2Vtzqv4Hz9U

О силе, мотивации и магии

Леонид ДЕДЮХА | ФОТО предоставлено академической гимназией № 56 им. М. Б. Пильдес

ФОТО предоставлено академической гимназией № 56 им. М. Б. Пильдес

Гость редакции — учитель физики академической гимназии № 56 им. М. Б. Пильдес Леонид Дедюха

— Леонид Анатольевич, сразу про ЕГЭ: в технических вузах жалуются, что все меньше старшеклассников сдают единый гос по физике. Вы это наблюдаете?

— Говорить обо всем Петербурге я, наверное, не могу, скажу только о своих впечатлениях. У нас гимназия, то есть основная направленность не техническая, как в лицеях, а гуманитарная. Но есть профильные физико-математические классы, в которых ребята сдают физику. И таких ребят не становится меньше. В этом году в профильном физмат-классе сдавали, кажется, 25 человек, почти весь класс. Хотя раньше, бывало, только половина.

Я скорее другую тенденцию вижу, и она мне кажется глобальной. Во времена нестабильные, сложные в любой стране акцент делается на технические направления подготовки. В России, например, открываются всевозможные кванториумы, профессиональные классы, где можно погрузить школьника в технические специальности. В вузах растет количество бюджетных мест на технических направлениях. Соответственно, и акцент в образовании делается на изучение точных, естественно-научных дисциплин. И физики в том числе.

Сейчас несколько изменяется экзамен по этому предмету, становится более привлекательным: уменьшилось количество заданий, сократилось количество тем…

— «Привлекательный» экзамен — это более легкий? А правильно ли это, упрощать?

— Я здесь вижу больше возможностей. Экзамен не отторгает, не пугает, к нему проще подготовиться. И если у школьника стоит выбор между ЕГЭ по информатике и ЕГЭ по физике, то больше шансов, что выберет физику.

— Допустим, девятиклассник со слабой тройкой по физике вдруг решил пойти в технический вуз. Он сможет за два года наверстать?

— Вообще‑то для изучения любого материала у каждого есть базовые инструменты: внимание, память, мышление, воображение. Но главные факторы — мотивация и желание.

У меня были ребята и с не самыми высокими отметками по физике, причем в непрофильном классе. Но решили сдавать ЕГЭ по этому предмету и перешли в физико-математический десятый. Один сдал на 93 балла, учится в Политехе, другой со своими баллами поступил в московскую Бауманку… Это и есть мотивация. Задача преподавателя видеть ее, видеть прогресс ученика и в этом поддерживать.

У меня есть невероятные примеры сверстников, математиков и физиков, которые учились вместе со мной в университете в Новосибирске. Мой друг в школе не понимал тригонометрию. И в какой‑то момент его это так разозлило, что он стал дополнительно заниматься. В итоге после школы поступил «на математика» и уже на втором курсе побеждал старших студентов на олимпиаде.

Мотивация может быть внешняя и внутренняя. Внутренняя, думаю, позволяет достичь большего. Это когда ученик, которому ты завысил оценку, чтобы поощрить за старание, говорит: «Нет, это нечестно, я не все сделал». Потому что цель у таких ребят шире, чем получить пятерку.

Бывает, одаренность совпадает с мотивацией: у меня были ученики, которые три экзамена сдавали на сто баллов, «трехсотбалльники». Один из них уже окончил МГУ, он еще и невероятной культуры человек, очень вежливый и со взрослыми, и с одноклассниками, прямо эталон: сплав культуры, ума и невероятного желания что‑то делать.

А бывает, что одаренность играет плохую роль в жизни. Легко без стараний получаешь пятерки до какого‑то класса, но потом увеличивается объем информации, а у человека не накачана эта «мышца», умение работать. И по щелчку ее уже не запустишь.

— Вы хотите создать курс вроде «Физика для лириков». Сказалось то, что работаете в гимназии и надо объяснять предмет в основном гуманитариям?

— Я преподаю физику, потому что хочу показать красоту окружающего нас физического мира. Показать, что с физикой мы имеем дело постоянно.

Некоторые считают, что им «не дано» ее понять, просто потому что оказалась непонятной какая‑­то отдельная тема. Не удалось найти тот ключик, который позволяет ее раскрыть под другим углом.

Мне нравится искать необычные подходы в преподавании, в объяснении материала. Могу подобрать задачи, где формул поменьше, и сделать акцент на экспериментальной части — но не ради эффект­ности, а чтобы понятнее объяснить. Мне нравится, когда ученик весело заявляет: «О! Это даже я понял!».

— А можно пример?

— Попробую. Мы начинаем изучать второй закон Ньютона и говорим о том, что такое сила. Полезно, работая с каким‑нибудь физическим понятием, отталкиваться от житейского опыта. Ну вот у вас какие ассоциации возникают со словом «сила»?

— Ну, сила мышц… Сила воли…

— Вот. А еще, например, сила характера. Ее можно определить как умение определенным образом взаимодействовать. И когда мы собираем разные ассоциации со словом «сила», даже не относящиеся к физике, то обнаруживаем: всегда есть некий элемент взаимодействия. И тогда уже легче осознать определение: сила — это физическая величина, которая является мерой взаимодействия тел.

Или электрический ток. Что вообще такое ток? Течение, поток. Что‑то течет. Что может течь?

— Река…

— Так, а что нужно, чтобы она текла?

— Ветер, разница уровней…

— Да, то есть должно быть что‑то, что заставит воду бежать. А что еще нужно, чтобы был, допустим, поток машин? Или поток людей? Нужно, чтобы были сами машины, сами люди. То есть чтобы был поток, нужны какие‑то перемещающиеся частицы и что‑то, что заставляет их двигаться.

Электрический ток — это упорядоченное движение свободных заряженных частиц. И условия существования его просты: должны быть свободные заряженные частицы и что‑то, что заставляло бы их двигаться. Ну в данном случае это электрическое поле.

Еще удобно для запоминания создавать какие‑то очень простые ассоциации. Например: как запомнить, что линии магнитного поля направлены от северного полюса к южному? На севере нам холодно, поэтому мы стремимся перебраться к югу.

Или эбонитовая и стеклянная палочки: они по‑разному электризуются. Ребята придумывают свои ассоциации: эбонитовая палочка черная, такие темные силы, зло, что‑то отрицательное — и заряжена она отрицательно. А стеклянная палочка при электризации заряжается положительно: ассоциации — свет, прозрачность, добро, что‑то положительное. К тому же она хрупкая, ее можно разломить пополам и фрагменты сложить в форме плюса. А эбонитовая крепкая, не сломать, так что и плюс из нее не изобразить, только минус.

— На сайте «Учителя года» вы в качестве обоснования, почему пришли в педагогику, приводите цитату Льва Ландау. «Самый страшный грех — это скучать!». Дескать, профессия учителя — самая нескучная. И все же: почему стали учителем? И почему именно физики?

— Мне в подростковом возрасте было интересно все. Интересовался ботаникой — выращивал цветы, заинтересовался энтомологией — даже ос дома завел. Потом сильно увлекла математика — своей точностью, логичностью.

А в седьмом классе появилась физика, а с ней магия: люди обычно называют магией то, что не могут объяснить. Вот берем металлическое колечко, сквозь него свободно проходит металлический шар, потом его нагреваешь — и он уже не проходит через то же самое кольцо. Почему?! Живешь-живешь до седьмого класса, и вдруг бах, что‑то происходит, чего ты не знал и не можешь объяснить.

Почему физика, а не математика? Когда занимаюсь физикой, то и математику использую, она инструмент. А почему стал учителем…

Я со своими баллами мог поступить и в технический вуз, и в классический. Наверное, мне было интересно объяснять. Это такое чувство, когда что‑то знаешь и прямо не можешь удержать в себе, хочется поделиться. Не скажу, что сразу хотел именно учительствовать: наверное, только на второй год своей работы осознал профессию, за что ее люб­лю и ценю.

— И были случаи, когда «не соскучишься»?

— Сейчас вспоминаю — улыбаюсь, а когда это случилось, было мучительно неловко, я покраснел как помидор и жалел, что не обладаю даром просто испариться.

Я был начинающим учителем, работал в Новосибирске. Мы в городском Доме учителя чествовали потрясающего педагога, учителя математики Людмилу Александровну Фурманчук. Полный зал, представители городской администрации, я выступаю со сцены — такой конферанс. А у меня плохая память на имена. Так что я торжественно и многократно назвал не то отчество героини, меня уже зал поправлял. Потом исполнил песню (я профессионально вокалом занимался), зал расчувствовался, я даже правильно произношу отчество — и тут забываю, что должен сказать дальше. Уже коллеги сзади шепчут: «Юбиле-е-е-е-й! Юбиле-е-е-й!» И мое лицо, только что такое жизнерадостное, искажается ужасом.

А случай непосредственно в работе… Были очень важные моменты, но, честно говоря, они других людей могут затронуть, поэтому рассказывать о них не могу. Просто происходит что‑то, что дает тебе понять: ты занимаешься своим делом. И не потому, что твой ученик сдал ЕГЭ на 100 баллов, а потому, что ты помог в чем‑то другом, гораздо более существенном.

— Вы выпускник Института физико-математического и информационно-экономического образования при Новосибирском педагогическом университете. Там что‑то еще и экономическое было?

— Нет-нет, я физик, экономического образования у меня нет. Но есть хобби: финансовая грамотность. К сожалению, нам во время учебы в школе ее не преподавали. Если в семье этому не учили, то мы получали первые «уроки», когда сталкивались с какой‑то финансовой проблемой. Или если попадались нужные люди, как было в моем случае.

Увлекся инвестициями, но у меня духовное превалирует над материальным, так что и инвестирование я понимаю широко. Например, применяю его в отношении времени. Все‑таки самый главный ресурс — не деньги, а время.

— Как вы его инвестируете?

— Тут примерно как с финансами. Некоторое время надо просто наблюдать за тем, на что обычно тратишь ресурс. Первый шаг — записывать все расходы, а потом проанализировать, что с этих трат получил. Можешь обнаружить, что ресурсов потрачено много, а проку никакого. Ничего в своем развитии не приобрел. Невыгодное вложение получилось.

Еще одна полезная вещь: зная примерно свои доходы и расходы, скажем, в месяц, можешь планировать их на определенный период времени. В случае с финансовой грамотностью получаешь возможность быть защищенным, поскольку формируешь финансовую подушку. В случае со временем можешь все распланировать так, чтобы распределить силы и не суетиться: что лучше делать в первой половине дня, что во второй. Я начинал вести это планирование в школьном дневнике, сейчас сделал для себя удобный электронный дневник, туда и задачи по работе вписываю, и время на спортзал и прочее. Помогает выделять главное и от чего‑то отказываться, потому что всего не успеть.

— От чего пришлось отказаться?

— Пока отложил занятия в музыкальной школе Римского-Корсакова для взрослых. Четыре года учился академическому вокалу, уже два года не хожу. Конкурсное время напряженное, а пение — это и мышечная работа, надо постоянно системно заниматься. Но со следующего года, надеюсь, пойду доучиваться.

А вот от спорта не отказался. Не только для здоровья — это еще и способ переключить внимание, повысить стрессоустойчивость. Когда не хожу в спортзал, чаще устаю. И накапливается как снежный ком: устаешь, из‑за усталости не занимаешься спортом, от этого еще больше потом устаешь… Раньше бегал, сейчас на тренажерах занимаюсь. Знаете, как круто думается в спортзале!

— Вы амбассадор проекта «Рос­атом» — что это означает?

— Есть отличный проект «Рос­атома»: ребят знакомят с атомной энергетикой и атомными профессиями. «Атомное» сейчас не сводится к АЭС: это и производство систем хранения — в том числе аккумуляторных батареек, направления в биомедицине, в агрономии.

Я участвовал в конкурсе «Открывая страну», после этого на меня вышли организаторы проекта «Атомный урок» и предложили провести такой урок в Калининграде. По теме «Литиевая цепочка»: о замкнутом жизненном цикле литий-ионных батареек, начиная с добычи лития и завершая утилизацией отслуживших батарей. Сегодня строятся две большие фабрики по их производству — в Москве и Калининграде.

— Сейчас последние дни каникул, а вы в школе, на работе…

— Готовимся с ребятами к осеннему выезду. У нас в гимназии невероятные традиции, одна из них — осенний и зимний выезды старшеклассников в лагерь на несколько дней. Выезды тематические: в прошлый раз тема была — разные цивилизации, наш класс «представлял» цивилизацию Лемурию, в этот раз тема — Древняя Греция. В общем, готовим выступление, погружаемся в историю Эллады, венки плетем — правда, не лавровые, а из колосьев.

На самом деле эта традиция и вполне практическая: старшие классы бывают сборными, приходят и совсем новые ученики, так что эти выезды — еще и способ познакомить ребят друг с другом, со сверстниками из параллели. Ну и дать возможность получить свои аплодисменты.

Вообще в академической гимназии мощная система дополнительного образования: несколько хореографических и вокальных коллективов, театр-студия и многое другое. Отдельный праздник танца и песни есть!

Может, у какого‑нибудь ученика далеко не все прекрасно по физике — и вдруг я вижу его на сцене, и он выступает потрясающе.

— Ну тут можно сказать что‑то вроде «так 56‑я крутая, может себе позволить. Не то что обычная микрорайонная…»

— Знаю, что есть такое мнение, но у нас ведь нет никакого конкурсного отбора при поступлении в первые классы. К нам, как в любую школу, принимают детей, которые живут в нашем микрорайоне.

Я здесь работаю с 2017 года, и если меня спросить, чем меня сразу гимназия впечатлила, я назову то, что может себе позволить любая школа. Здесь очень уважительно относятся к труду учителя. 

Обычно в школе говорят о том, что в ней должно быть хорошо детям, и это правильно. Но еще Майя Борисовна Пильдес, основатель гимназии, заложила вот это правило: уважение к труду учителя. Потому что счастливый учитель воспитает счастливых детей.

Тут такое семейное отношение, забота друг о друге. Вот я готовлюсь к участию в «Учителе года» — и целая наша гимназическая кафедра физики соберется, чтобы оценить мой конкурсный урок, подумать, как его улучшить. Медиаслужба помогает снимать визитку к конкурсу, а команда профессионалов, руководителей гимназии грамотно продумает нагрузку, мое расписание и поможет на всех этапах конкурса.

И еще гимназия не бросает своих учителей. В жизни всякое случается: и в беду можно попасть. Здесь поддержат. И по радостному поводу тоже.

— Как вы в Петербург перебрались из Новосибирска?

— Я участвовал в конкурсе «Педагогический дебют» в 2016 году, стал абсолютным победителем на всероссийском уровне. Был невероятный подарок: знакомство с лучшими образовательными практиками Петербурга. Посетили несколько школ, в том числе 56‑ю гимназию. И Майя Борисовна Пильдес предложила мне работу.

Я привык начинать с нуля, не боюсь этого. Помню, как с нуля фактически начинал жизнь после армии. Приехал в общежитие, в комнате только железная кровать, а у меня лишь постельное белье. Идешь по друзьям: кто матрасом выручит?

— А зачем в общежитии‑то? Почему не дома?

— Так дом‑то в деревне. Пятьсот километров от Новосибирска.

— То есть вы в деревенской школе учились так, что смогли поступить в вуз?

— Сначала восемь лет в одной школе учился, деревенской, а с девятого по одиннадцатый класс нас возили в другую, школу-интернат: собирали в понедельник и возвращали домой в субботу. А потом по­ехал учиться в Новосибирск.

— Вы, будучи школьником, сдавали ЕГЭ по физике, а теперь сдаете его как «выпускник прошлых лет». А зачем? И в целом как к этому экзамену относитесь?

— Я очень хорошо отношусь к ЕГЭ по физике. Потому что он дает одинаковые возможности для разных детей в нашей стране. Это же здорово, когда школьник, живущий в деревне, может поступить в престижный вуз. И что главным критерием становится не то, где ты учился, хотя и это важно, — а то, как ты учился.

Я в школе своей деревенской на ЕГЭ по физике набрал не так много: 63 балла. Нас и не особенно готовили, не было нынешних возможностей учиться по Интернету.

Теперь каждый год намерен сдавать с детьми физику. В прошлом году набрал 99 баллов: неправильно один знак поставил. Мы потом с ребятами, которым ЕГЭ предстоял, разбирали ошибки, я рассказывал, какой алгоритм в написании работы использую, на что обратить внимание.

Почему сдаю? Ну слушайте, это же парадоксально, если мы детей чему‑то учим, а сами этого не делаем.



Материалы рубрики

22 ноября, 12:18
Виктор НИКИТИН
08 ноября, 12:48
Юрий КАЛЮТА
18 октября, 13:17
Евгений ЕМЕЛЬЯНОВ
11 октября, 10:01
Дмитрий КУРАПЕЕВ
04 октября, 12:03
Вадим КУКУШКИН

Комментарии