Посидеть рядом с Калашниковым

Валерий КРЫЛОВ | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Гость редакции — директор Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Валерий КРЫЛОВ

«Зашел в одиннадцать часов утра. Вышел в шесть вечера. Времени не хватило». Подобные отзывы о посещении музея можно нередко встретить в Интернете. И если жители Петербурга обычно представляют, что их ждет в Артиллерийском музее, то многие гости города бывают искренне удивлены. Они никак не ожидали увидеть в Северной столице такую гигантскую экспозицию, охватывающую всю военную историю России — от древних доспехов до современных ракетных комплексов. Вот они и зависают на ней часами…

Валерий Михайлович, слова «артиллерия — бог войны» известны всем. И, казалось бы, это утверждение могло со временем устареть, ведь армии непрерывно совершенствуются, появляются все новые виды вооружения… Тем не менее, что демонстрируют даже последние события, этот род ­войск и сегодня играет решающую роль на поле боя.

— Дело в том, что законы ведения войны остаются неизменными: чтобы подготовить плацдарм для пехоты и других родов и видов войск, надо применить артиллерию. Недаром есть такое выражение, которое актуально и сегодня: «Чем больше пота прольет артиллерист, тем меньше крови прольет пехота». Иногда оно звучит немного короче: «Пот артиллериста бережет кровь пехоты». Или совсем коротко: «Пот сохраняет кровь».

Преимущество в артиллерии было и остается решающим фактором на поле боя, и чем лучше работают артиллеристы, тем больше жизней пехотинцев будут сохранены. Мы только что отметили 80‑летие контрнаступления под Сталинградом. Считается, что именно тогда, когда пехота наступала вслед за мощным артиллерийским ударом, советская армия впервые применила тактику огневого вала. Впрочем, ею пользовались и ранее. К примеру, именно за счет мощной артиллерийской поддержки в начале 1940 года удалось прорвать «линию Маннергейма» в ходе «зимней» войны с Финляндией…

С артиллерией связана и вся моя жизнь. Мне вообще, наверное, повезло: окончив Казанское высшее командное инженерное училище и отслужив в ракетных войсках стратегического назначения, мне посчастливилось попасть слушателем в Артиллерийскую (теперь она называется Михайловской) военную академию. А после нее, опять же волею судьбы, посчастливилось оказаться на старейшем артиллерийском полигоне — на Ржевке, где я десять лет был начальником штаба.

Именно на этом полигоне получили «путевку в жизнь» многие образцы отечественного артиллерийского вооружения, которые, что скрывать, участвуют нынче и в специальной военной операции, где артиллерия и ракетные войска опять‑таки играют главенствующую роль. На нашей же экспозиции представлены более ранние образцы таких систем, как «Тюльпан», «Пион»…

Среди посетителей музея очень много детей, школьников. Нередко можно увидеть, что некоторые экспонаты буквально обвешаны ими… Как вы относитесь к призывам: мол, не надо приучать детей к оружию?

— На одной встрече с коллегами-музейщиками меня как раз и упрекнули: мол, чему вы учите детей? Зачем им знать, как разбирать автомат и портянки наматывать? Я ответил: «Товарищи, а как же без патриотизма?». Конечно, дело вовсе не в портянках, это, скорее, исторический атрибут. Но я уверен, что защита государства обязательно должна быть связана со знанием азов военного дела. И то, что сейчас правительство приняло решение вернуть в школы начальную военную подготовку, считаю абсолютно правильным.

Кстати, именно гости музея, а не его сотрудники, стали инициаторами занятий по сборке-разборке легендарного автомата Калашникова. Началось с того, что несколько лет назад посетители экспозиции, посвященной Михаилу Тимофеевичу, стали обращаться с просьбами, интересовались: можно подержать в руках автомат, как его разобрать и собрать? И мы выяснили: целое поколение наших сограждан, у которых в школе уже не было начальной военной подготовки, автомат Калашникова в руки не брали, но интерес к нему сохранили.

И теперь у нас каждый день с половины четвертого до половины пятого сотрудник музея выносит макет «калашникова» на специальный стол, демонстрирует всем желающим процесс его разборки-сборки. И любой может повторить эти действия. Вы бы видели, какой интерес это вызывает у мальчишек!..

Нас действительно иногда обвиняют: мол, мы пропагандируем милитаризм. Извините, у нас в стране в мирное время от кухонных ножей и сковородок получают травмы и погибают гораздо больше народа, чем от оружия. Что же теперь, запретить ножи и сковородки?!

Однажды у того же Михаила Тимофеевича Калашникова спросили: «Вот вы создали автомат — орудие убийства людей. Вы вообще спите спокойно?». Легендарный оружейник с достоинством ответил: «Сплю спокойно, поскольку я создал автомат, предназначенный в первую очередь для того, чтобы защищать родину». И мы в нашем музее, представляя оружие, говорим в первую очередь о том, какие подвиги совершали вооруженные им люди, вставшие на защиту своего Отечества.

Несколько лет назад мы создали отдел музейной педагогики. Рассказываем детям о русских богатырях, о Евпатии Коловрате, Александре Невском, Дмитрии Донском. Есть занятие «Гроза над Русью» — о том, как наши предки защищались от нашествия монголо-татар и крестоносцев. Говоря о Петровской эпохе, мы показываем, как действовали полки на поле Полтавской битвы, даем ребятам в руки игрушечные ружья… Мы вовсе не пропагандируем милитаризм: мы просто рассказываем о том, что и как было в прошлом.

И у вас это получается весьма доказательно, ведь ваш музей — еще и крупный научно-исследовательский центр.

— Недаром молодежь так охотно идет к нам работать! Издательская деятельность у нас намного обширнее, чем в других военных музеях. Кроме того, мы обладаем блестящей библиотекой и огромным архивом. На его базе уже написаны и защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций, и работа продолжается.

Уже больше десятка лет мы проводим ежегодные международные конференции «Война и оружие. Новые исследования и материалы». На следующую, которая пройдет весной, уже поступили десятки заявок от исследователей со многих концов страны. Ничего удивительного: это самая значительная конференция в России, посвященная подобной теме.

Еще одно распространенное мнение: мол, музей как будто бы застыл во времени, выглядит едва ли не так же, как лет сорок назад.

— Те, кто так говорит, наверное, просто давно у нас не были. Мы постоянно меняемся. Год назад, например, организовали на открытой площадке новую экспозицию под названием «Медный двор». Собрали там порядка 60 стволов арторудий, от Средневековья до XIX века. Почему медный? Раньше медью называли артиллерийскую бронзу.

А не так давно у нас появился «Чугунный арсенал», где представлены очень интересные пушки с XVI по XIX век. Размещен он на площадке открытого хранения, обращенной к Александровскому парку и Зоопарку. Там тоже большое собрание военной техники, доступ посетителей планируем обеспечить с весны. И, я уверен, это станет настоящим событием.

Там же мы собрали более 30 образцов современной инженерной техники, которая способна обеспечивать жизнедеятельность любого рода войск в полевых условиях. Такую же площадку на 30 образцов отвели для войск связи. Передвижные командные пункты, всевозможные антенны…

В самом музее появились совершенно новые экспозиции, которых раньше у нас не было, — про историю кадетского образования, суворовских и нахимовских училищ. Совершенно по‑новому оформлен зал, посвященный Отечественной войне 1812 года. А рыцарский зал, который я уже упоминал, не хуже, чем в Эрмитаже!

Соглашусь с тем, что наша экспозиция действительно отличается достаточно консервативным подходом. Тем не менее ничего не имею против использования современных средств мультимедиа. В скором времени и у нас, как во многих музеях, появятся индивидуальные электронные гиды…

Вы говорите о современных мультимедиа, а, помнится, не так давно в музее крыша протекала..

— Докладываю: восемь лет назад впервые за всю историю существования нашего музея — и дореволюционную, и советскую, и постсоветскую — нас посетил министр обороны. Я так и сказал Сергею Кужугетовичу Шойгу: «Вы — первый!..». Именно тогда министр обороны по моей просьбе выделил необходимые средства, и мы смогли полностью отремонтировать кровлю, заменив все стропильные конструкции. Частично отреставрировали фасады.

Поручение главы военного ведомства действует до сих пор, но из‑за объективных обстоятельств финансирование ремонтных работ было приостановлено. Надеюсь, что когда обстановка в стране — в экономическом и политическом плане — стабилизируется, ремонт будет полностью завершен…

Но мы и сейчас не сидим сложа руки. За счет внебюджетных средств нам удалось своими силами отремонтировать несколько небольших залов. В одном из них открыли экспозицию «История военной связи». Очень помогла Военная академия связи имени Буденного, предоставив интересные образцы из своего «арсенала».

Вообще с военными вузами мы сотрудничаем очень плодотворно. И речь не только о практических занятиях для курсантов. «Военмех» на протяжении десяти с лишних лет проводит посвящение в студенты и их выпуски на нашей территории. Дружим с руководителями и генеральными конструкторами многих военно-промышленных предприятий — благодаря этому получаем экспонаты. Благодарны и тем, кто по собственной инициативе безвозмездно предоставляет нам уникальные реликвии.

Самым бесценным подарком, конечно, были предметы, переданные музею легендарным оружейником Михаилом Тимофеевичем Калашниковым. Мы познакомились еще в 1970‑е годы, в пору моей службы на Ржевском полигоне, где испытывали не только артиллерийское, но и стрелковое вооружение.

Именно там происходила доработка моделей автоматов Калашникова?

— Да, и так сложилось, что после того, как в 1991 году я возглавил музей, наша дружба с Михаилом Тимофеевичем перешла во что‑то большее. Он десятки раз приезжал к нам. Раз в полгода я бывал у него в Ижевске и всегда очень гордился нашей дружбой. Удивительный был человек! Мы много беседовали, он рассказывал о своей жизни, любил пошутить, читал свои стихи…

И мы были безмерно ему благодарны, когда он передал в наш музей свою коллекцию из 180 предметов оружия, подаренных ему первыми лицами самых разных государств. Сами понимаете, что это не серийные образцы, а особенные экземпляры. Некоторые из них — настоящие шедевры!

Несколько лет назад к столетию замечательного оружейника мы с его дочерью Еленой Михайловной установили у входа в музей бронзовый памятник Михаилу Тимофеевичу. Хочу обратить внимание, что это единственный монумент в мире, где он изображен в форме старшего сержанта Красной армии. Московский скульптор Владимир Курочкин взял за основу фотографию фронтовых лет. Именно в этом звании Калашников встретил Великую Отечественную войну. Будучи командиром танка, в октябре 1941‑го под Брянском он был тяжело ранен и контужен. А в госпитале по‑настоящему загорелся идеей создания своего образца автоматического оружия.

Памятник настолько хорошо вписался в комплекс нашего музея, что может показаться, будто стоял здесь всегда. Теперь едва ли не каждый посетитель фотографируется у скульптуры. Мы даже намеренно не стали делать ограду, поскольку не возражаем, если люди забираются на бронзовую скамейку и садятся возле бронзового оружейника. Пусть останется память о нем.

В будущем году 320 лет исполнится не только Петербургу, но и началу формирования коллекций музея…

— Мы действительно можем считать, что родились вместе с городом. 29 августа 1703 года Петром I был основан цейхгауз в Петропавловской крепости, где наряду с артиллерийскими орудиями и военными припасами стали хранить трофеи Северной войны.

Назвать эту коллекцию музеем было еще сложно, однако спустя чуть более полвека генерал-фельдцейхмейстер граф Петр Иванович Шувалов создал на ее основе Достопамятный зал, размещавшийся в здании Арсенала на Литейном проспекте. К концу XVIII века собрание насчитывало уже около шести тысяч экспонатов. В 1868 году Достопамятный зал перевели в здание Нового арсенала в Кронверке Петропавловской крепости, где ныне и находится музей…

Что же касается петровского времени, то даже наша территория, как оказалось, хранит память о первых годах жизни Северной столицы. В конце 1990‑х годов в ходе археологических исследований на территории Кронверка нашли офицерскую землянку петровского времени — с лежанкой и маленьким очагом. Именно офицерскую, поскольку там были обнаружены фрагменты амуниции и голландских курительных трубок. А буквально рядом, в нескольких метрах, наткнулись на погребение первых строителей Петербурга.

Они были солдатами: так определили ученые, основываясь на фрагментах одежды из грубого сукна, нательным крестам старой, московской работы. Антропологические исследования останков показали, что они принадлежат молодым людям в возрасте до 25 лет и, что самое главное, у них оказались стерты зубы. А это было следствием того, что им приходилось постоянно выполнять команду «скуси патрон». Для того чтобы зарядить фузею, солдатам нужно было откусить кончик снаряженного патрона, высыпать из него в ствол ружья порох и утрамбовать. И такую манипуляцию приходилось производить с каждым патроном. А поскольку бумага, в которую был снаряжен патрон, была достаточно плотной, то зубы солдат быстро стирались.

После всех исследований археологи вернули останки на то место, где их нашли. Но с тех пор нас не покидает мысль, что надо как‑то отметить это захоронение первостроителей города — петровских воинов. Поставить небольшой мемориальный знак.

Говорят, что едва ли не с петровского времени Кронверк соединен подземным ходом с Петропавловской крепостью…

— Да, есть такая легенда. Но мы до сих пор не нашли следов подземного хода. Хотя я не исключаю, что он все‑таки существует…




Комментарии