-го. А самое главное – этот вид отдыха стал интересен тем, кто раньше жаловал только пляж.

2021 год стал одним из самых прибыльных для речных круизов по России | ФОТО Эрика РОМАНЕНКО/ТАСС

ФОТО Эрика РОМАНЕНКО/ТАСС

В 2019 году в круизы по рекам России отправились около 400 тысяч пассажиров, из которых примерно 150 тысяч были туристами из-за кордона. В 2020-м из-за ограничений по ковиду и отсутствия иностранцев почти треть теплоходов так и осталась в затонах: в «Речном альянсе», который объединяет «Водоходъ», «Мостурфлот» и «Созвездие», из 46 судов 17 лайнеров в рейсы не вышли. Однако в навигацию нынешнего года практически весь флот удалось задействовать, а заграничных туристов заменили отечественные. Причем от отсутствия иностранцев россияне только выиграли, поскольку изначально зарезервированные под первых лайнеры, как правило, выше по уровню сервиса и комфорта. Что и позволило привлечь на борт судов платежеспособных граждан, которые раньше чаще всего уезжали на зарубежные курорты, – средний чек путешествия за последние два года увеличился почти на 20%.

В результате, как считает глава круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский, в текущем году число пассажиров на речных круизных линиях может заметно превысить уровень 2019-го. «Во многом это объясняется тем, что начиная с августа прошлого года приобретать речные круизы по России стали новые клиенты, – говорит он. – Если в прошлом новичков ежегодно было не более 10%, то в последнее время – до половины от всего числа туристов». Поддерживает такое мнение и генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. «Минувшим летом мы отправили в круизы на 40% больше путешественников, чем двумя годами ранее, – сообщил он. – И многие из них таким образом раньше никогда не отдыхали».

Как считают эксперты, успеху направления способствовало не только отсутствие конкуренции со стороны иностранцев за лайнеры с высоким уровнем комфорта и большой приток новичков, но и несколько иных причин. В частности, организаторам речных круизов (да и самим отдыхающим) изрядно подсобила программа возврата средств за путешествия внутри страны: возможность получить кешбэк только увеличила количество желающих попробовать новый для них вид отдыха. Так, по данным одного из профильных сервисов, по программе лояльности было куплено круизов на сумму 2,3 млрд рублей. Кроме того, помогли жаркая погода лета 2021 года и сохранение стоимости круизов на приемлемом уровне: их цена чаще всего превышала допандемийный уровень всего на 10 – 15%.

Да, речной круизный отдых недешев: в среднем сутки стоят около 6,9 тыс. рублей. Однако с учетом того, что самые популярные путешествия по рекам по продолжительности нечасто превышают неделю, эту стоимость можно считать приемлемой: фактически турист платит за систему «все включено». По оценкам экспертов, даже бывалые путешественники оценили это по достоинству, поскольку число возвратных туристов (тех, кто бронирует круизы снова и снова) в нынешнем сезоне значительно возросло. «Они сходили в круиз, вернулись и уже бронируют поездки на следующий год, – продолжает Андрей Михайловский. – И сейчас нужно только поддерживать их желание отдыхать таким образом».

По экспертным оценкам, наиболее популярны круизы выходного дня – на них приходится не менее 40 – 50% от всех реализованных. При этом из регионов плавания у москвичей и жителей Центральной России больше всего востребованы круизы по Верхней Волге (от Москвы до Нижнего Новгорода, 45,3% всех бронирований), а у петербуржцев – разные варианты водных путешествий по регионам Северо-Запада. Как и раньше, спрос на длинные (больше недели) круизы не так высок (в общем объеме они занимают не более 10%), поскольку стоимость в этом случае значительна. Так, 17-дневное путешествие из Петербурга в Ростов-на-Дону на теплоходе «Максим Литвинов», запланированное на сентябрь 2022 года, стоит от 134 тыс. рублей на человека. А каждый день на самом новом и современном лайнере «Мустай Карим» смело тянет на 10 тысяч. В результате, по оценке директора профильного сервиса Дениса Крейцберга, в этом году средний чек при бронировании летних круизов достиг 72,5 тыс. рублей. Что объяснимо вполне объективными причинами: более комфортабельные теплоходы с высоким уровнем сервиса требуют и больших расходов.

Что касается Петербурга, то у нас спрос довольно консервативен. И первое место, как и раньше, занимают короткие круизы на Валаам, за которыми следуют туры на Кижи. Как и в Москве, востребованы также «императорские» круизы разной продолжительности (и на разных судах) до Москвы. Далее следуют путешествия в Казань и Нижний Новгород, а затем – до Астрахани и Ростова-на-Дону. При этом интересно, что сэкономленные за счет кешбэка деньги многие готовы потратить на повышение уровня комфорта в путешествии по воде – они просто покупают размещение в каюте более высокой категории.

В отличие от прошлого года в 2021-м организаторы останутся в финансовом плюсе. А значит, смогут вложить деньги в повышение уровня комфорта теплоходов и подготовку к лету 2022-го. В результате гости лайнеров получат еще более привлекательный отдых. А покупать круизы на будущий год можно уже сейчас – вся их линейка доступна на профильных ресурсах. И если не случится чего-то экстраординарного, новый сезон может оказаться еще более успешным, чем нынешний.


#круизные лайнеры #прибыль #сезон #отдых

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7026) от 08.10.2021 под заголовком «Новички «оседлали» реки».


Комментарии