Народные традиции не стареют

Юлия КУПИНА | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Гость редакции — директор Российского этнографического музея Юлия КУПИНА

Российский этнографический музей отметил 120-летие. Он был основан как Этнографический отдел Русского музея императора Александра III, чтобы «…представить картину этнографического протяжения нашего отечества, картину народов, обитающих в России и в непосредственном соседстве с нею». Для музея было построено в центре города здание, в 1934 году он стал самостоятельным учреждением.

О том, как Российский этнографический музей живет сегодня, как меняется, что нового готовит для публики, рассказывает наш сегодняшний собеседник.

Юлия Аркадьевна, 2022‑й был объявлен Годом культурного наследия народов России. Он стал особенным для музея?

— Для нас каждый год — год культурного наследия… Но в прошлом году, когда эта тема прозвучала на всю страну, мы оказались «под прожекторами» всеобщего внимания, почувствовали себя очень востребованными и нужными, по‑­особенному осознали ту ответственность, которая лежит на нашем музее. За минувший год нам задали больше вопросов, чем за все предыдущие: про традиции, про память и памятники, про культурное наследие, про отношение к самим себе и другим.

Для музея это был год тестирования выбранного направления развития, год укрепления и выстраивания партнерских отношений. Результат — вдохновляющий.

Нам удалось при поддержке Министерства культуры РФ создать Ассоциацию этнографических музеев и коллекций России. Сегодня в ней более ста членов, среди которых значительную часть составляют краеведческие и муниципальные музеи. Ассоциация организована для развития симметричных отношений и взаимообмена между центральными и региональными музеями. Важной частью работы ассоциации стала профессиональная подготовка музейных специалистов. Мы стремимся активно присутствовать в регионах и представлять музеи из регионов в Петербурге.

Вместе с коллегами и партнерами мы заявили простую истину: пора уйти от понимания, что традиционная культура — это прошлое, не следует архаизировать традиции. Ведь они сохраняются на протяжении веков, чтобы гарантировать устойчивость и преемственность развития.

Какие традиции вы имеете в виду?

— Традиции отношений между поколениями, отношений мужчин и женщин, родителей и детей, традиции уважения труда и мастерства, традиции защиты и обеспечения благополучия семьи и народа. Сегодня это звучит как морально-нравственные ценности общества. Мы исследуем традиции на протяжении их истории. Они представлены в памятниках, которые хранятся в музее, в архивных материалах, исследованиях, публикациях, на наших выставках и экспозициях. Думаю, сегодня традиции обретают новую жизнь и новое осмысление. Да, в их числе есть архаичные, которые уходят в прошлое. Например, традиция сохранения огня в домашнем очаге, которая есть во многих культурах мира. Но знание о таких традициях ныне становится символичным и дает силу.

В 1990‑е годы в нашей стране многие народы говорили о собственном возрождении, о реконструкции собственных культур. Сегодня в нашем многонациональном семейном «альбоме» яркие страницы культур вепсов и татар, поморов и камчадалов, якутов и алтайцев. Мы все больше слышим различные этнические термины и названия этнических групп. Это воспринимается естественно.

Традиции воспитания семейного, общинного, коллективного единства через игру и труд были во всех культурах. Есть охранительные традиции, которые, как считалось, не позволяют злым духам или природным стихиям нанести вред людям. Эти механизмы действовали на протяжении тысячелетий. Люди в них верили, считали действенными, потому что это объединяло их усилия. Есть традиции застолий и праздников, ярких нарядов, традиции музыкальные и танцевальные…

Спектр традиций широк, и если присмотреться к нашей жизни — они живы. В Узбекистане надо понимать, почему, меняя тарелки, официант вернет вам кусочек лаваша, который вы оставили. Традиция: хлеб не выбрасывают, его не режут ножом, иначе хлеб можно оскорбить.

Надо знать, как, соблюдая традиции, заходить в чужой дом, как общаться с представителями других национальностей. Почему это важно сегодня? Россия — страна многонациональная. На разных исторических поворотах это создавало риски скатывания в экстремизм, в национализм. Но ни одна из народных традиций не предусматривала вражды в отношении других национальностей. С чужими надо уметь общаться. И в этом тоже много традиций. Понимать их, знать, изучать и сохранять — задача общества. Музей вносит посильный вклад.

В вашем музее блестящие соб­рания. Они пополняются?

— Для меня ценность коллекции в том, что она выражает взгляд и отношение собирателя и исследователя, его опыт и знания конкретной культуры. Коллекции рассказывают не только о культуре народов, но и о тех исследователях, ученых, художниках, купцах, миссионерах, которые их формировали, о нашем обществе, нашей истории. Коллекция — это всегда авторское произведение, к нему так и надо относиться.

Сегодня музей формирует коллекции через экспедиции и дары. Мы благодарны партнерам, которые помогают нам приобрести вещи, благодарны дарителям. Но стараемся процессом руководить. Собрать весь предметный ряд нереально. Поэтому сегодня все музеи, и наш также, разрабатывают концепции комплектования фондов, делая акцент на собирании и предметов, и связанной с ними информации. В наших собраниях — архивные документы, фотографии, книги. Это ресурс, который надо не только собрать, хранить, исследовать, но и обеспечивать к нему доступ. Современный музей — это музей публичный во всех аспектах своей деятельности.

Экспедиции куда отправляются?

— Конечно, таких экспедиций, как раньше, когда люди уезжали на полгода-год, нет. Мы активно работаем в Ленинградской области, куда в течение года наши кураторы выезжают многократно. Причем специалисты ездят на одни и те же события или в одни и те же места на протяжении многих лет. Благодаря личным контактам удается получить уникальную информацию и порой уникальные предметы. Их случайным знакомым не передают. Эти предметы интересны прежде всего своими историями. Сегодня работаем в Псковской области и Поволжье, в таких странах, как Азербайджан, Армения, с муниципальными и краеведческими музеями в рамках Секций арктических музеев и Ассоциации этнографических музеев. Всегда это взаимный интерес. Мы приезжаем к партнерам, работаем на базе музеев. Делаем, как мы называем, экспертные выезды. Это не только исследования. Смотрим коллекции и работу с ними, проводим занятия с местными специалистами. Наши коллеги в регионах стараются комплексно использовать приезды наших специалистов, а мы развиваем связи с регионами и узнаем их глубже.

Меняется время, взгляд на события, историю. Обновляются ли постоянные экспозиции музея?

— Наши экспозиции созданы в разное время. Между экспозициями, открытыми в конце 1960‑х и три года назад, — 60 лет. Это разные эпохи для страны, разные подходы к трактовке коллекции, разные стили дизайна. Можно представить историю музейного дела в стране.

Реконструкция — процесс медленный и комплексный. Сегодня сотрудники ведут разработку общей экспозиционно-выставочной концепции музея. Мы продумываем ряд постоянных экспозиций, посвященных Арктике, Сибири, Дальнему Востоку. У нас в музее одни из лучших коллекций в мире по этим регионам, они должны быть представлены публике, если мы заявляем себя как страну арк­тическую и как важную часть евразийского пространства.

Также мы готовим экспозиции по Северному Кавказу и Крыму, по этнографии славянских народов. Проводится большое количество консультаций, «круглых столов»…

Сложность состоит в том, что мы не можем, как и большинство музеев, закрыться на какое‑то время и открыться обновленными. Поэтому надо работать и с экспозициями, которые воспринимаются как устаревшие. Оживить и представить их публике можно с помощью современных культурно-просветительских и образовательных прог­рамм. Экскурсоводы, методисты и педагоги умеют увлечь и удивить.

Мы гарантируем условия сохранности предметов на экспозициях. Если музейные предметы устают, а они устают так же, как и люди, мы их заменяем.

Сейчас стали использовать еще один прием актуализации постоянных экспозиций: устраиваем в их пространстве небольшие выставки, которые постоянно меняются и позволяют привязать их к сезонам года или праздникам. Например, День чувашской вышивки. Это новый праздник, который ввел регион, мы планируем его отмечать в музее. Часто дни различных регионов проходят в Москве и Петербурге, мы делаем временные выставки и мероприятия, которые эти события отражают. Петербург стал культурной столицей СНГ в нынешнем году, поэтому крупные выставочные проекты представят наши собрания по этнокультурному наследию стран СНГ.

В Европе активно обсуждается проблема возврата музейных ценностей в места их происхождения. Этнографические музеи под ударом?

— Вы говорите о процессе репатриации культурных ценностей. Мы этот процесс проходили на разных стадиях в 1990‑е годы, наблюдали, как он осмысляется в странах СНГ после установления независимости.

С нашим музеем другая ситуация. Мы работали в своей стране, официальных требований возвращать коллекции, которые собирали на Кавказе или в Центральной Азии, нет. Но есть взаимно осознанная потребность изучать их совместно. В эти дни мы сдали в печать каталог армянских коллекций РЭМ, подготовленный нашими специалистами совместно с Академией наук Респуб­лики Армения. С Акаде­мией наук Монголии издали каталог исторических фотографий по этой стране. Мы договорились с Республикой Татарстан издать каталог по татарскому костюму. Чувашский национальный музей предложил нам издать каталог чувашской вышивки из нашего собрания. Мы делаем это совместно.

Для носителей культуры важно, чтобы памятники их культуры были в собраниях крупных мировых музеев. На 120‑летие нашего музея Якутия и Республика Алтай, различные регионы России дарили вещи в наши коллекции. Мы признательны им всем.

У нас есть уникальные памятники белорусского народа — слуцкие пояса. Это особая техника ткачества, в Национальном художественном музее Белоруссии эти пояса представляют как сокровище. Там их сохранилось не больше двадцати, у нас — шесть, никто никогда не требовал возврата. Но мы заинтересованы в том, чтобы их изучить и представить широкой публике, в том числе и белорусской. Поэтому делаем онлайн-каталоги.

Сегодня речь идет не о том, чтобы этнографические коллекции вернуть на места их происхождения, а о том, чтобы сделать их там доступными. Мы стремимся представлять свои коллекции не только на музейных площадках, но и в муниципальных учреждениях культуры, и на различных публичных площадках в регионах. Почему это важно? Когда мы показываем, пусть цифровые копии, планшетные выставки, созданные на основе наших коллекций, то сохраняем историческую память. Подбираем темы, которые были бы интересны, важны и, возможно, в чем‑то носили терапевтический характер для людей, которые переживают трагические моменты. К примеру, мы делали выставку «Вышитое счастье» для новых территорий РФ. Показывали, насколько едина традиция белорусской, украинской и русской вышивки.

Какие выставки готовит музей в 2023 году?

— Мы собираемся заняться гастрономической темой — готовим выставки «Путь хлеба», «Традиции виноградарства». В Библии много упоминаний винограда, как и его изображений в народном искусстве. Это очень архаичный символ зрелости и благополучия. Виноградарь — человек, который умеет дирижировать погодой, солнцем, вкусом… Вино — сакральный продукт в любой культуре. Так же и хлеб. Все, что связано с выращиванием, приготовлением, хранением, потреблением хлеба, — красная нить во многих культурах. Взяв эту тему, мы посмотрим на сегодняшнюю жизнь: как она строится, что в ней ценится, что связывает нас с прошлым. Выставки готовим с партнерами — государственными музеями-заповедниками «Кижи» и «Малые Корелы». Они будут проходить на их и нашей площадках.

Важная тема этого года — культура сопредельных стран. Город многонациональный. Мы делаем выставку, посвященную взаимодействию разных традиций на территории Центральной Азии. Кочевые традиции и оседлые земледельческие. Как они смогли ужиться и породить своеобразную цивилизацию? Попытаемся в этом разобраться.

Готовим серию небольших выставок, посвященных декоративно-прикладному искусству разных регионов. У нас проходила выставка «Красота земная», посвященная образу женщины. Теперь будет выставка «Мужчина. Охотник. Воин». Посмотрим на мужчин в традиционной культуре. Какие роли приписывали им, как воспитывали, как оценивали, осуждали, награждали…

Мы создаем программы, сопровождающие выставки, чтобы люди могли провести в музее время, познакомиться с нашими экспертами, поговорить с ними, пообщаться. Мечтаю, чтобы у нас в музее бывали много творческих людей разных профессий и ученых: кинематографисты, писатели, художники, ботаники, зоологи, химики… Центр ремесленных традиций для этого создан. Есть циклы лекций, экскурсий, встреч. Мы приглашаем народных мастеров и людей, увлеченных рукоделием, изучать наши коллекции, просим их вести занятия для публики.

Меняется публика, мастера, эксперты. Сохраняются и пополняются коллекции музея. Вокруг наших коллекций все и происходит. Они создают индивидуальность музея. У нас есть занятие «Белые перчатки». Посетители надевают белые перчатки, которые обычно носят хранители, и вместе с хранителями имеют возможность рассмотреть экспонаты, разгадать технику создания предметов. Чтобы, например, понять, почему на одежде один шов прямой, а рядом — зигзагом.

Почему?

— Это препятствие для злых духов.


Комментарии