Педагогический аншлаг

Прохожий, минуя вчера БКЗ «Октябрьский», мог бы подумать, что вот-вот начнется концерт некой суперзвезды (судя по количеству собирающейся публики) и что это звезда, скорее всего, мужского пола (судя по тому, что большую часть публики составляли нарядно одетые дамы). Это был традиционный августовский Большой педсовет, прошедший на сей раз под девизом «Петербургская школа: время эффективных лидеров». На сцене — Валентина Матвиенко, Вадим Тюльпанов, члены городского правительства. В зале — педагоги. Зал в три тысячи мест напоминал школьный класс: интересную часть «урока» слушали, затаив дыхание, скучную — отвлекались и шушукались.

Педагогический аншлаг |

Кому больше аплодировали

— В 2003 году средняя зарплата учителя составляла 3690 рублей, в 2004 году — 5876 рублей, в 2005-м — 8931, а на 1 июля 2006 года средняя зарплата в образо­вании выросла до 11.618 рублей, — обозначила динамику первый и главный докладчик губернатор Валентина Матвиенко. И сделала вынужденную паузу, поскольку до­клад прервали бурные продолжи­тельные аплодисменты.

— Но в результате введения но­вой системы оплаты труда прак­тически ничего не выиграли вос­питатели детсадов, некоторые за­ведующие детсадами, учителя на­чальных классов, а также мастера производственного обучения в профессиональных училищах, имеющие среднее специальное образование, — продолжила гу­бернатор, и публика печально за­кивала головами. Но через мину­ту опять разразилась овациями после слов:

— Мной дано поручение коми­тету по образованию, комитету финансов подготовить предложе­ния по повышению коэффициен­та зарплаты тем, кто имеет сред­нее специальное образование.

Из всех выступающих больше всего аплодисментов досталось губернатору, спикеру Законода­тельного собрания Вадиму Тюль­панову и ректору Большого уни­верситета Людмиле Вербицкой (пришедшей как представитель высшей школы — к представите­лям средней школы, «без которой высшая работать не смогла бы»).

Хлопали не всегда по поводу ус­пехов. Да, петербургские школь­ники получили в этом году 80 дип­ломов на всероссийских олимпи­адах. Да, хорошим темпом идет развитие профильного обучения. Да, город до 1 октября выделит средства на современное обору­дование 40 межшкольных стади­онов, в этом году — 200 млн руб­лей на ремонт спортивных залов и закупку спортивного оборудова­ния. Да, в 2005 году между пред­приятиями и учреждениями на­чального профобразования за­ключено почти 2 тысячи догово­ров на подготовку специалистов.

Но. Господин Тюльпанов вы­звал безусловную симпатию за­ла по большей части своими критическими замечаниями:

— Абсолютно отчетливо по­страдали администрации школ, директор сейчас получает меньше учителя. В большинст­ве своем директора не имеют часов преподавания, а если бу­дут преподавать, то может упасть либо качество управле­ния школой, либо качество обу­чения. Что касается зарплаты учителей, то ставка молодого специалиста всего 5600 руб­лей, при этом коэффициент на­чинает применяться только че­рез два года.

Особенно мощное ободре­ние вызвал спич спикера о не­обходимости «хороших ста­бильных надтарифных фондов» — раньше такая надбавка в школах составляла 25 процен­тов от общего бюджета учебно­го заведения. Сейчас — самое большее восемь процентов.

И, разумеется, никто не стал возражать Вадиму Альбертови­чу на заявление о том, что надо бы вернуть 15%-ную доплату за звание «Почетный учитель».

Произошел даже своеобраз­ный спор (правда, опосредо­ванный, в разных докладах) ис­полнительной и законодатель­ной власти. Губернатор сказа­ла, что надо поддерживать мо­лодых лидеров (педагогов мо­ложе 30 лет в школах всего 16%, а молодых специалистов со стажем работы до 1 года — 3%), а спикер возразил: дес­кать, лидерские качества зави­сят не от возраста, а от профес­сионализма.

Почему не закроют «Дом-2»?

Ректор СПбГУ Людмила Вер­бицкая, начав с того, что вклю­чаться в международные обра­зовательные программы дол­жны не только студенты, но и школьники («требуется очень немного — некие единые обра­зовательные модули, единая оценка уровня и качества обра­зования»), перешла к своему любимому — к культуре, а через нее и к языку.

— Русский язык пополнился огромным количеством заимст­вованных слов: с 1960 по 1985 годы прибавилось 9 тысяч но­вых слов, а с 1986-го ежегодно наш язык пополняется двумя тысячами. Но не это самое опасное для языка. Владимир Соловьев, не только блестящий философ, но и удивительный лингвист, писал, что каждый должен владеть тремя стилями речи: высоким (обращаться к Богу), средним (ксобеседнику) низким (для внутреннего диало­га с самим собой). В последнее время не стало высокого стиля, средний стиль занял место вы­сокого, а низкий занял место среднего. И это ужасно.

Зал понимающе загудел, ког­да ректор цитировала членов Госдумы: «Желаю не дегради­ровать к лучшему», «Существу­ет опасность личной безопас­ности» и знаменитое чубайсов­ское: «Нас кинули, но мы не про­гнулись». И вовсе зал был поко­рен, когда Людмила Алексеев­на выразила искреннее недо­умение:

— Я не понимаю, почему не закрывают «Дом-2»?

Причем претензии относи­лись не к тому, что там пропа­гандируют, а к тому, что с рус­ским языком у участников реалити-шоу просто катастрофа.

Пиво, компьютеры, Закон Божий

...В веселое недоумение ввел слушателей следующий до­кладчик: на педсовете выступил президент пивоваренной ком­пании «Балтика» Антон Арте­мьев, сразу огорошив педаго­гов обращением: «Коллеги!».

Впрочем, оказалось, что сам Артемьев в прошлом препода­ватель. А на педсовете выступа­ет как представитель бизнеса, который должен помогать шко­ле («Балтика» спонсировала вы­пуск бесплатного справочника для выпускников «Что делать после окончания школы?»). На тем уже пенного напитка бизне­смен заявил:

— Если увидите, что недале­ко от школы продают пиво или что где-то пиво продают несо­вершеннолетним —дайте знать в компанию «Балтика» по теле­фону 325-9-325. И я обещаю, что свою продукцию мы этим недобросовестным продавцам поставлять не будем.

От прошедшего саммита «большой восьмерки» петер­бургским школам скоро перепа­дет подарок: 300 современных компьютеров со всем перифе­рийным оборудованием, кото­рое использовалось на форуме. Сообщив об этом, губернатор элегантно подчеркнула, что да­ла указание комитетам анали­зировать использование техни­ки в школе.

— Бывают примеры, когда компьютерные классы, мульти­медийные проекторы, интерак­тивные доски не востребованы в ежедневном образователь­ном процессе, а становятся предметом показной гордости школы на одном-двух открытых уроках.

Выступала в концертном зале и настоящая артистка — Анас­тасия Мельникова из «Ментов». Анастасия Рюриковна, оказыва­ется, едва выписавшись четыре года назад из роддома с дочкой Машей, тут же стала прикиды­вать, в какую школу ее отдать. Почти дружным ликованием пе­дагоги встретили просьбу Анас­тасии о введении школьной формы («Она не уравнивает, она дисциплинирует») и со сме­шанными чувствами отнеслись к ее реплике о том, что хорошо бы ввести в школах Закон Бо­жий.

Разное

Излагаем прочие сведения и реплики, прозвучавшие на пед­совете.

— «Правительство не удов­летворено работой по оказа­нию помощи трудным детям и их родителям со стороны психолого-педагогических служб». В абсолютном большинстве учебных заведений есть психолог и соцработник; кроме того, дей­ствуют 19 районных психолого­педагогических и медико-соци­альных центров с целой армией специалистов, и на всю эту сис­тему город выделает 100 млн рублей. «Нужно решить, на­сколько эффективна эта систе­ма, — заявила губернатор. — Не получается ли так, что в ос­новном эти службы работают с теми детьми, которых приводят туда заинтересованные бес­проблемные родители, а тех, кто нуждается в помощи, по- прежнему воспитывает улица».

— Целесообразно сохранить в штате школы должность пси­холога и социального работни­ка, а вот когда в обычной школе вводится до 10 ставок зам. ди­ректора — это странно. Надо контролировать. Как и контро­лировать деятельность район­ных научно-методических цент­ров, которые ежегодно погло­щают 220 млн бюджетных руб­лей, а отзывы о качестве препо­давания в них неважные.

— Главное достижение про­шедшего года — переход школ на финансово-хозяйственную самостоятельность — по-преж­нему имеет много недоброжелателей-скептиков, но прави­тельство сворачивать с выбран­ного пути не намерено.

— Несколько дней назад пра­вительство города приняло программу капремонта школ. «Мы больше никогда недопус­тим те ошибки, которые были сделаны ранее, — ни одна об­разовательная школа не будет использована не по назначе­нию», — отметила губернатор, ссылаясь на ситуацию с детса­дами, которые раньше были сданы в аренду разным непро­фильным организациям, а те­перь город их из этой аренды вытягивает обратно.

— Существует проблема от­сева учащихся из обычных школ и перевода их в вечерние. Об­щее количество учащихся в го­роде из года в год сокращается на 30 тысяч. А контингент уча­щихся вечерних школ растет. Почему? В вечерних школах се­годня работают энтузиасты, но известно также, что прогулы за­нятий — явление массовое, а уровень знаний низкий. Не слу­чайно наибольшее количество неудов по ЕГЭ получили выпуск­ники вечерних школ.

— В следующем году диспан­серизация коснется и тех ра­ботников образования, кото­рым минуло 55 лет.

— ЕГЭ в этом году по количе­ству предметов расширяться не будет.

...Торжественно вручили дип­ломы директорам 58 школ, по­бедивших в конкурсе нацио­нального проекта «Образова­ние» и получивших гранты по миллиону рублей, а 10 педаго­гам — сертификаты на жилье (всего сертификатов будет 64).

В довершение педсовет и во­все показался уроком, а губерна­тор — учителем: получив запис­ку с вопросом от группы дирек­торов школ, Валентина Матвиен­ко с досадой объявила: «Здесь грамматическая ошибка!».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон Артемьев, президент пивоваренной компании «Балтика»:

— Нам вместе — предприятиям, образованию, власти — пред­стоит так организовать взаимодействие, чтобы вчерашние школь­ники, попадая на свои рабочие места, вооруженные знаниями, име­ли возможность проявить весь свой талант, данный природой, мак­симально реализовать свои способности и тем самым развивать экономику страны.

Если предприятие хочет быть успешным, оно должно уметь ра­ботать на международных рынках. Это значит, что на этом пред­приятии должны работать сотрудники, получившие образование не хуже, чем в стране, с предприятиями которой оно вынуждено конкурировать. Сегодняшним петербургским школьникам предсто­ит работать в сложных, жестких условиях международного рын­ка. Тем, кто 1 сентября сядет за школьную парту, надо получить конкурентное на международном уровне образование, чтобы, ра­ботая в недалеком будущем на конкурентоспособных предприяти­ях, обеспечить развитие экономики и наполнение бюджета, со­здавая тем самым конкурентные, соответствующие международ­ным стандартам условия жизни.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 159 (3706) от 29 августа 2006 года.


#большой педсовет #петербургская школа #городское правительство

Материалы рубрики

Комментарии