От площади Победы до Орешка

Сергей ОРЛОВ | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Гость редакции — заместитель генерального директора Музея истории Петербурга Сергей ОРЛОВ

Наш собеседник занимается филиалами главного городского музея, без которых трудно представить культурную жизнь Петербурга. В июле исполнилось 100 лет со дня рождения Людмилы Николаевны Беловой. Ровно 70 лет назад она стала директором Музея истории Ленинграда и служила на этом посту 33 года. Именно благодаря невероятной энергии Беловой музей стал таким, каким мы знаем сейчас его преемника — Музей истории Петербурга с комплексом в Петропавловской крепости и семью филиалами вне ее стен.

— Сергей Васильевич, какие принципы, заложенные Беловой, вы считаете важными, актуальными в наше время?

— Начну с того, что, по воспоминаниям коллег Людмилы Николаевны, для нее не было мелочей. При ней Музей истории Ленинграда получил в свое распоряжение часть Петропавловской крепости, она начала с того, что очистила территорию от мусора и приступила к реставрации главного памятника — Петропавловского собора. Крепость стала центром музея. Вокруг этого центра Белова начала собирать небольшие музеи «в один кулак». Прожить маленькому музею было сложно, не хватало средств и сотрудников, непонятны были перспективы развития, Белова брала таких под свое крыло. Одно время количество филиалов Музея истории Ленинграда достигало двадцати. От Исаакиевского собора до Краеведческого музея города Пушкина. Потом многие стали самостоятельными музеями. Девять музеев остаются на орбите нашего Музея истории Петербурга. В том числе Музей космонавтики и Музей археологии, которые находятся на территории Петропавловской крепости.

Уроки Беловой состоят в том, что нельзя успокаиваться, даже если посетителей у филиалов хватает и выставки у них проводятся интересные.

Меня радует, что в наших филиалах работают как молодые, так и опытные сотрудники. Они обеспечат ту самую преемственность, без которой не бывает успешной музейной работы.

— Какое место занимает каждый филиал в «солнечной сис­теме» под названием ГМИ СПб?

— Монумент Героическим защитникам Ленинграда — место, где всегда отмечаются праздничные и трагические даты в истории города и страны: День Победы, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, день начала блокады… Туда приходят как официальные делегации, так и семьи с детьми. Там принимают присягу и выдают дипломы о высшем образовании.

Музей Сергея Кирова хранит 30 тысяч предметов, связанных с его деятельностью. Политические изменения в стране, произошедшие более тридцати лет назад, заставили нас расширить темы работы с публикой в этом музее. Разработаны программы, знакомящие зрителя с историей «Дома трех Бенуа», где находится этот музей, с историей Каменного острова, и другие.

Музей Блока — один из самых активных наших музеев. Они кроме блоковской темы предлагают разнообразные художественные выставки, краеведческие программы, циклы экскурсий по петербургской Коломне. Сотрудники не только работают с посетителем в музее, но и выходят вовне, например, читают стихи Блока малышам в детских садах. А совсем недавно музей получил грант на показ стихо­творений Блока для слабовидящих и слабослышащих. Посещаемость этого филиала выросла за пос­ледний год на треть. Возможно, еще сыграли свою положительную роль установка памятника Блоку на улице Декабристов, недалеко от музея, и большая дискуссия о том, каким должен быть памятник этому поэту Серебряного века.

Музей петербургского авангарда (дом Матюшина) — деревянный дом среди каменной застройки Петроградской стороны, сложившейся еще в начале ХХ века. Этот музей привлекает оригинальными камерными художественными выставками.

Особое место среди филиалов занимает крепость Орешек…

— 700‑летие крепости миновало, каковы перспективы ее рес­таврации, о которой говорят последние лет двадцать?

— Программа реставрации крепости Орешек была разработана еще в 2019 году.

Но этот объект входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как компонент комплекса «Петербург и связанная с ним группа памятников». Поэтому Министерство культуры предложило нам оценить влияние будущих реставрационных работ на облик памятника. За 10 млн рублей подрядчик выполнил целый комплекс исследований, от геодезических до историко-культурных, разработал рекомендации, какое здание до какой степени реставрировать, а где ограничиться консервацией; как приспособить их под музеи. Мы выдали свои замечания, планируем, что к концу сентяб­ря это комплексное исследование будет закончено. Музей отправит его в Министерство культуры, и мы рассчитываем на получение федеральных средств на проведение реставрации крепости. Есть поручение президента России о выделении средств.

Замечу, что речь идет именно о средствах на реставрационные работы, текущие содержание и ремонт крепости нам полностью обеспечивает бюджет Петербурга.

— Какой еще филиал нуждается в наибольшей заботе?

— Монумент Героическим защитникам Ленинграда. Обследования показали, что требует ремонта гид­роизоляция комплекса и облицовка «разорванного кольца», на стеле выветрились свинцовые заполнения между плитами. Городские власти знают об этой проблеме. Надеюсь, в ближайшее время мы ею займемся.

В апреле 2024 года музейный комплекс стал памятником архитектуры, теперь там необходимо вести реставрационные работы по всем правилам КГИОП. Недавно утверж­ден список предметов охраны. Мы проводим обследование состояния памятника и будем готовить проект реставрации.

— Памятный зал монумента Героическим защитникам Ленинграда был открыт 45 лет назад. Его постоянная экспозиция нуждается в обновлении?

— Это скорбный зал, и я против установки там современного «интерактива», который неизбежно превратит его в игрушку. Иное дело, что мы постоянно обновляем техническое оснащение: компьютер, который управляет светящейся картой Ленинградской битвы, вышку для быстрой замены лампочек (их в зале 4,5 тысячи), проекционную и звуковую технику. Эта работа не видна посетителям, которые бывают в Памятном зале нечасто, но она постоянно ведется.

— В последние годы много говорят о том, что основной площадкой Музея археологии как филиала Музея истории Петербурга станет Меншиков бастион Петропавловской крепости. Как там идут дела?

— Вы хорошо знаете, и ваша газета не раз сообщала своим читателям о том, что внутри каменного Меншикова бастиона существует деревоземляной вал. Он имеет не меньшую ценность, его надо обязательно сохранить. Это замечательное место для Музея архео­логии. Проект приспособления ­бастиона под музейную экспозицию, созданный архитектором Никитой Явейном, одобрен Советом по сохранению культурного наследия при городском правительстве. Но вопрос, как, какими методами сохранять вал, еще остается нерешенным. За многие годы, пока проводились работы внутри Меншикова бастиона, потребовалось укрепить его кровлю. На эти цели выделено 40 млн рублей.

— Сроки открытия Музея археологии остаются прежними?

— 2028 год, как сказано в поручении президента РФ. Поэтому разработан план работ археологов и почвоведов для окончательного решения проблемы сохранения земляного вала. Работы начнутся, как только завершится ремонт кровли. В силу важности создания музея, надеюсь, не будет задержек дальнейшего финансирования.

Архитектору Владимиру Григорьеву, недавно назначенному первым заместителем генерального директора Музея истории Петербурга, поручено заниматься всем, что связано с архитектурными и строительными вопросами Музея археологии, чтобы успеть открыть его в 2028 году.

— В филиале «Особняк Румянцева» под одной крышей соединены экспозиция об истории здания, его владельцах в XIX веке и Румянцевском музее, который там находился, экспозиция «Ленинград в годы Великой Отечест­венной войны», постоянные выставки об эпохе нэпа и советской коммуналки, а недавно там же открылся Центр Дмитрия Лихачева. Это сочетание, согласитесь, не бесспорное?

— Не соглашусь. Это история музея. Блокадная экспозиция, которая открылась в 1964 году — к 20‑летию полного освобождения нашего города от блокады, стала преемником закрытого Музея обороны и блокады Ленинграда. И сейчас, когда этот музей возрож­ден и скоро исполнится полвека, как открыт монумент Героическим защитникам Ленинграда, не уменьшается популярность нашей экспозиции в особняке Румянцева, ее детских и выставочных программ, например «Шлиссельбургский десант». Поэтому в ближайшие годы мы закрывать военную экспозицию не будем.

Центр Дмитрия Лихачева создан по решению нашего учредителя — комитета по культуре Петербурга. Нам выделили средства для ремонта помещений. Там кроме мемориальных вещей Лихачева разместился небольшой конференц-зал, где, например, жюри обсуждало эскизы проекта памятника Даниилу Гранину, поданные на конкурс. Выставка этих проектов также проходила в особняке Румянцева.

— А история нэпа?

— Мы — Музей истории СанктПетербурга. В Петропавловской крепости экспозиция рассказывает о городе со времени его основания до 1917 года. Музея нэпа в Петербурге нет. Где все это посмотреть? Только у нас. На мой взгляд, пока не принято стратегическое решение о том, как будет выглядеть экспозиция о советском периоде в Музее истории Петербурга и где именно она будет размещаться, показ истории нэпа в особняке Румянцева должен существовать. Кроме того, должен отметить, что на данном этапе мы как раз и рассказываем об истории города ХХ века именно в особняке Румянцева. Здесь экспозиции, посвященные 1920‑м, 1930‑м и 1940‑м (период Великой Отечественной войны).

— Слышал, что в здании особняка Румянцева, выходящего и на Английскую набережную, и на Галерную улицу, много неиспользуемых помещений?

— В особняке есть большие мансардные помещения с крутыми лестницами, некогда там были коммуналки, которые сейчас невозможно использовать ни как экспозиционное пространство, ни как офисное. Мы предлагали их художникам под мастерские, они отказались. Сейчас думаем о возможном использовании мансард для хранения фондов. Но это требует дорогой и сложной реставрации. Впрочем, как и парадные залы особняка. Чтобы дом выглядел именно богатым дворянским особняком XIX века.

— Как идет ремонт помещения типографии в Музее печати?

— Там сложность в том, что во флигеле дома на углу набережной Мойки и Волынского переулка, где располагается историческая типография (под ней и над ней), находятся частные помещения. В этом году мы получили средства на проведение собственного обследования технического состояния всего флигеля. Те оптимистичные документы, которые показали нам частные собственники, не вызывают большого доверия. А ведь речь должна идти о пребывании многочисленных посетителей музея.

Когда завершится обследование, мы приступим к ремонту и готовы открыть музей-типографию. Тем более что наши попечители из «Гознака» уже готовы предоставить экспонаты. Но это не произойдет быстро.

— Музей Александра Блока, Музей Сергея Кирова и Музей печати находятся в жилых домах. Какие проблемы это порождает и как они решаются?

— Мы нашли общий язык с соседями, как собственниками квартир, так и нежилых помещений. Хотя, например, бывает кто‑то провел антенну на лестнице, а пожарные приходят с вопросами к нам. Или был один жилец, который хотел выселить Музей печати, чтобы закрыть лестницу от посторонних.

В этом году, что называется, на ровном месте выросла не­ожиданная проблема. Коммунальные службы стали брать плату не за фактически вывезенный объем мусора, а по нормативам, исходя из количества наших посетителей. Плата сразу возросла в пять раз. Мы ее вносим, но пытаемся убедить всех, от кого зависит решение этой проблемы, от управляющих компаний до муниципалов и районных властей: мы готовы поставить опечатанный бачок, чтобы, как и преж­де, платить за фактически вывезенный мусор.

— Для основного комплекса музея, расположенного в Петропавловской крепости, главный праздник — День города. Может быть, нужен праздник для филиалов? Один на всех? У каждого свой?

— На мой взгляд, такие праздники уже существуют. Первые выходные сентября — День крепости Орешек. В Музее Александра Блока — день рождения и день памяти поэта, в ноябре и августе, соответственно, с выставками и автобусными экскурсиями. В Музее Сергея Кирова — день его памяти в декаб­ре. Кстати, в нынешнем году исполнится 90 лет со времени убийства этого видного политического деятеля. В Музее космонавтики — это, конечно, 12 апреля — день полета в космос Юрия Гагарина.

Двор Музея Матюшина в новогодние праздники используется для детских квестов, в том числе лыжных. Кстати, шесть лет назад с помощью сотрудников Ботанического сада были созданы новые дорожки. Пришло время к этой теме вернуться.

Но если вы задали такой вопрос, мы подумаем, какие праздники придумать для других музеев-филиалов.

— Спросил о праздниках потому, что это работа на продвижение филиалов. Над какими способами продвижения вы работаете, чтобы широкая публика знала, что Музей истории города — это не только Петропавловская крепость?

— Безусловно, мы заинтересованы в привлечении посетителей в наши филиалы. Для этого ввели новый комплексный билет, по которому по льготной цене можно посетить Петропавловскую крепость и все филиалы. Действует такой билет две недели. И сейчас мы видим, что его продажи постепенно увеличиваются.

В Петропавловской крепости и филиалах, на сайте музея, соцсетях мы активно распространяем информацию о событиях, выставках, детских и просветительских ­программах, которые проходят на территории музеев.

Эффективным инструментом для популяризации наших «малых» музеев являются общегородские музейные фестивали. Например, «Ночь музеев», детские дни, организованные петербургским Океанариумом, работающий много лет проект «Большая регата» и другие.

Кроме того, каждый музей старается придумывать и предлагать публике интересные, востребованные современной аудиторией ­программы и выставки. А поскольку у нас единое фондовое хранение, то все филиалы при создании своих выставочных проектов могут использовать богатейшее собрание Музея города.



Материалы рубрики

06 сентября, 16:58
Елена ПРОТАСОВА
30 августа, 14:49
Леонид ДЕДЮХА
23 августа, 12:06
Елена СУХАЧЕВА
16 августа, 14:16
Дмитрий ДЕМИН
09 августа, 11:44
Марина АЗИЗЯН

Комментарии