Рядом с Россией: Украина, Белоруссия
Коллаж: СПб ведомости
Подробнее об исторических взаимоотношениях России и Петербурга с Эстонией, Латвией и Литвой читайте в нашем большом материале под названием «Рядом с Россией».
«Отправляюсь в Петербург»
Год 1838-й. Представители петербургских образованных кругов во главе с поэтом Василием Андреевичем Жуковским задумываются об освобождении Тараса Григорьевича Шевченко из крепостной неволи. В предприятии принимает участие Карл Павлович Брюллов. Он пишет портрет Жуковского, который разыгрывают в лотерее, дабы получить необходимые деньги.
Затея завершается полным успехом!
Художник Иван Максимович Сошенко вспоминал о том, как воспринял Шевченко новость об освобождении: «Я сидел в квартире и работал. Это было в последних числах апреля 1838 года... Вдруг в комнату мою через окно вскакивает Тарас, опрокидывает моего евангелиста, чуть и меня не сшиб с ног, бросается мне на шею и кричит: «Свобода! Свобода!». «Чи не здурiв ти, Тарасе?» А он все подпрыгивает и кричит: «Свобода! Свобода!». Понявши, в чем дело, я стал душить его в объятьях и целовать...».
Эта свобода открыла путь к еще одному важному событию: в 1840 году в Петербурге был издан шевченковский «Кобзарь» на украинском языке, ставший поистине библией украинского народа. Писатель Григорий Квитка-Основьяненко писал Шевченко: «Когда мы с женой начали читать «Кобзаря», волосы на голове поднялись, в глазах зазеленело, в сердце как-то болит... хорошо, очень хорошо, больше не умею сказать».
Талант Шевченко как художника высоко оценили в петербургской Академии художеств: уже через год после поступления он был награжден серебряной медалью, в 1840 году получил вторую серебряную медаль, спустя год — третью по счету. Но все-таки главным призванием Шевченко стала поэзия. Писатель Евгений Гребёнка в одном из своих писем из Петербурга замечал: «Здесь у меня есть один земляк Шевченко. Ну до чего замечательно пишет стихи... как напишет... только руками всплеснешь».
Да, именно в Петербурге украинская культура получила мощный импульс к своему развитию. Начиная с «Энеиды» Ивана Котляревского, напечатанной на украинском языке именно в нашем городе, здесь издавались многие произведения украинской литературы. В Петербурге начал заниматься литературным творчеством и Евгений Гребёнка, которого украинцы считают своим национальным поэтом. Сборник его басен «Малороссийские приказки» был издан отдельным тиражом в 1836 году. В этом же году Гребёнка опубликовал и свой полный малороссийский перевод «Полтавы» с посвящением Пушкину.
— И как не считать Евгения Гребёнку одновременно и русским поэтом, — восклицает доктор исторических наук Тамара Смирнова, — если именно он написал знаменитые «Очи черные» и «Помню, я еще молодушкой была»! Вообще как минимум до второй половины XIX века не проводилась четкая граница между русской и украинской культурами...
Многие выходцы из Украины и Белоруссии стремились в Петербург за образованием. Тот же Евгений Гребёнка в 1833 году юмористически аттестовал Петербург как «колонию образованных малороссиян» и продолжал: «Все присутственные места, все академии, все университеты наводнены земляками». И российская столица давала приезжим талантам возможность обрести себя. Достаточно вспомнить имена живописцев Дмитрия Левицкого, Ивана Хруцкого и Ильи Репина, скульптора Ивана Мартоса. В первой половине XIX века особенно много украинских студентов было в Медико-хирургической академии.
Любопытная судьба у белорусского художника Никодима Силивановича. Помещик из Молодечно, заметив у юноши склонности к рисованию, отправил его за свой счет учиться в петербургское Общество поощрения художеств. В 1856 году Никодим сдал экзамены в Академию художеств и поступил на отделение портретной живописи. Успешно окончив академию, он получил звание свободного художника...
В Петербурге проходило становление выходца из Витебска художника Марка Шагала. «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено!» — вспоминал Марк Шагал. В столице его без экзаменов приняли на третий курс в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих. Затем, в 1909 — 1911 годах, Шагал занимался у Льва Бакста в частной художественной школе Елизаветы Званцевой.
Не все оседали в столице — многие возвращались к себе на родину, обогащенные знаниями и опытом. Например, выпускник петербургской Академии художеств белорус Валентин Ванькович после возвращения на родину создал в Минске художественную лабораторию, вокруг которой объединилось большинство белорусских художников того времени.
А еще один выпускник петербургской Академии художеств — художник Александр Мурашко встал в 1918 году у истоков создания Украинской академии художеств. В Академии художеств получал образование и первый ректор Украинской академии художеств Федор Кричевский.
Горилка и колбасы на Васильевском
Петербург всегда был крайне толерантен. Здесь мирно уживались представители самых разных культур и народов. Украинцы и белорусы не исключение.
Согласно переписи 1910 года, в тогдашней столице белорусы были самыми многочисленными из национальных меньшинств — их числилось 70 тыс. (3,7% от всего населения города), в то время как украинцев — всего 17 тыс. (0,9%). И впоследствии Петербург оставался магнитом для тысяч белорусов, с середины ХХ века по настоящее время белорусы составляют одну из самых крупных этнических групп города.
И столица не мешала сохранять им свою национальную самобытность. Александр Куприн в рассказе «Черный туман» описывал затерявшийся на Васильевском острове «милый хохлацкий хутор», где «полтавские хлопцы» ходили в рубашках с ленточками и широчайших шароварах. Там пили горилку, ели «толстые, огромные колбасы, которые были так велики, что их надо было укладывать на тарелке спиралью в десять или пятнадцать оборотов», «но также там и пели — пели чудесно»...
Общественный подъем в России во времена реформ Александра II ознаменовался национальным движением, и во многих городах появились «Громады» — объединения единомышленников-украинофилов, занимавшихся главным образом культурной деятельностью. Первой и главной была петербургская, действовавшая с осени 1858 года. Собрания регулярно проходили на квартирах, где читали украинские стихи и пели украинские песни, обсуждали литературные и общественные вопросы. Почетным членом «Громады» был Тарас Шевченко.
Петербургская «Громада» выпустила альманах «Хата», а затем в 1861 — 1862 годах издавала журнал «Основа» на украинском и русском языках. Именно в нем была опубликована статья историка Николая Костомарова «Две русские народности», многие мысли которой заслуживают внимания и сегодня.
«Племя южнорусское имело отличительным своим характером перевес личной свободы, великорусское — перевес общности. По коренному понятию первых, связь людей основывается на взаимном согласии и может распадаться по их несогласию; вторые стремились установить необходимость и неразрывность раз установленной связи и самую причину установления отнести к Божией воле, а следовательно, изъять от человеческой критики.
В одинаковых стихиях общественной жизни первые усваивали дух, вторые стремились дать ему тело; в политической сфере первые способны были создавать внутри себя добровольные товарищества, связанные настолько, насколько к тому побуждала насущная необходимость, и прочные настолько, насколько существование их не мешало неизменному праву личной свободы; вторые стремились образовать прочное общинное тело на вековых началах, проникнутое единым духом.
...В великорусском элементе есть что-то громадное, создательное, дух стройности, сознание единства, господство практического рассудка, умеющего выстоять трудные обстоятельства, уловить время, когда следует действовать, и воспользоваться им насколько нужно. Этого не показало наше южнорусское племя. Его свободная стихия приводила либо к разложению общественных связей, либо к водовороту побуждений, вращавших беличьим колесом народную историческую жизнь. Такими показало нам эти две русские народности наше прошедшее».
В 1898 году в Петербурге появилось Общество имени Шевченко для помощи нуждающимся выходцам из южной России, которые обучаются в высших учебных заведениях С.-Петебурга. Инициатива его создания принадлежала петербуржцам, которые лично знали Шевченко и были большими поклонниками его таланта, — скульптору Михаилу Микешину, литератору Даниилу Мордовцеву и одному из основателей петербургской Консерватории, председателю столичной Судебной палаты Андрею Маркевичу. Оно просуществовало до самой революции, и участвовали в нем Дмитрий Менделеев, Владимир Короленко, Илья Репин и Николай Рерих.
Именно Рерих со временем взял на себя организацию украинских вечеров в Академии художеств. Оформлял афиши, приглашения, ставил живые картины по «Кобзарю». Перед смертью Михаил Микешин, который был автором памятника Богдану Хмельницкому в Киеве, иллюстрировал произведения Тараса Шевченко, попросил Рериха съездить в Канев на могилу украинского поэта и передать «великий уклiн Кобзарю». Эту просьбу Николай Рерих исполнил в 1896 году, путешествуя по Днепру великим путем «из варяг в греки»...
Кстати, любопытная деталь: в октябре 1910 года, когда Петербург хоронил трагически погибшего во время авиационной недели летчика Льва Мациевича, активного деятеля столичного украинского общества, венок от этого общества нес Симон Петлюра — будущий глава Директории Украинской народной республики.
Культурная столица белорусов
— Петербург играет особую роль в становлении и развитии белорусской культуры, а до начала ХХ века был даже своеобразной культурной столицей Белоруссии. Здесь же возникли первые белорусские политические организации, первое белорусское издательство, — отмечает заведующий отделом редкой книги РНБ и одновременно председатель Санкт-Петербургской ассоциации белорусистов доктор исторических наук Николай Николаев.
Именно в Петербурге в 1870 году был издан первый наиболее полный словарь белорусского языка. Его подготовил этнограф, фольклорист и языковед Иван Иванович Носович. Он же впоследствии издал в Петербурге «Белорусские песни» и «Сборник белорусских пословиц». А в начале ХХ века в городе на Неве была опубликована трехтомная монография академика петербургской Академии наук Евфимия Карского «Белорусы», заложившая основы научного изучения белорусской культуры.
В 1880-х годах в столице возник кружок студентов, выходцев из Белоруссии, которые издавали журнал «Гоман» на русском языке, придерживавшийся народнических воззрений. Именно в нем была впервые выдвинута программа разрешения национального вопроса — областной самостоятельности Белоруссии в составе будущей свободной России.
Еще с тех же 1880-х годов в Петербурге на ниве белорусского просвещения активно трудился литературовед, педагог, издатель Бронислав Эпимах-Шипило. Он был инициатором создания в 1906 году в Петербурге белорусского издательского товарищества «Заглянет солнце и в наше оконце». Первое, что оно выпустило, — белорусский букварь и сборник для детей «Первое чтение». А затем еще около сорока наименований книг общим тиражом больше 100 тысяч экземпляров.
Именно это издательство в 1908 году напечатало первую книгу классика белорусской литературы Янки Купалы «Жалейка». Тогда же, собственно говоря, Янка Купала (настоящее имя Иван Луцевич) и получил свой псевдоним. Сборник стихов он подписал «Янук Купала», но Эпимах-Шипило подумал и переправил: «Янка Купала».
Сам классик несколько лет прожил в Петербурге, о чем напоминает мемориальная доска на одном из домов на 4-й линии Васильевского острова: «В этом доме в 1909 — 1913 гг. жил народный поэт Белоруссии Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич)».
А в 1915 году в Петроградском университете доцентом Брониславом Тарашкевичем была подготовлена первая «Грамматика белорусского языка».
— А вы знаете, что Февральская революция 1917 года произошла в Петрограде благодаря белорусам? — говорит Николай Николаев. — Поясню: во время Первой мировой войны царское правительство осуществляло политику выселения жителей с территорий, приграничных с театром военных действий. Касалось это в первую очередь западных губерний, в том числе нынешней Белоруссии. Их покинули около миллиона человек, из них около 700 тысяч человек перебрались в Петроград. Подобная «продовольственная нагрузка» на столицу, в которой до этого жили два миллиона человек, оказалась непосильной. Начались перебои с продовольствием, вылившиеся в Февральскую революцию...
В составе Российской империи
Можно сколь угодно укорять российских правителей в «имперской политике» и «угнетении национальных окраин», но факт остается фактом: территория современной Украины (за исключением Галиции) была собрана воедино уже во времена Российской империи, особенно во времена Екатерины II.
Благодаря войнам с Османской империей было присоединено северное Причерноморье, появились города Херсон, Николаев, Мариуполь, Одесса, Александровск (ныне Запорожье), Екатеринослав (ныне Днепр). А в результате разделов Речи Посполитой в конце XVIII века в состав Российской империи вошли часть территории Правобережной Украины, Волынь и Подолье, а также белорусские земли.
Екатерина II в инструкции генерал-прокурору Сената князю Вяземскому давала тогда такие установки: «Малая Россия, Лифляндия, Финляндия суть провинции, которые правятся конфирмованными им привилегиями (то есть предоставленными еще при Речи Посполитой, например, городам — Магдебургское право. — Ред.), нарушать оные отрешением всех вдруг весьма непристойно б было...».
Приняв в 1772 году в состав Российской империи значительную часть белорусских земель (по первому разделу Речи Посполитой), просвещенная матушка-императрица сделала все, чтобы вырвать местных жителей из-под католического влияния. Ради этого она приложила немало сил устройству школьного дела в Белоруссии — с такой же организацией учебного процесса, как во «внутренней» России. В 1789 году были открыты училища в Полоцке и Могилеве, спустя два года «малые» училища появились и в других белорусских городах.
Первые же самостоятельные государственные образования на Украине и в Белоруссии возникли в результате распада Российской империи и просуществовали недолго, пытавшись противопоставить себя большевистской Советской России.
— У нас почему-то принято считать, что по «позорному» Брестскому миру, заключенному в марте 1918 года, большевики уступили, «отдали на растерзание» Германии и Австро-Венгрии украинские земли, — говорит историк Тамара Смирнова. — На самом деле все было не совсем так: Украину под немцев отдало правительство центральной рады — то самое, которое в ноябре 1917 года сначала провозгласило независимость Украинской народной республики в составе России, а в январе 1918 года заявило о полной независимости.
А пригласило оно немцев для того, чтобы те помогли справиться с Красной армией. Немцы, естественно, предложение приняли, но от самой центральной рады скоро отказались, поставив во главе украинского протектората гетмана Скоропадского...
И еще один факт: в ноябре 1917 года именно Советская Россия стала первым государством, фактически признавшим Украинскую народную республику как самостоятельное государство. Совет народных комиссаров заявил, что признает право украинской нации на самоопределение и Украина имеет право решить, остаться в составе России или создавать собственное государство.
«Мы хотим добровольного союза наций — такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой», — отмечал в декабре 1919 года Ленин.
Добровольный союз был оформлен 30 декабря 1922 года: Украинская ССР вместе с РСФСР, Белорусской ССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой подписала Договор об образовании СССР, который послужил началом создания единого союзного государства.
Прирастали землями
В составе СССР Украина постоянно прирастала территориями — за счет тех, которые прежде не являлись этническими территориями украинцев. Например, территорией Слобожанщины — Харьковской и Сумской областями. Затем в состав союзной республики были включены Донецко-Криворожский бассейн и Новороссия. Подобные же действия осуществлялись и в пользу Белоруссии.
Важно понимать, что территориально нынешние Украина и Белоруссия были сформированы именно в советское время. В том числе и после того, как в 1939 году Красная армия совершила поход в Западную Украину и Западную Белоруссию, после чего они вошли, соответственно, в состав Украинской ССР и Белорусской ССР. В 1940 году в состав Украинской ССР вошли Северная Буковина и Южная Бессарабия, в 1945-м — Закарпатье. И, наконец, в 1954 году — Крым.
— Про минусы национальной политики СССР можно много говорить. Но что касается территории — мне всегда хочется возразить украинским националистам: если вы такие антисоветчики, тогда почему бы вам не расстаться с территориями, которые были подарены Украине при советской власти? — восклицает Тамара Смирнова.
Развитию национальной культуры чрезвычайно способствовали процессы «украинизации» и «белорусизации» — такова была политика, осуществлявшаяся в 1920-х годах волевым решением сверху, из Москвы. В школах переводили преподавание на украинский и белорусский языки, в вузах готовили специалистов, выпускали книги, учебники, периодическую печать. Проводилось развитие языка в его высших формах.
— «Украинизация» была частью политики «коренизации», объявленной в 1923 году XII съездом партии во всех регионах СССР — перевода государственного управления на национальный, местный, коренной язык, — говорит Тамара Смирнова. — Ленинская программа по национальному вопросу предусматривала и право на самоопределение и развитие языков и культур. Да, конечно, на основе единой идеологии пролетарского интернационализма. Сверхзадача: советская власть должна была восприниматься не как идущая из Москвы, а как своя, родная, национальная. А результатом стало появление пусть советской, но собственной украинской и белорусской интеллигенции.
С уважением относились к украинской и белорусской культурам и в советском Петрограде — Ленинграде. Недаром еще в ноябре 1918 года именно Тарасу Шевченко был воздвигнут один из первых памятников, установленных в городе по ленинскому плану монументальной пропаганды. Гипсовый бюст простоял недолго, но память о Шевченко город сохранил, и в 2000 году на Петроградской стороне президенты России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма открыли бронзовый памятник Тарасу Шевченко работы скульптора Лео Мола.
...В начале 1920-х годов в нашем городе действовало несколько украинских театров, они гастролировали по всему Северо-Западу. 7 ноября 1930 года в Ленинграде открылся единственный в РСФСР государственный украинский театр — «Жовтень» (в переводе с украинского — «Октябрь»). Постоянная его сцена была там, где сегодня Театр имени Комиссаржевской на Итальянской улице. Успех «Жовтня» был огромным...
В ту пору в Ленинграде существовало 13 национальных домов просвещения, среди которых были украинский, открытый в 1926 году, и белорусский, появившийся в 1928-м. Некоторое время они работали вместе, часто проводили общие вечера. В обоих домпросветах работали драматические, музыкальные, хореографические кружки, ансамбли народной песни, действовали студенческие землячества.
Кстати, в 1934 — 1935 годах руководителем концертной бригады в белорусском домпросвете работал уроженец Витебска Марк Фрадкин — будущий известный композитор, лауреат Госпремии и народный артист СССР, всесоюзная слава которого началась поздней осенью 1941 года с «Песни о Днепре»...
Братство, оплаченное кровью
Сегодня на «декоммунизированной» Украине советскую власть воспринимают как «чужую». Но нельзя сбрасывать со счетов, что именно при советской власти на Украине и в Белоруссии, которые до революции были аграрными регионами, был создан огромный промышленный потенциал. Например, в Белоруссии за три пятилетки промышленное производство выросло в 23 раза. Когда строили Днепрогэс, шестой генератор для станции изготовили специалисты ленинградской «Электросилы».
А совместная борьба с фашизмом во время Великой Отечественной войны? А оборона Ленинграда, в которой участвовали многие тысячи украинцев и белорусов?
Белорусом по национальности был знаменитый снайпер Феодосий Смолячков, имя которого носит улица на Выборгской стороне, там же стоит и памятник ему. Слава о Смолячкове гремела по всему Ленинградскому фронту: он лично уничтожил 125 фашистов...
И, наоборот, защитники Ленинграда освобождали украинскую и белорусскую земли. Немало наших современников, жителей города на Неве, были удостоены за свои подвиги при освобождении Украины и Белоруссии высоких наград, в том числе и звания Героя Советского Союза.
За примерами далеко ходить не надо. Борис Белявский, в течение двух десятков лет возглавлявший Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, участвовал в битве за Днепр и освобождении Киева.
Ленинградец Михаил Ашик, сражавшийся в морской пехоте, освобождал Одессу. Артиллерист Аркадий Кривошапкин участвовал в освобождении Правобережной Украины, а затем — в Львовско-Сандомирской наступательной операции. Минометчик Николай Шашкин отличился в боях за город Мелитополь Запорожской области: будучи в составе штурмовой группы, он ворвался в опорный пункт врага и отразил несколько вражеских контратак. А полный кавалер ордена Славы Георгий Кравцов, который долгое время заведовал музеем Михайловской артиллерийской академии, был командиром расчета минометной роты, участвовал в освобождении Западной Украины и Прикарпатья.
Имен ленинградцев, сражавшихся за свободу Украины и Белоруссии, — тысячи, десятки тысяч!
Блокадные генераторы — Макеевке
В восстановлении Украины и Белоруссии, разоренных войной, принимала участие вся страна. В освобожденные районы Украины прибывали специалисты, шли эшелоны с заводским оборудованием, машинами, строительным лесом, продовольствием.
Уже через несколько дней после освобождения Донбасса, в сентябре 1943 года, на одну из его восстанавливаемых электростанций из нашего города доставили турбогенератор с надписью: «Изготовлено в Ленинграде в дни блокады». А через несколько недель во время восстановления Макеевского металлургического завода имени Кирова был получен второй генератор и несколько моторов с надписью на корпусах: «Трудящимся Макеевки от рабочих и инженерно-технических работников ленинградского завода «Электросила». Изготовлено во время блокады».
120 промышленных предприятий всей страны участвовали в восстановлении Днепрогэса. «Мы помним, — говорилось в письме ленинградских турбостроителей, адресованном строителям Днепрогэса, — что в рядах защитников города Ленина было много храбрых сынов украинского народа. На берегах Невы они боролись за счастье и свободу Украины и всего Союза ССР. Теперь ленинградцы с радостью помогают украинскому народу восстанавливать свое хозяйство».
Всего же в 1946 — 1948 годах на Украину из Москвы и других городов страны было направлено свыше 45 тысяч станков и другого оборудования. За один только 1947 год Донбасс получил из Ленинграда 2500 вагонов машин и оборудования на сумму 140 миллионов рублей. Предприятия Ленинграда за 1946 — 1950 годы прислали Донбассу сотни эшелонов новых усовершенствованных машин, обеспечивших улучшение механизации угледобычи.
Большая помощь была оказана тогда же и западным областям Украины. Так, коллектив ЛМЗ в 1947 году направил мощную турбину для восстановления Львовской ГЭС.
Научные и проектные организации Ленинграда, Москвы и других центров России разрабатывали документацию для металлургической промышленности Украины. А делегации инженеров и рабочих промышленных предприятий Украины приезжали в Ленинград, Москву и другие города России, чтобы перенимать опыт восстановления экономики.
Ленинградские архитекторы принимали участие в восстановлении после войны Минска, лежавшего в руинах. Одной из тех, кто возрождал Минск, стала Наталья Маклецова, окончившая еще в конце 1920-х годов в нашем городе ЛИСИ и в 1931 году приехавшая в столицу Белорусской ССР. Она стала первой в республике женщиной-архитектором.
Помощь братским республикам продолжалась и позже, по окончании восстановительного периода.
Про Старобинское месторождение калийных солей мы уже упоминали. А предприятие «Ленгазспецстрой» построило в 1960-х годах нефтепровод «Дружба», проходящий по территории Белоруссии, — для доставки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в соцстраны СЭВ.
И еще штрих: именно ленинградские специалисты сыграли важнейшую роль в запуске метро в Киеве и Харькове, выполняя наиболее сложные пусконаладочные работы.
На сцене Василий Герелло
В советское время многие ленинградские молодые инженеры, выпускники вузов, уезжали работать на Украину и в Белоруссию, впоследствии обзаводились там семьями и оставались. И, наоборот, многие специалисты в технической и гуманитарной сферах, выходцы из Украины и Белоруссии, находили свою вторую родину в России, и многие из них — в Ленинграде.
Именно в нашем городе раскрыл свой талант известный советский художник Евсей Моисеенко — родом из Белоруссии. И как не вспомнить белорусского писателя Алеся Адамовича, который был соавтором Даниила Гранина по «Блокадной книге»! Тема сожженных деревень, трагедии мирного населения в Белоруссии в годы войны привела его к осмыслению и ленинградской блокады.
Трудно перечислить имена всех украинцев и белорусов, известных сегодня в нашем городе. Среди них — солист Мариинского театра Георгий Заставный, композитор Виктор Панченко, создавший более шестидесяти музыкальных произведений на слова Тараса Шевченко, писатель Петр Жур и художник Феодосий Гуменюк. В Мариинском театре поет народный артист России Василий Герелло, уроженец Черновицкой области. А композитор Игорь Корнелюк — активный деятель белорусской общины Петербурга. Он родом из Бреста.
Словно бы замыкая летопись времен, можно отметить и такую деталь. В Петербурге бережно хранятся святыни белорусской национальной культуры. В Российской национальной библиотеке находится первая рукописная целиком сохранившаяся книга — Полоцкое Евангелие XII века, написанное на славянском языке.
— Именно с него в Белоруссии начинают историю книги, — говорит Николай Николаев. — Кроме того, в РНБ — самый полный в мире комплект изданий белорусского первопечатника Франциска Скорины.
А в нынешнем году на Петербургском книжном салоне была представлена поэма Якуба Коласа «Симон Музыкант» в переводе современных петербургских поэтов. Это первый полный перевод поэмы, до этого переводили только фрагменты.
История ясно показывает: российский, петербургский вклад в формирование истории, экономики, культуры, национальной идентичности Украины и Белоруссии невозможно переоценить. Как и многообразие дружеских, родственных, братских связей между нашими народами. И хотя некоторые политики предпочитают сегодня об этом вкладе и об этих связях не вспоминать, факты очевидны.
Почему не вспоминают? Современный белорусский публицист Анатолий Шлыков краток: «Наши недруги пытаются вбить клин между белорусами и россиянами». То же констатирует и крупнейший украинский историк академик Петр Толочко: «За 25 — 30 лет выросло целое поколение, которое не знало ни нашей общей истории, ни общей жизни в Советском Союзе. Им преподнесли эту историю как череду постоянных конфликтов Украины с Россией. Ведь в учебниках переписываются, переиначиваются те события, которые для нас были святыми, ну скажем, Переяславская Рада. Ведь это было очень важное событие в жизни украинцев, тогда — малороссов. И не будь этого события, я не уверен, что мы, украинцы, смогли бы сохранить себя как языковую и культурно-этническую идентичность. Но сейчас это преподносится как интервенция России, которая включила Украину в свою юрисдикцию помимо нашей воли».
Но что же дальше?
Анатолий Шлыков: «Поссорить два наших народа невозможно. Связывает нас одна пуповина еще со времен крещения Киевской Руси. Много раз мы вместе отражали нападения врагов, поэтому выстоим и сейчас».
Академик Петр Толочко: «Как историк, я знаю, что в отношениях между нашими народами уже были такие циклы. Мы расходились после существования единой Руси, единого древнерусского государства, нас разорвали на части, и мы, украинцы, долгое время были под Литвой и под Польшей. А потом где-то внутри народа возникали силы, которые не принимали вот это поглощение Речью Посполитой нашей истории, нашей культуры, нашей государственности, и вызрели силы, которые вспомнили прошлое, вспомнили русских князей и потом вернулись к такому магистральному восточно-славянскому историческому единству, которое было раньше. Так произошло во времена Богдана Хмельницкого. И это привело к объединению. Поэтому я думаю, что вот этот сегодняшний процесс, наверное, будет длителен, наверное, он завершится где-то за пределами моей жизни, но я верю, что здравый смысл победит».
Здравый смысл победит. И мы снова будем вместе. Это неизбежно.
Комментарии