Питомник инженеров нового типа
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Гость редакции — ректор Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I Олег ВАЛИНСКИЙ.
На свою нынешнюю должность наш собеседник пришел в июле нынешнего года. До этого он более 35 лет проработал на Октябрьской железной дороге на разных должностях: начинал с составителя поездов, в итоге стал вице-президентом ОАО «РЖД» — начальником дирекции тяги. О том, чем сегодня живет первый инженерный транспортный вуз России, подготовивший за 214 лет существования более 125 тысяч специалистов, и о планах его развития рассказал наш собеседник.
— Олег Сергеевич, за пять месяцев ректорства вы успели погрузиться в атмосферу учебного процесса?
— Осваиваюсь (улыбается). А вообще‑то я здесь не новичок. С университетом связано почти 45 лет жизни. В 1979 году поступил на первый курс, но тогда для меня важнее оказалась музыка. Отслужил в армии, окончил техникум, начал подниматься по карьерной лестнице и, когда стал заместителем начальника товарной станции (а это инженерная должность), с легкой руки Юрия Ивановича Холодова, в то время начальника Витебского отделения ОЖД, снова вернулся в институт. На второй день после защиты диплома был назначен начальником Санкт-Петербургской дирекции грузовой и коммерческой работы. На протяжении многих лет являюсь членом Государственной экзаменационной комиссии и профессором кафедры «Электрическая тяга».
Так что я сменил вид деятельности, и теперь моя задача — готовить высококвалифицированных инженеров для РЖД и не только. Пришел в вуз с определенным багажом практических знаний, управленческим опытом. Этим и делюсь с коллегами. Конечно, в вузе другой ритм работы, я бы сказал, академический, и к нему нужно привыкнуть.
Сегодня ПГУПС не только, как теперь принято говорить, учебно-лабораторный кампус на Московском проспекте, 9. У нашего университета 15 филиалов и структурных подразделений в разных городах страны, в которых ребята получают среднее профессиональное образование. В 14 из них я уже побывал, узнал о проблемах, которые есть на местах. Радует, что в регионах выстроено активное взаимодействие с РЖД и региональными властями.
— Первое объявление о приеме в институт было опубликовано 9 сентября 1810 года именно в «Санкт-Петербургских ведомостях». Экзамены проводились в октябре. По их результатам Бетанкур отобрал 30 человек. Позже были приняты еще 11. Сколько студентов зачислены в ПГУПС в этом году? На какой факультет был самый большой конкурс?
— На первый курс зачислены 2800 студентов-бюджетников и 1150 на платное обучение, 3600 человек приняли наши филиалы. Последние годы самые большие конкурсы на обучение связаны с направлениями логистики и управления процессом перевозок. Растет популярность строительных специальностей, в том числе «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», а также технических специальностей. Безусловно, востребовано направление «Информационные технологии». С каждым годом становится все более необходимой в стране и транспортной сфере профессия психолога. Кстати, наши выпускники кафедры «Прикладная психология» для трудоустройства часто выбирают компанию «Российские железные дороги».
— Вручая вам награду «Наставник ОАО «РЖД», руководитель компании Олег Белозеров сказал: «Это аванс на будущее от холдинга. Мы будем судить о вашей работе по уровню выпускников ПГУПС». А вы помните своих наставников?
— Ю. И. Холодов, Б. Д. Громов, В. Н. Морозов, В. И. Ковалев (бывший ректор ПГУПС), Г. П. Комаров, А. А. Зайцев, В. В. Степов. Каждый в свое время занимал пост руководителя на Октябрьской железной дороге. Они абсолютно разные, но по‑своему способствовали моему становлению.
В РЖД и сегодня наставничество занимает особую нишу. Без него хорошего специалиста не вырастишь.
— А какие выпускники сегодня нужны отрасли?
— Основатель нашего университета Августин Бетанкур написал в записке на имя императора Александра I о том, что необходимо «…снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначаемы к производству всех работ в империи».
Отсюда и главная задача нашего вуза — готовить специалистов, максимально адаптированных к производству и тем вызовам, которые сегодня диктует время. Для этого прежде всего необходима современная учебная база. Знакомить ребят, которые через два-три года придут на железную дорогу, следует с тем оборудованием, которое будет активно внедряться в ближайшие 10 лет.
Не менее важно максимальное погружение преподавателей в производственные процессы РЖД и других промышленных партнеров. В классическое университетское и инженерное обучение должны привноситься новые знания, которые приобретаются на производственных стажировках. Преподаватель обязан понимать задачи, стоящие перед компаниями — потенциальными работодателями выпускников вуза. Важно внедрять в процесс обучения грамотных руководителей. В университете уже несколько лет читают лекции многие руководители ОАО «РЖД». Это и заместители генерального директора компании Михаил Глазков, Дмитрий Пегов, Сергей Павлов, начальники железных дорог Валерий Танаев, Виктор Голомолзин, Сергей Дорофеевский. У них нет академического образования, но они дипломированные инженеры и практики с большим опытом. На лекциях и мастер-классах они рассказывают о том, что происходит на сети, о новых технологиях, стратегии развития. Это очень полезно и интересно. Их слушают не только студенты, но и преподаватели.
И еще. В группы корпоративного образования руководителей железных дорог необходимо внедрять молодых преподавателей нашего вуза, чтобы они помимо знаний проникались духом компании и с ключевым заказчиком находились на одной волне.
— А чего сегодня не хватает начинающим специалистам?
— Прежде всего практики, на которую по учебной программе отводится около трех недель начиная с 3‑го курса. Когда я учился в техникуме, у меня было полгода стажировки на станции Ленинград-Товарный — Московский. Я был оформлен по трудовой книжке, и работа оплачивалась. Через полгода продолжил учебу в техникуме, окончил его и был принят затем дежурным по станции Ленинград-Сортировочный — Московский. Именно практика помогла мне максимально адаптироваться к работе на железной дороге. Считаю, что в первую очередь необходимо пересматривать программу обучения в сторону увеличения часов практики на производстве. Также надо к разработке учебных программ привлекать специалистов компании профильных подразделений ОАО «РЖД». Но это прерогатива Минобрнауки.
А пока сами ищем возможности увеличить часы работы наших студентов в рамках тех программ, которые есть. К примеру, почти 40 лет успешно функционирует круглогодичный стройотряд проводников «Смена». Сегодня планируем создать такой же круглогодичный — путейский.
— Есть ли желающие взять студентов на стажировку?
— Более чем достаточно. У меня много писем от разных профильных руководителей с посылом «Присылайте ребят на практику, ждем выпускников…». Сейчас у молодежи нет проблем и с устройством на работу, если, конечно, не их завышенные желания (к примеру, сразу получать миллион рублей). Выпускаешься — тебя с руками оторвут: и Октябрьская железная дорога, и любая другая организация: «Горэлектротранс», метрополитен, строительные компании и т. д. Мы специализированный железнодорожный институт, но надо понимать, что сегодня железная дорога — это не только РЖД. На развитие транспорта работают научные и проектные институты, логистические компании, предприятия вагоно- и локомотивостроения, сервисные компании…
— Вы пришли в университет с большим практическим багажом. А что принесли в портфеле?
— Пришел «без портфеля»… Но программа у меня подготовлена. Она ляжет в основу плана развития университета до 2030 года. Сейчас ее дорабатываем и, когда она будет готова и утверждена ученым советом, начнем воплощать в жизнь.
Вместе с РЖД и другими промышленными компаниями будем готовить специалистов, «равных гению». Ведь слово «инженер» в переводе на русский звучит именно так.
— Вас можно поздравить с победой: ПГУПС вошел в число победителей федерального проекта «Передовые инженерные школы». По каким направлениям была представлена программа вуза?
— По итогам второй волны отбора университет стал участником федерального проекта «Передовые инженерные школы». В 2024 году мы получим 230,4 млн рублей на создание и развитие передовой инженерной школы «ИСКРА» в Петербурге в партнерстве с крупнейшими производственными компаниями страны. Защита проходила в Министерстве науки и высшего образования. В команду помимо меня и руководителя проекта передовой инженерной школы Александра Никитина вошли генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа и начальник департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимир Андреев. В новой инженерной школе будут создаваться принципиально новые системы безопасности для рельсового транспорта на базе интеграции стационарных и бортовых интеллектуальных систем передачи данных, включая использование радиоканала. Это позволит повысить объемы перевозок, их безопасность и эффективность. На площадке школы планируется открытие новых образовательных пространств. В частности, начнет работу центр студенческих инициатив и на его базе технопарк, новые учебные лаборатории. Еще одна особенность школы состоит в том, что формирование и реализация программ будут производиться по заказам наших ключевых партнеров, среди которых компания ОАО «РЖД». Готовить инженеров транспорта мы планируем со школьной скамьи.
Также в проекте «Приоритет-2030» (а он был создан для того, чтобы сформировать в России более ста прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны) работаем по двум стратегическим направлениям: «Безопасные экосистемы интеллектуальной транспортной инфраструктуры» и «Новые технологии и материалы в строительстве». В 2024 году планируем запустить еще одну стратегическую разработку — «Тяжеловесное движение — драйвер экономики России». Ее целью является создание технических, технологических и кадровых возможностей для повышения провозных и пропускных способностей грузонапряженных направлений железных дорог. ПГУПС участвует в научном сопровождении процессов проектирования высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург — Москва.
— Как отметили день рождения вуза?
— По-деловому. Провели международный инженерный форум на тему «Инженерно-техническое образование как фактор повышения конкурентоспособности в условиях меняющегося мира». Более 400 гостей — специалистов-транспортников, ученых, представителей образовательных учреждений, руководителей крупных промышленных предприятий и бизнеса — встретились на «круглых столах», дискуссиях, пленарных заседаниях, посвященных проблемам подготовки инженеров.
Подписали пять соглашений, в частности, о сотрудничестве и совместной деятельности с АО «Ростерминалуголь»; сотрудничестве в области науки, образования и практической реализации научного потенциала в сфере цифровой трансформации между ОАО «РЖД» и университетом.
Главный же вызов для высшей школы сегодня, уверен, — подготовка инженера нового типа при сохранении того лучшего, что было создано более двух веков назад.
Комментарии