Оплата на выходе
Предлагаю внести в список жизненных обстоятельств, на которые можно тратить те 250 тысяч, которые государство обещает дать за второго ребенка (ипотека, обучение, то, се), еще одно: выпускной бал. И добавить тысяч 50, что ли.
Когда я посетила по работе один петербургский детдом, директор гордо показывала мне фотоальбом с выпускного: вот в каких платьях девочки; сами фасон выбирали, каждой на заказ шили. «А вот скажите мне, — требовательно спросила директор, — во многих семьях сейчас могут себе такие платья позволить?» Я что-то промямлила.
Что прикажете делать, если в редакцию приходит письмо: «Прошу помочь с решением моральных и финансовых проблем, возникших в выпускных классах гимназии № (такой-то. — А. Д.). Четыре месяца назад при окончательном решении вопроса о денежной сумме, которую необходимо сдать на выпускной вечер учеников 11-х классов, в роно Фрунзенского района обратились (родители выпускников. — А. Д.) с письмом о вымогательствах денег администрацией гимназии... В настоящее время 5 учеников из двух классов уже не могут пойти на вечер из-за явного завышения собираемой суммы».
Дальше в письме расчеты: 35 учителям — цветы и подарки (из расчета 470 рэ на каждого); 20 учителей пригласить в ресторан на празднование выпуска; плюс подарок школе (оргтехника); плюс фуршет для педагогов, которые будут трудиться на 5 экзаменах (15тысяч рублей собрать). В общей сложности с ученика требуется 7 тысяч рублей. Письмо написано от первого лица единственного числа, но подписано «Родители выпускников». То есть, считайте, неподписанное...
Некоторое время назад новостные ленты пестрели сообщениями: «Поборы отменяются!», «Ни один классный руководитель или директор школы не имеют права требовать с родителей денег ни «на добровольный вступительный взнос», ни «на экзамен», ни на «подарок учителю» или «выпускные торжества»!», «Запрещено собирать деньги с родителей учеников 11-х классов на организацию школьных выпускных вечеров!». Повнимательнее посмотрела — оказалось, все это не у нас, а в дружественных Киргизии и Украине. Не таковские у нас традиции, чтобы взять и детей лишить праздника из-за причуд родителей. Подозреваю, папы-мамы учеников той фрунзенской гимназии все же сдали, сколько положено. Как миленькие.
И пусть думают, что отделались семью тысячами, на самом деле сдали много больше. Ведь выпускной бал — это не тот школьный разгуляй белой ночью. Выпускной бал, по правде, длится минимум год. Вот, например, какие подсчеты мы подвели с Ольгой Борисовной, мамой выпускницы Лены.
Во-первых, 9-месячные подготовительные курсы в петербургский вуз — 14.800 рублей (при этом курсы не дают гарантии поступления). Во-вторых,
Лена проходила весной централизованное тестирование, по результатам которого можно заранее поступить в вуз: три предмета, по каждому — пробное тестирование (300 рублей) и собственно тестирование (400 рублей). Итого: трижды по 700 рублей — 2 тысячи 100 рублей. Впрочем, они были потрачены впустую — вступительные баллы в институт Лена недобрала (позже ЕГЭ сдала успешно).
В-третьих, на выпускной (банкет, цветы, подарок школе) — 3000 рублей. Так мало потому, что выпускной проходит не в центре города. Фотоальбом — 500 рублей. Выпускное платье (которое Ольга Борисовна охарактеризовала как «одноразовое») — 3 тысячи 200 рублей. Босоножки — 1000 рублей, да еще сумочку пока не купили. Прическа на длинные Ленины волосы в салоне потянет предположительно на 1000 рублей.
Мальчиков-выпускников судьба хранит: у них и костюмы не одноразовые, и прически не тысячу рублей стоят. Судьба просто устанавливает баланс: мальчик еще свое заплатит — либо отдавая почетный армейский долг Родине, либо залезая в долги и платя взятки — лишь бы не платить долг Родине.
...Да, так у Лены на все про все ушла 1000 долларов.
Родители одной моей знакомой откладывали ей к совершеннолетию, и накопилась тоже тысяча. Рублей. Это было очень много — дело было в глубоко советские времена.
Девушку аккурат по достижении совершеннолетия угораздило выйти замуж — туда все сбережения и пошли. Вся деревня гуляла, три баяна порвали. А что, собственно, было экономить: образование бесплатное, телевизор на свадьбу подарят, дети родятся — так у нас социалистическое государство со всякими яслями и детсадиками.
Брак оказался как то выпускное или свадебное платье: довольно-таки одноразовым. Единственно, что путного из него вышло — дочка-умница Маша. Которой потом, уже в совсем другом государстве, пришлось выбирать: либо на выпускном гулять как человек и получать платное высшее, либо тратиться на пышную свадьбу, как все девочки мечтают — чтоб в лимузине и с путешествием. Маша, как я уже сказала, умница, деньги потратила на образование. Как у нее с личной жизнью — не знаю. На те 250 тысяч рублей от государства точно не польстится, потому что это ж за второе чадо дают. Перед этим придется еще первое заводить.
А у Лены, чей «выпускной год» обошелся в 1000 долларов (это я не выясняла еще, сколько стоит он у богатых — да они вряд ли страдают), начнется счастливая пора вступительных экзаменов. Лена будет штурмовать три вуза, бюджетное отделение. Если не получится — мама Лены Ольга Борисовна уже знает, что нужно будет выкладывать от 36 тысяч до 52 тысяч рублей в год — в зависимости от вуза.
...На днях иду по Владимирскому. Вижу: мальчик тащит двух девочек в парадно-выступальном, то есть уже выпускной отмечают. Мальчик тащит их не потому, что девочки, прощаясь с детством, перебрали — девочки просто зверски стоптали ноги на каблучищах. Какое там Золушка! Это были две Золушкины сводные сестры, которым Мачеха велела втиснуться в Золушкины туфельки. Только не подумайте, что я ехидничаю — я всем сердцем сочувствую: было всего семь вечера, то есть еще предстояло тяжелое испытание в виде танцев. В том, как девочки шкандыбали по мостовой, было что-то образное: вот ведь и юные, и красивые, и праздник как-никак, а такая мука на лицах...
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 110 (3557) от 21 июня 2006 года.
Комментарии