История Ново-Адмиралтейского канала Петербурга

История Ново-Адмиралтейского канала Петербурга  | ФОТО Nick Night on Unsplash

ФОТО Nick Night on Unsplash

Этот небольшой петербургский канал протекает от места слияния реки Мойки и Адмиралтейского канала, что у Новой Голландии, до Большой Невы.

В 1717 г. между Галерным двором, куда с Адмиралтейской верфи перевели строительство галер, и городскими кварталами была прорыта водная артерия. И его территория превратилась в остров. Новый канал спустя время стали называть Галерным — он использовался для доставки к верфям материалов. Почти через сто лет канал пере­именовали в 1‑й Адмиралтейский, а с 1836 г. он носит нынешнее свое название.

Восточная часть Адмиралтейского острова, границей которой стал этот канал, активно застраивалась. Там появились стапеля, выходившие к Неве, мастерские, склады и т. д. А новый этап развития Ново-Адмиралтейской верфи, бывшей Галерной, был связан с началом строительства здесь при Павле I крупных кораблей.

Так с конца XVIII века около канала стал разрастаться комплекс Нового Адмиралтейства. Особенно активно эти работы велись после того, как Морское министерство решило расширить и переоборудовать Новое Адмиралтейство (в связи с мерами по развитию русского флота). На его территории появились первый в России каменный эллинг (автор проекта — Пьер-Доминик Базен) с обращенной к Неве аркой торцевого фасада и Главная корабельная мастерская. А в начале ХХ века верфи Нового Адмиралтейства и Галерного острова объединили в одно предприятие — Адмиралтейский завод…

Вдоль облицованной гранитом набережной канала расположены величественные здания. На правом его берегу стоит дворец с изящ­ными колоннами и лепниной, построенный в середине XVIII века (в стиле раннего классицизма) для графа Алексея Бобринского. Ныне там располагается один из корпусов Эрмитажа и проходят выставки декоративно-прикладного искусства.

А на угловом участке между набережными Невы и Ново-Адмиралтейского канала находится дом Гауша, объект культурного наследия России. Один из владельцев дома Яков Виллие, перестроивший его в стиле классицизма, сдавал жилые помещения в аренду. Среди жильцов дома была семья штаб-лекаря Александра Бланка, у которого в 1835 г. родилась дочь Мария, ставшая впоследствии матерью В. И. Ленина.

Последний до национализации владелец здания художник Александр Гауш предоставлял его парадные помещения для постановки французской пьесы «Силы любви и волшебства», которую смотрели здесь Анна Ахматова, Александр Бенуа и Николай Евреинов.

А возле дома Гауша, в конце Английской набережной, стоит часовня Св. Николая Чудотворца (образец каменного зодчества в русско-византийском стиле), возведенная в 2003 г. по проекту архитектора Дмитрия Бутырина в честь несохранившегося храма Спас-на-Водах. Этот храм-памятник морякам, погибшим в Русско-японской войне, построенный в 1911 г. на территории Ново-Адмиралтейской верфи, был разрушен в 1932 г. В ансамбль мемориала входили музей, где хранились документы и фотографии погибших моряков, дом причта, галереи и звонница.

Через Ново-Адмиралтейский канал перекинуто два пешеходных моста, не имеющих названий. Одна из этих однопролетных арочных переправ (кованый чугун с решетками по бокам) находится в центре набережной канала, а вторая — ближе к его устью.



Комментарии