Рядом с Россией. Петербург и Казахстан

Рядом с Россией. Петербург и Казахстан | Коллаж: СПб ведомости

Коллаж: СПб ведомости

В рамках проекта «Рядом с Россией» уже опубликованы статьи, посвященные взаимосвязям истории нашей страны с Арменией и Грузией (18 января 2019 года), государствами Балтии (2 июня 2018 года), с Украиной и Белоруссией (14 сентября 2018 года), с Польшей (12 октября 2018 года), с Финляндией (23 ноября 2018 года).

Ключ к воротам Азии


Население казахских просторов испокон веков вело кочевой образ жизни. Обитатели степи никогда не отказывали странникам в пище и крове, почитая гостя посланником Бога. Кочевая цивилизация дает пример удивительной адаптации человека к сложным природным условиям степного пояса.

Через территорию южного Казахстана проходил Великий шелковый путь, соединявший Китай и Византию. На всем его протяжении в оазисах возникали города, ставшие родиной многих знаменитых ученых и поэтов. Например, широко известно имя философа, математика Абу Насра аль-Фараби, творившего в Х веке и прозванного современниками Вторым учителем (после Аристотеля). Его имя носит ныне Казахстанский университет, в его честь названы улицы во многих городах республики, в городах Алма-Ате и Туркестане установлены ему памятники.

Со временем казахские земли вошли в состав империи Чингисхана, а затем Золотой Орды. Когда в конце XIV века Золотая Орда распалась, на территории нынешнего Казахстана образовалось ханство. В свою очередь оно впоследствии разделилось на три орды, или жуза - Малый (Младший жуз) на западе, Большой (Старший жуз) на юге и юго-востоке и Средний (Средний жуз) в центральной части. В 2015 году в Астане торжественно отметили 550-летие зарождения государственности.

- Главным уроком периода Казахского ханства являлось формирование особой этнической черты казахов - объединяться перед внешней угрозой. Кочевые племена всегда отличались независимостью, точнее сказать, вольницей. Степь олицетворяет собой свободу... Между тем именно создание и закрепление государственности стало исторической основой для того, чтобы казахи выстояли в этой вечной борьбе за выживание, - считает Зарема Шаукенова, директор казахстанского Института философии, политологии и религиоведения.

Как отмечает ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея Лариса Попова, подданные казахского хана сначала именовались узбек-казаками, а позднее просто казаками. Первый известный перевод слова «казак» имеется в тюрко-арабском словаре XIII века, оно означает «вольный», «скиталец». Постепенно «казак» приобретает значение - свободный, отважный удалец, ищущий богатства в военных схватках, в походах за добычей.

Русский язык позаимствовал слово «казак» с тем же значением, что и у казахов. Главным образом оно стало обозначать вольных беглых людей из числа крепостных крестьян. Чтобы различать казаков и казахов, для обозначения последних российская администрация стала использовать понятие «кайсак». Кроме того, вплоть до начала ХХ века казахов в России звали киргизами, или казак-киргизами, киргиз-кайсаками. Киргизов же Тянь-Шаня звали кара-киргизами, бурутами, дикокаменными киргизами.

Прочные торговые и посольские связи Российского государства с Казахским ханством стали складываться еще с конца XV века. Россия старалась сделать его своим союзником в борьбе с сибирским ханом Кучумом.

В XVI веке граница России приблизилась к казахским степям. Через них проходили торговые пути России в Среднюю Азию. Иван Грозный разрешил русским купцам вести беспошлинную торговлю с казахами.

В начале XVIII века казахи, страдая от нашествия джунгар, обратились к России с просьбой о защите. В 1717 году хан Тауке впервые попросил Петра I принять казахов в российское подданство, но без исполнения повинностей и при сохранении власти хана. Петр сразу же оценил значение Казахского ханства во внешней политике России: «Всем азиатским странам и землям оная орда ключ и врата, и той ради причины оная орда потребна под Российской протекцией быть».

- Петр I, очень тонко почувствовав «мистическое» стремление России к Востоку в то время, когда она стала осознавать себя частью Запада, назвал казахские степи «ключом к воротам Азии». Ключевая роль Казахстана в реализации этого движения состояла не только в том, что это пространство нельзя было миновать на пути к заветной цели. И, пожалуй, главным «ключом» к вратам Востока были обитатели этого пространства, без системы общения с которыми вряд ли удалось бы к этим «воротам» подойти, - отмечает Лариса Попова.

Россия направила в степь посольство во главе с Алексеем (Кутлу-Мухаммедом) Тевкелевым, и в итоге в 1731 году казахский хан Абулхаир присягнул на верность России. С этого момента начинается новая страница казахской истории, связанная с постепенным вхождением Казахстана в состав Российской империи.

Чтобы закрепить позиции во вновь присоединенных казахских землях, в мае 1734 года была организована Оренбургская экспедиция, которую возглавил сподвижник Петра I обер-секретарь Сената Иван Кирилов. В ее задачу входило изучение вошедших в состав России земель, разведка природных ресурсов, сооружение Орской крепости, установление новой границы между русскими и казахскими владениями.

С конца XVIII века начинается уже и реальное вхождение Казахстана в состав Российской империи. Строятся города, крепости и укрепленные линии, которые к середине XIX века кольцом охватили казахскую степь от Иртыша до Каспийского моря и от Тобола до Сырдарьи. Империя обеспечивала на своем пространстве политическую стабильность, а покой в обществе - это главное, что, согласно мусульманской религии, оправдывает светскую власть.

После взятия русской армией Чимкента в 1866 году в ходе борьбы с Кокандским ханством вся современная территория Казахстана оказалась под властью России. В отношениях с русскими властями казахи предпочитали придерживаться компромисса, базируясь на постулате политического здравого смысла - быть на той стороне, где сила.

«Русский язык откроет нам глаза на мир»


Великий акын Абай Кунанбаев, духовный лидер казахского общества конца XIX века, призывал: «Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык... Русский язык откроет нам глаза на мир... Русская наука, культура - ключ к мировым сокровищницам. Владеющему этим ключом все другое достанется без особых усилий».

- В первой половине XIX века была популярна идея русского образования. Делегации казахской аристократии, которые снаряжались в Петербург для знакомства с Российской империей, страстно хотели почерпнуть что-либо полезное для развития степи, многие старались привнести в хозяйство полезные русские новшества, - отмечает Лариса Попова. - В Петербурге и в Москве членам казахских делегаций больше всего нравилось посещать различные технические выставки... Казахи ввели в свой обиход и многие предметы русского быта: самовары, подносы, заварные чайники.

Во второй половине XIX века на казахские земли устремились русские переселенцы. Как отмечалось в материалах одной из экспедиций в степи, изданных в 1903 году, казахи «охотно вступают во всевозможные отношения с переселенцами, меняют под их влиянием свою обстановку, допускают широкий обмен взаимными услугами и вообще не чуждаются близкого соседского сожительства с пришельцами, а, напротив, ищут его».

Во второй половине XIX века под влиянием контактов и диалога с русской и западной культурами складывается казахская письменная литература в ее современном виде. А начало XX века стало периодом расцвета казахской литературы, впитавшей в себя многие черты русской и европейской литературы.

Большую известность приобрел поэт и прозаик Миржакип Дулатов, автор первого казахского романа «Несчастная Жамал», вызвавшего большой интерес у русской критики. Он также занимался переводами Пушкина, Лермонтова, Крылова. В 1907 году Дулатов приехал в Петербург на Всероссийский съезд кадетской партии, будучи делегатом от казахов. Именно в нашем городе он создал журнал «Серке» и в его единственном выпуске опубликовал поэму «Молодежи».

Юрта на берегах Невы


- Петербург в истории российско-казахских связей занимает особое место. Сюда, в имперскую столицу, направлялись казахские посланники, здесь происходило их знакомство с достижениями европейской цивилизации, - отмечает Лариса Попова. - История сближения казахов с Петербургом берет начало с середины XVIII века, когда казахские жузы начали принимать покровительство России.

На военной и государственной службе в столице состояли выходцы из многих знатных семей, среди которых находился и Чокан Валиханов. Он был не только просветителем, но и выдающимся ученым - историком, этнографом, фольклористом, путешественником, а также офицером, разведчиком, дипломатом и чиновником. Его даже называют «казахским Ломоносовым».

Кстати, еще в Омске юный Валиханов познакомился с географом Петром Семеновым (тогда еще его фамилия не имела добавления Тян-Шанский). Именно тогда он задумал отправить Валиханова в неведомый Кашгар под прикрытием торгового каравана. С тех пор Семенова и Валиханова связывали не только служебные, но и приятельские отношения.

В декабре 1859 года Валиханов приехал в Петербург, где его чествовали как первооткрывателя быта и культуры народов Средней Азии и Казахстана. «...Вы первый из Вашего племени, достигший образования европейского, - писал Федор Достоевский, обращаясь к Валиханову. - Не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое Степь, ее значение и Ваш народ относительно России, и в то же время служить своей родине просвещенным ходатайством за нее у русских».

- Петербург как центр востоковедения был местом проведения конгрессов ориенталистов, где казахская тематика занимала видное место. Третий конгресс в 1876 году сопровождался выставкой, на которой жители и гости города смогли ознакомиться с памятниками казахской культуры и открыть для себя удивительный мир кочевой цивилизации, - отмечает Попова.

Когда в Петербурге в 1902 году открылся Этнографический отдел Русского музея имени императора Александра III (ныне Российский этнографический музей), в числе его первых коллекций были казахские. В целом за 100 лет усилиями собирателей и дарителей в РЭМ накоплено около трех тысяч уникальных предметов народной культуры казахов. Юрта с полным убранством, костюмы, украшения и оружие, разнообразная утварь из дерева, кожи, свадебные наряды, коллекция детских кукол в национальных костюмах...

И в царское, и в советское время петербургские вузы были настоящей кузницей кадров для казахской творческой и технической интеллигенции. Первый казахский инженер-железнодорожник Мухамеджан Тынышпаев в 1900 - 1905 годах учился в Институте инженеров путей сообщения. В 1912 году Медико-хирургическую академию окончил Санжар Асфендияров, ставший впоследствии директором Казахского медицинского института.

На филологическом факультете Ленинградского государственного университета в 1920-х годах учился будущий классик казахской литературы автор эпопеи «Путь Абая» Мухтар Ауэзов. Здесь же, в Ленинграде, он познакомился со своей будущей женой Валентиной Кузьминой. С ней писатель прожил всю жизнь. После его смерти Валентина Кузьмина помогла воссоздать атмосферу в доме Мухтара Ауэзова и создать в нем музей.

Выпускником ленинградской Академии художеств, учеником Вениамина Пинчука и Михаила Аникушина был и знаменитый скульптор современности Марат Айнеков. А нынешний ректор Казахской академии хореографии Алтынай Асылмуратова была в 1982 - 1999 годах солисткой Мариинского театра, в 2000 - 2013 годах - художественным руководителем Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.

Казакская стала Казахской


После падения самодержавия в феврале 1917 года политическая жизнь на окраинах империи оживилась. Лидеры казахской интеллигенции ставили вопрос об автономии в составе будущей федерации и о решении наболевшего земельного вопроса. Были избраны депутаты на Всероссийское учредительное собрание от казахских областей, в том числе от Семипалатинской области русский ученый-этнограф Григорий Потанин (в молодости друг Чокана Валиханова).

В первые годы советской власти казахские земли входили в состав Туркестанской АССР, а затем Киргизской АССР в составе РСФСР. В 1925 году после национально-территориального размежевания в Средней Азии в составе Российской Федерации была создана Казакская АССР. В 1936-м она была переименована в Казахскую АССР, а затем отделена от РСФСР и получила статус союзной республики.

К этому времени Казахстан было уже не узнать. Была фактически ликвидирована неграмотность, жители получили доступ к образованию. В 1928 году в Алма-Ате был открыт Казахский государственный университет, в 1929-м - зооветеринарный институт, в 1930-м - сельскохозяйственный институт, в 1931-м - медицинский, в 1934-м - горно-металлургический.

То было время и становления науки в Казахстане. В 1932 году была создана Казахстанская база Академии наук СССР. Происходило и становление современной культуры. В 1926 году открылся первый в республике национальный казахский театр. В 1933 году в Алма-Ате был организован первый в истории народа музыкально-драматический театр, в следующем году - Казахский государственный музыкальный театр. В 1936-м открылась Филармония имени Джамбула.

Двумя годами ранее в Казахстане открылась первая студия художественных фильмов, а в 1938-м на «Ленфильме» был снят первый казахский звуковой кинофильм «Амангельды». Героем его стал Амангельды Иманов, руководитель Среднеазиатского восстания 1916 года против колониальной политики властей Российской империи, участник установления советской власти в Казахстане.

И еще о кино - на сей раз уже более позднем, 1960-х годов. Режиссер Андрей Михалков-Кончаловский познакомился с казашкой Натальей Аринбасаровой во время съемок ленты «Первый учитель» по роману Чингиза Айтматова. Тогда она, совсем юная, окончила хореографическое училище при Большом театре и была принята в Казахский академический театр оперы и балета.

- Очень скоро я почувствовал, что влюбляюсь. Мне доставляло удовольствие трястись с ней в «козле», военном джипе отечественного образца с железными лавками в кузове, единственной из машин, способной одолеть киргизские дороги. Наташа была рядом, запах ее духов действовал на меня совершенно магически, - вспоминал потом Кончаловский.

Вскоре он предложил ей руку и сердце. Брак состоялся, хотя родители невесты были против, даже посадили девушку под домашний арест. Кончаловскому пришлось призвать на помощь Чингиза Айтматова, чтобы вызволить пленницу, да и спасти картину от провала. Кстати, за свою роль Наталья получила приз Венецианского кинофестиваля «Золотой кубок Вольпи». А вскоре, в 1966 году, в семье родился сын Егор - ныне тоже известный режиссер, актер и сценарист...

Боевое братство


Ярким подтверждением российско-казахской дружбы стали события Великой Отечественной войны. В годы войны на фронт отправилась четвертая часть всего населения республики. Более половины из них - около 750 тысяч - не вернулись домой.

Казахстан превратился тогда в мощный военный лагерь, где формировались части и соединения Красной армии. Пяти воинским соединениям, сформированным в Казахстане, было присвоено почетное звание «Гвардейское». Среди них - 8-я Панфиловская дивизия. Из нее вышли такие герои, как Бауыржан Момышулы и Малик Габдуллин.

В ноябре 1941 года батальон под командованием старшего лейтенанта Бауыржана Момышулы героически сражался на Волоколамском шоссе у деревни Матренино. Эти события описал Александр Бек в повести «Волоколамское шоссе». За мужество и героизм в битве под Москвой Бауыржан Момышулы в 1942 году был представлен к званию Героя Советского Союза, однако был удостоен его лишь посмертно в декабре 1990 года.

Малик Габдуллин был удостоен звания Героя Советского Союза в январе 1943 года за подвиги в боях за город Холм Новгородчины. После войны он был директором Института литературы и языкознания АН Казахской ССР, участвовал в подготовке и издании многотомной истории казахской литературы. Его научный труд «Казахский героический эпос» был удостоен премии имени Валиханова...

Тысячи казахстанцев отдали свои жизни и покрыли себя ратной славой в боях за освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Польши, Венгрии, Чехословакии. Многие были активными участниками партизанского движения и движения Сопротивления. Всего за подвиги в войне 558 казахстанцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Лишь две женщины из Средней Азии стали во время войны Героями Советского Союза, и обе - казашки. Первой была пулеметчица Маншук Маметова, а второй - снайпер Алия Молдагулова. Обе погибли в Псковской области - Маншук под Невелем, Алия - у Новосокольников в битве за Ленинград.

В честь Молдагуловой названа улица в Петербурге. В школе № 140 Красногвардейского района открыт музей ее памяти. В 2019 году планируется установить ей памятник в нашем городе.

В составе войск ленинградского направления в разное время сражались девять казахстанских дивизий и бригад, четыре полка и отдельный батальон. Среди защитников блокадного города казахи по численности занимали третье место после русских и украинцев. Воевали они не только на суше, но и на море: так, на крейсере «Киров» казахов было более полутора сотен.

Недаром в качестве приложения к газете Ленинградского фронта «На страже Родины» в 1942 - 1945 годах даже выходила газета «Отанды коргауда» на казахском языке. В ее редакции были пять сотрудников. Один из них, Туймебай Ашимбаев, впоследствии стал академиком, директором Института экономики АН Казахской ССР. (Кстати, его дочь Наталья Ашимбаева уже много лет возглавляет в Петербурге Музей Ф. М. Достоевского.)

Казахской называли 314-ю дивизию, которая пришла в 1941 году на реку Свирь и смогла под Подпорожьем остановить финские войска: она была сформирована из уроженцев Казахстана, хотя «этнических» казахов в ней было не так и много. Дивизия долго сражалась на Синявинских высотах. В этих же местах героически отличилась и 310-я дивизия - акмолинская: ее формирование началось в июле 1941 года из уроженцев Акмолинской области Казахстана.

Память о Синявинских высотах живет в Казахстане по сей день. Каждый год приезжает сюда казахстанский поисковый отряд «Мемориальная зона». Его бессменный командир Майдан Кусаинов, инженер-строитель, проектировщик, профессор Евразийского национального университета имени Льва Гумилева, впервые попал сюда, будучи аспирантом Ленинградского инженерно-строительного университета. Именно здесь, на синявинских болотах, тяжелое ранение получил его отец - он был замполитом роты в 310-й стрелковой дивизии.

Казахстанцы поставили первые памятники на местах боев на Синявинских высотах. Сооружали их вручную, своими силами и средствами. Затем отряд разработал концепцию мемориальной зоны «Надежда» и занялся ее осуществлением. Один из ее самых главных памятников, «Звезды-журавли», был торжественно открыт в День Победы в 2002 году.

На Аллее славы Пискаревского мемориального кладбища установлена мемориальная плита воинам-казахстанцам, погибшим при обороне Ленинграда. Есть обелиск, посвященный воинам из Казахстана, и на Интернациональной аллее памяти и славы на Невском пятачке.

И Джамбул Джабаев - как не вспомнить еще раз о нем? Знаменитый акын восславил город на Неве, создав поэму «Ленинградцы, дети мои!». Стихи в переводе поэта Марка Тарловского были опубликованы 6 сентября 1941 года в «Ленинградской правде» и расклеены по всему городу. «Ленинградцы, дети мои! // Ленинградцы, гордость моя! // Мне в струе степного ручья // Виден отблеск невской струи. // Если вдоль снеговых хребтов // Взором старческим я скользну - // Вижу своды ваших мостов, // Зорь балтийских голубизну, // Фонарей вечерних рои, // Золоченых крыш острия...»

- В песне Джамбула говорится и о том, какую помощь оказывает Казахстан осажденному Ленинграду, - обращает внимание доктор исторических наук Тамара Смирнова. - «Из глубин казахской земли // Реки нефти к вам потекли, // Черный уголь, красная медь // И свинец, что в срок и впопад // Песню смерти готов пропеть // Бандам, рвущимся в Ленинград».

Джамбула Джабаева с благодарностью помнят в нашем городе. В Петербурге есть переулок Джамбула, где к 300-летию нашего города был воздвигнут памятник акыну (по-казахски его имя звучит Жамбыл Жабаев, именно так указано и на пьедестале). В январе нынешнего года в Российской национальной библиотеке к 75-летию освобождения Ленинграда от блокады прошла выставка «Взор Джамбула приворожил город сказочный Ленинград».

Казахстанский приют


В годы войны Казахстан принял большое число эвакуированных предприятий. В республику было перебазировано 220 заводов и фабрик, цехов и артелей, в их числе 12 предприятий с сотрудниками и оборудованием из Ленинграда. Здесь они в короткое время вступали в строй.

В апреле 1942 года из блокадного Ленинграда в Казахстан для выполнения особого задания прибыла группа специалистов во главе с начальником механосборочного цеха завода № 181 «Двигатель». Они занялись созданием бесследной электрической торпеды ЭТ-80. Первая партия была отправлена на Северный флот уже в январе 1943 года, а всего за годы войны завод отправил на фронт 303 такие торпеды.

С августа 1941 года по январь 1942-го в Казахстан были эвакуированы 386 492 человека. Две трети были расселены в аулах и селах, остальные - в городах.

Для многих ленинградцев Казахстан во время войны стал вторым домом. На одном из зданий Алма-Аты можно увидеть мемориальную доску, рассказывающую о том, что в нем в 1941 - 1944 годах во время эвакуации жила народная артистка СССР Галина Уланова. Она выступала в труппе Казахского государственного академического театра оперы и балета, в 1943 году ей было присвоено звание народной артистки Казахской ССР.

Местом эвакуации академиков и членов-корреспондентов Академии наук СССР (вместе с семьями) стал курорт «Боровое» в Казахстане. Будучи там, литературовед Александр Орлов занялся изучением древних казахских былин, результатом чего стало исследование «Казахский героический эпос». В предисловии к книге он отмечал, что перед ним «открылся целый мир, верное восприятие которого необходимо для взаимного понимания народов, братски связанных между собой».

В Алма-Ату были эвакуированы киностудии «Ленфильм» и «Мосфильм». Была создана Центральная объединенная киностудия - она работала до 1944 года и выпускала в годы войны 80% всех отечественных художественных фильмов. В Алма-Ате появились ленты «Воздушный извозчик» (1943), «Актриса», «Небесный тихоход» (1945), которые вошли в Золотой фонд студии.

Действовала и сценарная студия, в которой участвовали писатели Виктор Шкловский, Константин Паустовский и Михаил Зощенко. Некоторые фильмы, которые начал снимать «Ленфильм» в Алма-Ате, были затем завершены после реэвакуации. Например, «Простые люди», рассказывавший о жизни большого завода, эвакуированного в азиатскую республику.

Индустриальный подъем


В советское время благодаря помощи из других республик СССР в Казахстане был создан мощный промышленный потенциал. Еще в 1926 - 1927 годах экспедиция Академии наук СССР, обследовав весь Казахстан на предмет ресурсов, пришла к выводу: на первом месте - цветные металлы, бариты и сурьма, на втором - нефть, на третьем - уголь. В последующие годы были открыты мировые запасы хромитов, мощное месторождение фосфоритов.

К 1991 году на долю Казахстана приходилось 70% союзного производства свинца, цинка, титана, магния, олова, 90% - фосфора и хрома, более 60% - серебра и молибдена. Также были разведаны и начата добыча на крупнейших месторождениях нефти, золота, урана, меди.

Специалисты ленинградского института «Механобр» начиная со времен Великой Отечественной войны участвовали в становлении горно-перерабатывающей промышленности Казахстана.

- Стратегически важным направлением было участие в проектном формировании крупнейшего центра цветной металлургии в городе Балхаше, а также в разведке и технологической оценке крупного Джетыгаринского асбестового месторождения, - рассказывает научный руководитель «Механобр-техника» академик РАН Леонид Вайсберг. - В послевоенные годы проектировщики, конструкторы и исследователи «Механобра» создавали и совершенствовали технологии переработки руд цветных металлов на крупнейших обогатительных фабриках Казахстана.

В Акжарском районе Северо-Казахстанской области Казахстана есть село Ленинградское: так оно было названо в середине 1950-х годов в честь ленинградцев-первоцелинников. Напомним, в 1954 году на север Казахстана были направлены отряды со всех уголков СССР для освоения целины. Ленинградцы приняли в этом движении самое активное участие.

Огромное значение Казахстан имел для оборонных разработок и развития космических исследований. После Второй мировой войны в Казахстане был создан Семипалатинский ядерный полигон, на котором в 1949 году была испытана первая советская атомная бомба, а в 1953-м - первая термоядерная. В 1955 году в Казахстане начали строительство военного полигона «Байконур», который в 1957 году стал первым космодромом планеты: отсюда был запущен первый искусственный спутник Земли, а в 1961-м - первый космонавт. Отсюда стартовали тысячи ракет-носителей с искусственными спутниками Земли, а также сотни межконтинентальных ракет.

Наконец, вся страна помогала бороться Казахстану с его давней бедой - «черными драконами гор». Так называют здесь мощные селевые потоки, сметающие все на своем пути. Чтобы обезопасить жителей республики, пришла на помощь вся страна. В Алма-Ате во второй половине 1960-х были проделаны беспримерные в истории Казахстана работы. В 1966 и 1967 годах в урочище Медео была сооружена гигантская селезащитная плотина (в ее создании участвовал академик Михаил Лаврентьев, основатель новосибирского Академгородка и крупнейший в стране математик), завершенная в 1970 году одновременно с сооружением высокогорного спорткомплекса «Медео».

Но самый мощный сель обрушился на Алма-Ату 15 июля 1973 года. Произведенные ранее работы позволили существенно уменьшить масштаб катастрофы, но удар стихии оказался непредсказуемо мощным. Для спасения города решили срочно нарастить плотину на 40 метров и создать новую емкость селехранилища. Мощные насосы и земснаряды доставили грузовыми самолетами из Москвы, Челябинска и Оренбурга. В условиях практически полного отсутствия видимости работали водолазы: гражданские - с Волги, военные - с Балтики. Ораз Бисенов, один из ликвидаторов селя, вспоминал: «Я тогда очень гордился тем, что у нас такое мощное государство, что может сконцентрироваться, когда у кого-то беда».

Кстати, про «Медео» - крупнейший в мире высокогорный комплекс для зимних видов спорта с самой большой площадью искусственного ледового поля. Он возведен в 1972 году, был объявлен ударной комсомольской стройкой. Львиную долю средств на его создание выделили из союзного бюджета. Это было настоящее чудо техники! Здесь установили свыше двухсот мировых достижений - недаром этот каток был назван «фабрикой рекордов».

Да и ныне каток «Медео» считается одним из шедевров архитектуры времен СССР. В 2017 году он стал одной из площадок проведения зимней универсиады, образцовую организацию которой высоко оценил президент России Владимир Путин.

К слову, именно в Алма-Ате был построен и первый в СССР небоскреб в зоне 9-балльной сейсмической опасности (гостиница «Казахстан») - это был подлинный триумф технического прогресса. Да и вообще во время развитого социализма Казахстан был на особом счету в советской семье народов: в продовольственном отношении, например, он снабжался гораздо лучше, чем многие регионы средней полосы России...

Добрые соседи


Подписанный 25 мая 1992 года Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией заложил прочный фундамент официальных межгосударственных взаимоотношений. В документе зафиксировано, что Россия и Казахстан опираются на исторически сложившиеся прочные связи двух государств и строят свои дружественные отношения как государства-союзники.

Все последующие годы российско-казахстанское сотрудничество интенсивно развивается. Для России Казахстан - основной внешнеторговый партнер в Центральной Азии. Ключевая роль принадлежит приграничному и межрегиональному сотрудничеству, на долю которого приходится более 70% товарооборота. Кроме того, в последнее время для российско-казахстанских отношений характерен упор на реализацию высокотехнологичных, инновационных проектов. Это прежде всего относится к атомной и космической областям.

И как не назвать имена казахских космонавтов! В октябре 1991 года - Токтар Аубакиров, ставший первым казахом, покорившим космос, в 1994-м и 1998-м - Талгат Мусабаев. Космонавт Айдын Аимбетов, участник полета в 2015 году, взял с собой на орбиту флаг Республики Казахстан и флаг ВВС Казахстана, а также для проведения эксперимента казахские национальные блюда и продукты в сублимированном виде - айран, иримшик (твердый сыр из овечьего молока), курт, сухое кобылье молоко, суп харчо, печенье и мясо по-казахски...

Ныне достигнуто соглашение развивать российско-казахстанский проект на космодроме «Байконур» с тем, чтобы Казахстан стал космической державой.

Современные отношения России и Казахстана - яркий пример стратегического партнерства на постсоветском пространстве. Россия традиционно является крупнейшим торговым партнером Казахстана, опережая Китай, Италию и Германию. 1 января 2015 года вступил в силу договор о Евразийском экономическом союзе, в который первоначально вошли Россия, Казахстан и Белоруссия, а затем присоединились Армения и Киргизия. Традиционным стало проведение ежегодных форумов межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств.

Как неизменно отмечает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, отношения России и Казахстана являются эталоном межгосударственных связей:

- Я воспитывался в двух культурах - родной казахской и русской. Мы выросли в советское время. Были единая страна и единое понимание. Был энтузиазм. Была молодость. Мы пели песни. Русские песни певучие, как раздолье, как поле, как река, как волны. И казахские песни певучие... Посмотрите, какая у нас степь. Едет казах по этой широкой степи и поет на все раздолье, чтобы песню слышали. Так что у нас есть в этом схожесть.

Русский язык доныне сближает наши страны: в Казахстане, по конституции, он официально употребляется наравне с казахским. И стихи Пушкина в Казахстане любят едва ли не так же, как в России. Абай Кунанбаев перевел на казахский язык полсотни поэтических произведений Пушкина, в том числе семь отрывков из «Евгения Онегина».

В самом сердце Казахстана, в Карагандинской области, есть село Пушкино: в 1920-х годах его основали выходцы из России и Украины и назвали в честь поэта. В нынешнем казахстанском городе Уральске, где Пушкин побывал в 1833 году, собирая материалы для «Истории Пугачевского бунта» и повести «Капитанская дочка», установлен памятник «солнцу русской поэзии». В год 200-летия со дня рождения Пушкина памятник ему поставили и в Алма-Ате. В сквере возле него ежегодно в день рождения поэта звучат его стихи. А известная современная казахстанская поэтесса Сауле Усенбекова называет Пушкина своим духовным учителем.

В 1990-х годах в Казахстане стали строить новую столицу - Астану. За считанные годы провинциальный Целиноград, небольшой городок в степи, превратился в настоящее «восьмое чудо света». В создании Астаны принимали участие и петербургские архитекторы. Так, автором Дворца творчества школьников стал Никита Явейн. Грандиозное здание было построено всего за полгода, торжественная церемония открытия состоялась в декабре 2011 года.

- В Астане всегда очень приятно бывать, потому что видишь, как быстро, энергично развивается столица Казахстана, как она становится краше, интереснее, - отметил Владимир Путин осенью 2016 года, выступая там на казахстанско-российском бизнес-форуме.

Живой мост


Петербург играет особую роль в современных отношениях России с Казахстаном. В 1995 году между нашим городом и казахстанской столицей было подписано соглашение о торгово-экономическом, культурном и правовом сотрудничестве. И сегодня Казахстан - крупнейший торговый партнер Петербурга из числа стран СНГ.

Как и прежде, Петербург готовит научные кадры для Казахстана. Один только Университет ИТМО за последние два десятка лет подготовил для Республики Казахстан более восьмисот квалифицированных специалистов.

Живым мостом между государствами, несомненно, являются диаспоры: российская в Казахстане и казахстанская в России. В Петербурге живут более четырех тысяч казахов. Некоторые из них по праву принадлежат к интеллектуальной и финансово-экономической элите города. Многие активно работают в петербургском казахском обществе «Ата-Мекен» («Отчизна»).

- В настоящее время наше общество объединяет около десяти тысяч человек, в том числе приехавших из Казахстана русских и граждан других национальностей, - говорит президент «Ата-Мекен» Сарсенгали Куспанов. - Для них Казахстан - вторая родина, как и для петербургских казахов - Россия. При обществе продолжил свою деятельность популярный ансамбль «Арай». Общество постоянно заботится о тех, кто впервые приезжает в Петербург и Ленобласть, помогает с устройством на работу или учебу, подбором жилья, адаптацией к новым условиям.

Кстати, установка памятника Джамбулу в Петербурге - инициатива и заслуга Сарсенгали Куспанова и общества «Ата-Мекен». А его авторами стали петербургские скульптор Валентин Свешников и архитектор Феликс Романовский, участвовал казахский художник Бахыт Абишев.

У «Ата-Мекен» есть активное молодежное крыло - общество «Достар» (D.O.S.T.A.R.). В этой аббревиатуре зашифровано «Доброта. Открытость. Свобода. Талант. Активность. Радость». В своей деятельности молодые люди руководствуются древним принципом: «Если поменяешься с другом яблоком, у каждого из вас будет по одному яблоку, если же обменяешься с другом идеей, у вас будет по две идеи».

- Лучшего друга не найдете, - говорит об отношениях России и Казахстана президент общества «Ата-Мекен» Сарсенгали Куспанов.

А президент России Владимир Путин, приветствуя в феврале прошлого года участников международной конференции «Казахстан - Россия: союзничество, устремленное в будущее», отметил: «Очень важно, чтобы будущие поколения сохраняли и укрепляли добрые традиции дружбы и союзничества, которыми дорожат народы России и Казахстана».


Комментарии