Интересное кино! Институт физиологии им. Павлова выкладывает в открытый доступ свои «пленочные» архивы

Интересное кино! Институт физиологии им. Павлова выкладывает в открытый доступ свои «пленочные» архивы | Студенты-киношники приезжают в Колтуши на мастер-классы, чтобы поработать с настоящей пленкой./ФОТО автора

Студенты-киношники приезжают в Колтуши на мастер-классы, чтобы поработать с настоящей пленкой./ФОТО автора

Говоря об открытиях в физиологии, упоминают обычно только ученых-биологов. Но некоторые исследования были невозможны без людей, не имевших отношения к биологии: киноинженеров, фотографов. Институт физиологии был организован 99 лет назад, и примерно тогда же его первый директор нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов распорядился создать при институте кинолабораторию. Ей посвящена небольшая, но емкая экспозиция в Колтушах.

Подружить микроскоп и кинокамеру

Капилляры у мыши — толщиной пять тысячных миллиметра, кровь по ним бежит очень быстро, скорость меняется в зависимости от разных факторов. Как ее измерить? А отдельные клетки-нейроны, прежде чем образовать связь, часами «присматриваются» друг к другу — как этот крайне неспешный процесс изучать и при этом не заснуть за микроскопом?

Еще в конце 1960‑х в Институте физиологии придумали: надо изучать процессы не непосредственно, а на отснятой кинопленке. Кровоток снимали в «рапиде», в ускоренном режиме — и при проекции все «замедлялось». Можно было по кадрам измерить расстояние, пройденное кровью за определенный период, с точностью до 2 – 4 микрон. С очень медленными процессами — наоборот: снимали так, чтобы при проекции процесс ускорялся в 10 – 20 раз.

Прием нехитрый. Хитрость была в том, чтобы организовать саму съемку, учитывая тогдашнее несовершенство техники. Объект не тончайший срез на стекле, а живой организм. Его ткань непрозрачная и довольно толстая. Освещение, необходимое для съемки, может исказить картину, поскольку нагревает поверхность тела. Было над чем поломать голову.

— К примеру, есть микроскоп, он не электронный. Есть кинокамера. Но у них нет никаких прибамбасов, чтобы работать вместе, — вспоминает руководитель кинолаборатории Николай Мальцев. — Нет переходников, дополнительных объективов, линз. Мы придумывали, как все состыковать, подбирали режимы съемки, фотоматериалы, их обработку.

Чтобы поработать на созданной в институте киноустановке, в Колтуши приезжали ученые из Москвы и союзных республик.

Фильмы для немассового зрителя

Кино «явилось» в институт едва ли не сразу после его, института, основания. В 1925 году к Павлову обратился один из основоположников советской кинематографии Всеволод Пудовкин: была задача с помощью «важнейшего из искусств» доступно объяснить публике, что такое условный рефлекс. Так появился черно-белый фильм «Механика головного мозга», ставший классикой научно-популярного кино, и не только российского.

Тем временем сотрудники собственной институтской кинолаборатории фиксировали на пленку опыты. Классикой стал и снятый в 1933‑м фильм о подаренных Павлову двух молодых шимпанзе, Розе и Рафаэле. Или вот, на столе лежит круглая жестяная коробка с кинопленкой, от руки написано: «Опыты с шимпанзе на воде. Устройство и использ. обход. путей 1938 г.». Обезьяны проявляли впечатляющую изобретательность в поиске «обход. путей», лишь бы не контактировать с водой: эту среду они терпеть не могут.

Создавать фильмы для массового зрителя институтская лаборатория не имела права. Это было епархией Госкино. Когда в 1970‑х ученые, проводя уникальный эксперимент, выпустили шимпанзе «на волю» на одном из островов в Псковской области, массовый зритель узнал об этом из продукции «Леннаучфильма». Кино «Обезьяний остров» получило приз в Филадельфии на международном фестивале. Но мало кто знает, что за год до «Обезьяньего острова» кинолаборатория сняла свой фильм о жизни обезьян-островитян, более научный — «Поведение антропоидов в природных условиях».

— Интересно, что после экспедиции на острова у шимпанзе стали рождаться детеныши. Ученые, лаборанты их выхаживали, в том числе дома, — рассказывает Анна Аполлонова, сотрудник Техно-арт-центра, культурной организации, которая с 2018 года работает с Институтом физиологии. — В колтушском парке можно было встретить сотрудницу с детской коляской: заглянешь — а там шимпанзенок. И еще: на природе обезьяны, даже никогда не жившие в природной среде, стали «мастерить» своеобразные гнезда, постройки из веток.

Из пленки в цифру «на коленке»

Благодаря сотрудничеству Техно-арт-центра и Института физиологии в Музее академика И. П. Павлова в Колтушах появилось уже несколько новых экспозиций.

— Когда мы работали над проектами, обнаружили этот удивительный киноархив, — рассказывает Анна Аполлонова. — Похожие кинолаборатории могли существовать и в других научных институтах, и где‑то сохранились кинопленки. Но я не слышала, чтобы оставалось действующее оборудование. Эпоха ушла. 1990‑е были не только «трудными временами»: тогда произошла и глобальная смена технологий. Устаревшее оборудование просто списывали, а умения людей с их инженерными мозгами, со смекалкой будто разом обесценились. А здесь мы обнаружили уникальную ситуацию: и оборудование сохранилось в рабочем состоянии, и материалы-кинопленки, и люди на месте, свидетели!

Тот же Николай Мальцев пришел в институт в середине 1970‑х совсем молодым парнем под начало Юрия Левковича, при котором были придуманы все основные методы так называемой прижизненной микрокиносъемки (Мальцев числится среди соавторов технологии). «Со стороны науки» внедрением метода руководил Виктор Майоров, заведующий лабораторией функциональной морфологии и физиологии нейрона.

Технари-«небиологи» могут считать себя причастными, например, к открытию способа реанимации переохлажденного организма. Потому что снимали опыты с кровотоком, которые проводил Кирилл Иванов, глава лаборатории терморегуляции и биоэнергетики. Часть их заслуги и в том, что раненые воины-«афганцы» быстрее шли на поправку: некоторые подходы в хирургии опирались на эксперименты Олега Сотникова, главного научного сотрудника, работавшего с изолированными нейронами в культурах нервной ткани, — исследовать «поведение» нейронов можно было только на кинопленке.

…С 1990‑х кинолаборатория не занимается съемкой экспериментов. При нынешнем научном оборудовании в этом нет необходимости. Сотрудники «документируют» жизнь института: лекции, конференции и так далее. И оцифровывают архив. «Масштабное» отправляют для оцифровки в Москву (некоторые «колтушские» фильмы можно и сейчас найти в Сети, но после оцифровки на современном оборудовании качество будет лучше). С фильмами покороче работают сами. По традиции, почти «на коленке», методом «объектив-в‑объектив»: подставляют цифровую камеру к объективу пленочной.

Сам архив «им. Розы и Рафаэля» (первых колтушских обезьян)  появился в открытом доступе на ресурсе, созданном на средства Фонда президентских грантов. Ссылка на него есть на сайте музея «Павловские Колтуши» http://pavlov-koltushi.ru/, в разделе «Кинолаборатория».



Комментарии