Настоящий полковник. Имя бригадира-наставника завода «Электросила» Степана Витченко когда‑то было известно всей стране

Настоящий полковник. Имя бригадира-наставника завода «Электросила» Степана Витченко когда‑то было известно всей стране | Степан Витченко (в центре) был уверен, что по‑настоящему наставничество можно осуществлять только в бригаде. Когда люди вместе работают и вместе за все отвечают./ФОТО из архива редакции

Степан Витченко (в центре) был уверен, что по‑настоящему наставничество можно осуществлять только в бригаде. Когда люди вместе работают и вместе за все отвечают./ФОТО из архива редакции

Имя бригадира-наставника ленинградского завода «Электросила» Степана Степановича Витченко когда‑то было известно всей стране. Его называли «Макаренко с «Электросилы», ставили в пример, о нем сообщали в газетах, рассказывали по телевизору… Появлялись даже бригады, которые стремились продолжать его начинание.

«Меня часто спрашивают: а как все это началось? — вспоминал Витченко. — Почему именно в Ленинграде на заводе «Электросила» впервые во всей полноте проявил себя принцип ежедневной рабочей педагогики, которому суждено было вырасти в движение, охватившее всю страну? И в силу каких обстоятельств вы, полковник в отставке, слесарь по механической обработке металла, сделались одним из первых в стране рабочих-наставников?»

А ведь сам Степан Витченко оказался на «Электросиле» не от хорошей жизни. Бывший пограничник, участник Великой Отечественной войны, при сокращении Вооруженных сил в середине 1950‑х годов оказался не у дел. Ему было сорок шесть лет, энергии не занимать. Решил вернуться к рабочей профессии, которую освоил в юности. Побывал на многих заводах. Однако в отделах кадров, узнавая, что «странный полковник» хочет трудиться простым рабочим, пожимали плечами и отказывали. Только на «Электросиле» пошли навстречу. Когда он поступил туда учеником слесаря, в цехе сомневались, что он выдержит испытательный срок. Но Витченко оказался «крепким орешком».

«Вернувшись к профессии ­своей юности, я почувствовал необычайный прилив сил. Именно тогда я стал автором многих рационализаторских предложений (всего их у меня около тридцати). Может, оттого, что был я в цехе человек новый, видел то, что другим уже примелькалось, у меня постоянно возникали вопросы», — вспоминал Степан Степанович.

Как раз в те годы в «Ленинградской правде» появилась заметка о том, что есть, мол, на заводе «Электросила» необычный слесарь, который прежде был полковником… Ее прочитали в горвоенкомате, пригласили отставников, которые не могли найти себе применения на гражданке, и попросили Витченко поделиться своим опытом. Вскоре на «Электросиле» появилась целая бригада вчерашних майоров, подполковников и полковников, которую возглавил Витченко.

И вновь, по его словам, по заводу неслись саркастические шутки, однако офицеры своей чести не посрамили: втянулись в работу, овладели необходимыми премудростями и в конце концов вышли в число передовиков. «Бригаде полковников» (такое название она получила) было присвоено звание бригады коммунистического труда.

Но гораздо больше в помощи нуждались работавшие в цехе молодые ребята. Одни пришли на завод после окончания школы, других, «неблагополучных», направила комиссия по делам несовершеннолетних. Степан Степанович видел, что работает эта молодежь «с прохладцей», зарабатывает мало, от них все отказываются, переводят с участка на участок. И вот однажды на партийном собрании предложил:

Ребята у нас сейчас предоставлены самим себе. Надо их закрепить за опытными рабочими. Или объединить в одну бригаду под руководством наставника.

С вас и начнем, Степан Степанович, — сказал начальник цеха. — Хватит полковникам воспитывать друг друга…

Так и возникла молодежная бригада под началом Витченко. «Бригада была, как в басне «Лебедь, рак да щука», — вспоминал он позднее. — Только отвернешься, а подопечные мои уже разбрелись «на перекур». По два, по три раза в день собирал собрание. Со стороны не раз слышал: «Брось ты, Степан, с ними нянькаться». Но бывший офицер не отступал. Приглядевшись, стал поручать каждому то дело, которое у него лучше всего получалось. Результат сказался быстро — намного вырос не только интерес к работе, но и заработки.

Со временем сложился и коллектив, в котором молодые люди не просто трудились рядом, но и интересовались делами и увлечениями друг друга. Когда кто‑то уходил на срочную службу, связь с ним постоянно поддерживали, письма солдат читали всей бригадой. А в этих письмах первый привет передавали Бате — так ребята называли своего наставника. Отслужив, многие возвращались на родной завод и сами становились мастерами, бригадирами.

Постепенно менялся состав бригады, но ее традиции сохранялись неизменными — в ней вырастали крепкие рабочие. А движение наставничества, начатое бригадой Витченко, продолжилось на многих промышленных предприятиях Ленинграда и других городов. В 1974 году Степану Степановичу было присвоено звание «Герой Социалистического Труда».

В своей книге «Дорогие мои мальчишки» Витченко проводил четкую грань между шефской помощью и наставничеством. По его мнению, шеф преподает молодому рабочему азы профессии, учит его высокопроизводительно трудиться. Задача наставника куда шире, объемнее — воспитывать рабочего, гражданина.

На «Электросиле» школу Витченко прошли более ста пятидесяти юношей и девушек. Затем бригаду возглавил его ученик Владимир Целуев, а сам Степан Степанович ездил и по стране, пропагандировал свой опыт, выступал в рабочих клубах, в цехах заводов… О его бригаде на Ленинградской студии кинохроники сняли документальный фильм. Кроме того, сам Степан Степанович стал прообразом главного героя художественной ленты «Полковник в отставке», вышедшей на экраны в 1975 году.

В тему 

«Истинное дело учителя делается исключительно нервами: надо, так сказать, заразить учеников трудолюбием, сознательным и ра­зумным отношением к частностям жизни, мелькающим в глазах неуча в хаотическом беспорядке. Одними сухими рассуждениями — даже при полной добросовестности — ничего не поделаешь в обучении, доброго следа не оставишь, необходима работа нервов…»

Дмитрий МЕНДЕЛЕЕВ, русский ученый-энциклопедист



Комментарии